DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

«Город звериного стиля»: что не так со Снегурочками, камнями и водяными ведьмами

Город звериного стиля (роман)

Автор: Ольга Апреликова

Жанр: мистика

Издательство: Астрель-СПБ

Серия: «Формула мистики»

Год издания: 2024

Похожие произведения:

  • Павел Бажов «Медной горы Хозяйка» (сказка)
  • Ольга Апреликова «Зеленый мост» (роман)

Повесть Ольги Апреликовой «Город звериного стиля» интригует, завораживает атмосферой Урала, но оставляет довольно много белых пятен и черных дыр, то есть вопросов без ответа. Попробуем же разобраться, что не так со Снегурочкой, а также всеми «горными» сразу.

«Город звериного стиля» обещал очень много. Вот прямо с аннотации да предисловия начал манить и мистикой Урала, «где лучший реалист — Бажов», и тем, что книга «совершенно точна и реалистична в отношении спелеологии, карстологии и геологии», и нелегальными платиновыми приисками, и мифологией народа манси, и прочими чудесами и диковинами. Если человек в детстве зачитывался «Сказами» Бажова и хотя бы краем уха слышал о перевале Дятлова, он уже попался и положил книгу в корзину. А если не краем уха, то, скорее всего, задумался, отчего в предисловии поминаются Мидгард, Хельхейм и Асгард, тогда как у манси были Верхний, Средний и Нижний миры. Где Урал и где скандинавская мифология? Впрочем, аудитории 12+, наверное, так понятнее и ближе — не зря же их с пеленок кормили блокбастерами и комиксами про Тора и иже с ним.

Да и стоит ли судить книжку по предисловию? Совершенно точно не стоит.

Кто, где, когда и с кем 

Добро пожаловать в Пермь, город звериного стиля. Разочаруем сразу многих: никаких фурри и даже никаких леопардовых принтов не будет, звериный стиль не про это. Впрочем, подробного объяснения, что это за стиль и почему он — фишка Перми, в книге не дается. Потому — познавательная страничка, как говорится, коротенько, в двух словах, минут на сорок.

В древности многие народы создавали предметы с изображением животных или их частей (рога, копыта, лапы, следы — все, что называется, в суп, все пригодится) в сочетании с фигурами людей. Вот это и есть звериный стиль. Пермский звериный стиль узнаваем, хотя и имеет схожие черты со скифско-сарматским стилем, почитаем и по сей день вдохновляет многих художников, керамистов, скульпторов и ювелиров. В нем нашли отражение как повседневные дела, к примеру, охота, так и языческие верования. Полкило мистики к каждой, даже сделанной буквально вчера, подвеске прилагается. К магнитикам на холодильник — тоже.

Считается также, что пермский звериный стиль — наследие предков современных коми-пермяков, удмуртов, ханты и манси, той самой чуди белоглазой. Закончили с познавательной страничкой, переходим к сути книги.

Петр Мураш, он же Мур, простой подросток из Питера, переезжает на ПМЖ к дедушке в Пермь, а его мать, отчим и младшие братья переезжают в Китай. Где, спрашивается, справедливость? Вот во всех сказках детей от первого брака притесняют почем зря! Но не спешите с выводами — в Перми наследство, в Перми интересно и красивые девочки, да и вообще Мур сам так захотел. Дед, о котором Мур вообще-то до недавнего времени и знать не знал, человек непростой. Он геолог, профессор и почти маг и волшебник, а в доме его полно тайн разной степени опасности. И люди в Перми очень необычные, не то чтобы плохие, но другие. А еще по ночам под окнами ходит большая черная тень… Интересно? Еще интереснее станет, когда Мур столкнется с местным фольклором (далеко не все существа на Урале добрые), пройдет через Кунгурскую Ледяную пещеру и отправится за рулем грузовика через тайгу к нелегальным приискам. «Город звериного стиля» очень много обещал. Увы, кое-что со Снегурочкой, то есть с повестью, оказалось не так…

Что не так с людьми

Собственно, при чем тут уже не раз упомянутая Снегурочка… Первая фраза в книге «Со Снегурочкой было что-то не так» заставляет мысленно аплодировать автору. Вот еще ничего не началось, а уже интересно. Однако бодрое начало скоро сменяется довольно неспешным повествованием, заставляющим вспомнить примеры из советской прозы, когда на столовую ложку собственно действия могло приходиться до трех стаканов рассуждений и описаний. Все-таки от заявленного жанра ожидается чуть больше динамики и остроты. Впрочем, дожидаясь хоть какого-нибудь экшена и обещанной мистики, к стилю привыкаешь и даже начинаешь находить в нем особую прелесть.

Сложнее с несоответствием заявленного возраста персонажей их поведения. Главному герою Муру-Петру-Мурашу всего 17 лет, но с тем же успехом автор мог «нарисовать» ему и 25. Причем не современные 25 с электросамокатом и лавандовым рафом, а вполне себе «преклонные» из уже упомянутых времен СССР. В эпизодах общения с дедом, матерью, даже сверстниками он вообще не ощущается подростком. Может, была идея сделать его «вечным», как камни, подчеркнуть, что в нем, как в настоящем Мураше, живет память и дух всех живших до него Петров Петровичей и прочих «пращуров с пищалями»? Это бы прекрасно сыграло на контрасте с характерами других героев, но контраст там в другом.

