DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

СИНИСТЕР. ПОЖИРАТЕЛЬ ДУШ

Опыты нечеловеческого инобытия

За тысячи лет существования западная цивилизация накопила множество постыдных фактов, которые хотелось бы спрятать или попросту забыть об их существовании. Например, устрашающие практики Средневековья, которые, с одной стороны, ужасны, но, с другой, дают богатую пищу для философского анализа и всеобъемлющего разбора. Именно поэтому с середины XX века философы раз за разом обращаются к демонологическим трактатам и протоколам допросов Святой Инквизиции.

Болезнь «политического тела» и ритуалы создания зомби

Идея о «политическом теле», согласно которой полис и государство рассматриваются в терминах человеческого тела, стара как мир. Еще Платон в восьмой книге Государства говорил об идеальном устройстве общества. И хотя философ не использовал термин «политическое тело», но ему уже приходила мысль о сопоставлении устройства полиса с устройством живого тела человека. Если мы примем эту идею всерьез, то должны будем признать, что «политическое тело» может быть здорово, а может и захворать. К болезни государственной системы ведут бунты, заговоры, климатические катастрофы и эпидемии повальных болезней. В таком случае в действие вступают практики биополитики, исключающие из «политического тела» некую часть, группу индивидов, несущих на себе печать болезни. Американский философ Юджин Такер в тексте «Война как биология, биология как война» пишет: «Исключения всегда делаются ради «жизни». Возможен ли другой вариант? В этом отношении биополитика становится выражением «жизни» как исключения. Нет лучше культурного выражения этой мысли, чем кино, романы и игры в жанре «зомби-эпидемии». Однако фигура зомби — живого мертвеца или массы оживших тел, низведенных до одной лишь «голой жизни», принадлежит не только западной культуре и имеет древние корни по всему миру.

Одним из первых феномен зомби начал изучать Уильям Сибрук (1884–1945) — американский журналист, увлекавшийся оккультизмом. В книге «Остров магии», вышедшей в 1929 году, он описал свой опыт встречи с «живым мертвецом» на Гаити. Сибрук пишет: «Самое худшее — глаза. И это вовсе не мое воображение. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать». Сибрук посчитал, что местные колдуны действительно используют мертвецов в качестве рабочей силы. Современные исследователи скептически относятся к такой возможности, предполагая, что зомби — это живые люди, подвергшиеся действию сильных ядов и гипнозу. Этноботаник Уэйд Дэвис считает, что превращение человека в зомби связано с использованием тетродотоксина и дурмана, который на Гаити называют огурцом зомби.

Среди тайных магических ритуалов традиции вуду практика создания зомби (от слова nzambi, обозначающего «дух мертвого человека») является одной из самых страшных. Даже в наше время гаитянское законодательство предусматривает суровое наказание за проведение подобных ритуалов.

Авторы книги «Мозг зомби. Научный подход к поведению ходячих мертвецов» приводят ценное уточнение. Они пишут: «Ритуал создания зомби сам по себе — поступок далеко не злокозненный и, совершаемый не по прихоти колдуна вуду (bokor), в деревнях Гаити имеет важные социальные и культурные функции». Оказывается, что это вид неформального наказания за тяжкие преступления. Поступки людей, нарушающих традиции племени и представляющих угрозу для окружающих, разбирают на совете старейшин. В крайних случаях прибегают к услугам колдуна-бокора, который насылает на виновного «смерть», отделяя душу от тела. Когда зомби «оживает», его заковывают в цепи и принуждают работать на плантациях. После ритуала зомби теряют память и искренне верят, что лишились свободы воли. Таким образом «зомби» исключается из общества. Происходит его изгнание на сторону нечеловеческого, и он становится Другим или Чужим по отношению к человеку.