Подавляющее большинство второстепенных героев — просто функции. Нужно разбить герою сердце и показать, как коварные люди жаждут добраться до сокровищ Мурашей? Будет барышня «цвета малахит» по прозвищу Долли, которую потом можно убрать. Надо привнести дидактики и объяснить, что деньги — не главное и жить нужно честно? Вот отец главного героя. Он сначала будет очень неприятный человек, но потом раскроется с лучшей стороны и тоже — вон его из сюжета. Функциями выступают и дед главного героя, и спелеологи, и девчонка Галька, которую нечистая сила якобы так любит, что постоянно гоняет по всей Перми и окрестностям с неясными целями, и все остальные, даже сама нечистая сила. И не было бы тут никакого противоречия, ведь Герой может быть один, тогда как остальные — лишь кирпичики в его арке, лишь то, «обо что он взрослеет и трансформируется». Но и герой в итоге не особенно изменится, и взрослеть ему некуда, его, по всей видимости, сразу придумали взрослым.

Не меньше вопросов и к местной femme fatale, то есть к «Долли цвета „малахит”», той самой Снегурочке, с которой что-то не так. Не вышло из девицы ни достойного вместилища для всех пороков и потусторонней сущности заодно, ни классической «дамы в беде», хотя все предпосылки были. Но если нужно было показать Долли «пустой породой» и добиться, чтобы читатель разочаровался в ней сильнее, чем разочаровался Мур, автору это блестяще удалось.

Кстати, многие моменты книги, в том числе связанные с Долли, а также ее младшей сестрой, заставляют задуматься о справедливости возрастного ограничения 12+. Вряд ли о какой-то из этих эпизодов детишки всерьез травмируются, тем более «Город звериного стиля» как хоррор очень «легкий», скорее это даже не хоррор, а подростковое фэнтези или даже повесть-сказка, но вопросы порой возникают. Закрадывается подозрение, что «Город звериного стиля» должен был стать «взрослой» книгой и без особой мистической нагрузки, но этого по какой-то причине не случилось.

Что не так с нелюдями

Как уже говорилось, «Город звериного стиля» — не в полной мере хоррор. Плохо это или хорошо — каждый решит для себя. Кому-то совсем не надо впечатляться до бессонницы и шарахаться от собственной тени, хватит и легкого намека, что тень в ночи — это не бродячая собака, а древняя и опасная сущность. Но даже самых слабонервных повесть не напугает.

При этом нельзя сказать, что нечисти в сюжет уж совсем не подвезли. Вит-эква, водяная ведьма, присутствует и даже вполне активно действует. И в росомаху превращается. Однако тварь эта, хоть и достаточно харизматичная, кажется немного сырой, и не в том смысле, что она мокрая, это для водяной ведьмы как раз нормально. Она как будто не до конца определилась с мотивацией. То абсолютное зло, то вдруг «нянька», то всех ненавидит, то хочет быть нужной и полезной, то жрет людей, то, по-видимому, пост блюдет. Все эмоциональные качели и «проблемы мистической росомахи на окраине Перми» мог бы подробно объяснить автор, но читателю придется додумывать самостоятельно. Тут даже научные статьи по мифологии манси не помогут, так как именно Вит-эквы вы в них не встретите. Вит Хон, Водный царь, есть и дочь его Вит Хон Аги, но это все не то. Впрочем, как бы ни штормило водяную ведьму, она порой вызывает искреннее сопереживание. В конце концов, старая и бесконечно усталая росомаха веками вынуждена таскаться за Мурашами, как будто своих проблем мало. Но за все страдания автор организует для нее максимально счастливый финал.

Что касается другой нечисти — даже не ждите прихода всего бажовского «бестиария». Упоминаться некоторые существа будут, но не более того. Зато героям фольклора манси уделят значительно больше внимания, если кто-то заинтересуется, не ленитесь гуглить все те же статьи по мифологии, так «Город звериного стиля» обретет особую глубину.

Почему с миром все в порядке

Если к чему-то к книге можно придраться, то уж точно не к геологии и спелеологии. Все, что касается науки и природных богатств Урала, прописано детально и по-настоящему увлекательно. Подростки после «Города звериного стиля» вполне могут пойти стройными рядами собирать камешки, спускаться в пещеры и готовиться к поступлению на геологический. Пейзажи, атмосфера и даже описание погоды — вот где истинная магия, куда там всяким водяным ведьмам. При этом хорош не только Средний мир, то есть мир людей, — путешествие по подземной реке туда, где живут мифические существа, тоже весьма впечатляет.

«Город звериного стиля» может заставить читателя влюбиться в Урал, может дать стимул для изучения мифологии его народов, геологии и даже народной медицины (уделите особое внимание эпизоду с чаем из пижмы), а вот напугать — очень вряд ли. Это сказка про Героя и камешки на его пути — живые и мертвые, условно настоящие и до последней песчинки придуманные. Последних больше.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)