Скелеты в шкафу

В средневековой Европе подобные практики применялись по отношению к прокаженным. Крестоносцы, столкнувшись с проказой в Святой земле, возвращались домой, принося с собой болезнь, которая могла проявиться спустя долгие годы. Проказа изменяла тело больного, калечила, делая его уродливым и даже отвратительным. Больные проказой не только испытывали непереносимые мучения и были обречены на неминуемую смерть, но, кроме того, еще и не могли рассчитывать на сострадание со стороны родных и близких. Прокаженные во все времена оставались за рамками общественной жизни, закона и человеческой морали. О социальной изоляции больных проказой мы можем узнать уже из Ветхого Завета. В тринадцатой главе книги «Левит» сформулированы основные правила обращения с больными проказой (лепрой): после осмотра священником на больном должна быть разорвана одежда, а сам он должен быть навсегда изгнан из поселения, чтобы жить отдельно и предупреждать всякого встречного о своей нечистоте. По мнению авторов Библии, проказа являлась наказанием Небес за грехи, и больной воспринимался как нечестивец перед Богом, осквернивший святые заповеди. Геродот свидетельствует, что уже в 486 году до нашей эры жители Персии приравнивали пораженных лепрой к безумцам. Их считали умершими для общества, жрецы совершали обряд погребения над больными и, нарядив в позорные одежды, изгоняли из городов. Приют страждущие находили только в убежищах, устроенных в безлюдных и диких местах, где нередко умирали от голода, а не от самой болезни.

В 1179 году Третий Латеранский собор формализовал ужасную европейскую практику отделения прокаженных от общества. Больной, закрыв лицо черной повязкой, становился перед церковным алтарем, покрытым черным полотном. Над ним произносились заупокойные молитвы, и священник при помощи лопаты забрасывал его могильной землей. Затем клирик оглашал то, что впоследствии стало положениями законов о прокаженных: запрет на любые социальные взаимодействия с обществом. С точки зрения церковной общины прокаженный был мертв, он становился живым мертвецом на задворках общества, продолжая свое бытие в областях нечеловеческого. Заболеваемость проказой пошла на спад только на излете Средних веков. Мишель Фуко начинает книгу «История безумия в Классическую эпоху» такими словами: «По окраинам поселений, за воротами городов образуется нечто вроде больших проплешин, болезнь, отступив, надолго превратила эти места в бесплодные, необитаемые пространства. Отныне они на века будут отданы во власть нечеловеческого начала». Но Фуко не интересовала проказа, он исследовал более глубокие слои жизни общества, а именно — социальные практики, применявшиеся по отношению к безумцам.

«Корабль дураков»

Душевные болезни всегда сопровождали человечество. Но до XIX века понятия «безумие» не существовало. В Европе использовали термин «неразумие» — по отношению к нищим, бродягам, сумасшедшим, алхимикам, венерическим больным и даже колдунам. Эти антисоциальные элементы не подлежали строгой изоляции. В Средние века душевнобольные вели бродячий образ жизни, собираясь на папертях церквей и на рыночных площадях. Их просто выдворяли из города, и они скитались по деревням или сбивались в лесные ватаги.

Но чаще их препоручали купцам, паломникам или передавали на попечение отплывающих моряков. В эпоху Возрождения даже появился новый мифологический сюжет — «Корабль дураков», много раз использованный в литературе и живописи. Загадочный безумный корабль, разрезающий тихие воды фламандских каналов, плывущий вниз по течению Сены или бороздящий гладь Атлантики… Но корабль дураков был совершенно реальным явлением!

В архивах крупных городов Германии сохранились записи о сотнях подобных случаев. Так, в 1399 году во Франкфурте матросам поручили избавить город от безумного, который голым расхаживал по улицам и даже явился в таком виде в церковь…

Городская казна оплачивала издержки моряков, и в XV веке у городских причалов часто можно было видеть корабли, полные умалишенных. Суда перевозили их из одного европейского города в другой.

По мнению Фуко, сумасшедшие заняли ту лакуну, которая образовалась после снижения числа прокаженных. Теперь безумцы выдворялись за пределы общества, осваивая области нечеловеческого. Фуко пишет, что пустоши «замерев в ожидании, станут призывать к себе странными заклинаниями новое воплощение зла, новую гримасу страха, новые магические обряды очищения и изгнания из общества».

Но Фуко этого мало, он рассматривает динамику развития социальных практик, применявшихся к безумцам. Так, с момента создания Общего госпиталя в Париже и с учреждением первых исправительных домов в Германии и Англии для безумцев начинается «эпоха заточения», длившаяся до конца XVIII века. Философ приводит интересные факты о том, что «примерно десятая часть задержаний, пополнявших в Париже число обитателей Общего госпиталя, приходится на «умалишенных», «слабоумных», людей «помешавшихся в уме», «лиц, впавших в полнейшее безумие». Это не обязательно были душевнобольные люди в современном понимании этого слова, но всех их объединяло одно: они исключались из социальной жизни и в своем заключении неизменно оказались в области нечеловеческого инобытия. Фуко был последователен, когда концептуализировал безумие как источник ума, как то «восхитительное хранилище», в котором присутствует сама возможность смысла. Безумие для него — это та область трансгрессии, в которой ум возвращается к своей родине. К тому, из чего он изошел и в чем таится плодотворный хаос.

Климатическая демонология и «новый оккультизм»

Юджин Такер в поисках нечеловеческого обращается к средневековым трактатам по демонологии. Он выделяет ту часть демонологического, которая не связана с человеческим, но в то же время имеет естественную природу. Новый оккультизм — не прежний оккультизм. Но в чем же разница? Если старый оккультизм связан с тайными знаниями о явленном мире, то новый оккультизм — с явленным знанием о мире сокрытом. Вот этот сокрытый, нечеловеческий мир тревожит Такера, вселяя в него благоговейный ужас.

В 1484 году римский папа Иннокентий VIII выпустил буллу «Всеми силами души». Этот документ примечателен тем, что он утверждал действительное существование колдунов, колдовства и деятельности всех тех, кто подписал «Договор с дьяволом». Булла «Всеми силами души» не только указывала на источник угрозы, но и рекомендовала, как с этой угрозой бороться. Она давала церковным инквизиторам, таким как Генрих Крамер и Якоб Шпренгер, полномочия привлекать к следствию и наказывать подозреваемых в сделке с дьяволом. Через два года увидела свет книга Крамера и Шпренгера «Молот ведьм», которая стала основным демонологическим пособием для охотников за ведьмами. Главное отличие «Молота ведьм» состоит в том, что трактат лишен теологических спекуляций и является практическим учебником по выявлению ведьм.

Кроме этого, Юджина Такера интересует отношение медицины XVI века к феномену одержимости. Он упоминает, что примерно в это время была разработана миазматическая или контагиозная теория «подселения демонов». Такер пишет: «В этом домодерном понимании заражения демон концептуализируется в основном тем же способом, что мы видели и раньше, — как парадоксальное проявление, которое само по себе является „ничем”, небытием».

На первом уровне находятся случаи психофизиологической одержимости, выражающиеся в недомогании, импотенции и приступах эпилепсии. На втором — более широкая категория эпидемиологической одержимости, которая воздействует на связь тела с окружающей средой (чума, проказа и даже бесчинства толпы). Наконец, третий уровень представлен более абстрактной категорией климатической одержимости. В этом случаи демоны овладевают не только предметами живой природы. Они захватывают неодушевленные объекты и воздействуют на погоду, вызывают голод и падеж скота. Именно эпидемиологическую и климатическую одержимость Такер относит к факторам нечеловеческого воздействия, которое вызывают естественные причины, но приписывается оно причинам сверхъестественным. Философ пишет, что «в результате появился не только новый набор юридических процедур, но и новый дискурс и новый способ осмысления демонического в терминах нечеловеческого».

Такер исходит из идеи мира-без-нас, нечеловеческого мира, под которым он подразумевает разрушительные стихии. Древнегреческая, средневековая и другие культуры, по его мысли, дают различные интерпретации нечеловеческого. Греки придумывают трагедии, в Средние века появляется апокалиптическая литература, модерн дает экзистенциальную трактовку.

Резюмируя, можно сказать, что современная философия, заходя с разных сторон, пробует на прочность пределы «человеческого», а наиболее отчаянные смельчаки пытаются заглянуть в зияющую бездну, открывающуюся в нечеловеческом мире.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)