DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Дейв и Джон в мультивселенной безумия

Если эта книга реальна, вы не в той вселенной / If This Book Exists, You’re In The Wrong Universe (роман)

Автор: Джейсон Парджин (Дэвид Вонг)

Жанр: ужасы, юмор

Издательство: St. Martin’s Press

Цикл: В финале Джон умрет

Год издания: 2022

Похожие произведения:

Сумрачный гений американской литературы Джейсон Парджин все еще куда лучше известен читателю (как на родине, так и за рубежом) под псевдонимом «Дэвид Вонг». Маска протагониста-рассказчика прилипла к нему прочно и надолго, да и немудрено: как бы ни восторгались критики его циклом НФ-сатиры о приключениях Зои Эйш, тем книгам все-таки далеко до безумной изюминки (безюминки?) его главного творения. Каждая история о похождениях Дэвида, Джона и примкнувшей к ним Эми одновременно похожа и не похожа на предыдущие. Четвертый том не стал исключением.

В паршивом городишке Неназванный дела текут своим чередом. Дома гниют, экономика доживает последние дни, невидимые паразиты мозга устраивают переполох в День независимости, люди бесследно исчезают, а собаки говорят человеческим голосом. На геостационарной орбите висит засекреченный спутник — а может, это просто очередная городская легенда. Наши герои с переменным успехом сражаются с главными врагами — клинической депрессией Дейва и вечной угрозой нищеты. Ну и держат ухо востро на случай очередного конца света. Как же иначе-то. Это ж Неназванный.

Очередной кризис поначалу не выглядит особенно апокалиптично. Посреди ночи какой-то мужик телепортируется в спальню Джона, прямо внутрь стены — естественно, с летальным исходом. А вечером того же дня встревоженная женщина просит разобраться с игрушкой, которую ее дочь подкармливает собственными волосами и человеческими зубами. Словом, рутина. Но, разумеется, у тривиальной с виду проблемы со временем обнаруживается двойное дно… а потом тройное… а потом и вовсе разверзается бездна.

На первых порах «Если эта книга…» выглядит добротным, но не претендующим на многое самоповтором. Да, в ней присутствует все то, за что мы некогда полюбили Вонга — фирменный стиль с неожиданными сравнениями и циничным юмором, шквал сюрреалистических странностей, щепотка сплаттерпанка и обаятельные протагонисты, которые пытаются хоть как-то в этом разобраться вопреки своей вопиющей некомпетентности (но больше-то все равно некому). Однако история может показаться чересчур камерной и, в сравнении с прошлыми книгами, недостаточно самобытной. По счастью, это обманчивое впечатление. Примерно в середине повествование начинает раскрываться по-настоящему, разворачиваться, словно многомерное оригами, сквозь времена и измерения — и вот тогда становится совершенно очевидно, что маэстро все еще не утратил хватки. Мы получим сполна и неожиданных поворотов, и кошмарных откровений о сути реальности, и старого доброго экзистенциального ужаса, традиционно приправленного щедрой порцией безжалостной социальной сатиры. Автор не дает забыть, что капитализм — чудовище не хуже древних богов. Легко ли спасать мир, когда не можешь позволить себе медицинскую страховку?

Вонгу прекрасно удается соединять приземленное и космическое, вскрывая зловещую подоплеку совершенно обыденных, привычных уже вещей. Виртуальная реальность; игрушка, связанная с приложением на мобильном телефоне, где нужно решать дополнительные задания-головоломки — казалось бы, ну что здесь такого? О, вам объяснят, и быть может, вы еще пожалеете об этом знании… А может быть, просто восхититесь тем, как хитроумно автор все вывернул, и продолжите наслаждаться увлекательной историей, не только кошмарной, но и дьявольски смешной.

Приятно и то, что юмор не строится на глупости главных персонажей. Напротив — скорее уж можно сказать, что за время, прошедшее с начала цикла, герои в хорошем смысле повзрослели. Они многое отрефлексировали, стараются избегать типичных жанровых ошибок и следовать заранее продуманным правилам на случай разных кризисных ситуаций. Увы, это Вонговерс, и некоторые ЧП здесь просто невозможно предусмотреть (а предусмотрев — хоть как-то к ним подготовиться) — и все же отдадим нашим протагонистам должное, они очень стараются, и небезуспешно!

Отходит от собственных клише и сам Парджин. В этот раз, для разнообразия, сюжет не вертится вокруг избыточно плодовитых монстров-ассимиляторов, стремящихся заполонить все. И даже власти не будут ставить палки в колеса (почти). По счастью, у автора найдется множество других способов запутать ситуацию, стянув события в тугой, кажущийся неразрешимым клубок. К тому же здесь действует, пожалуй, самый интересный из всех смертных антагонистов в цикле, и героям еще предстоит посомневаться в правоте своих действий.

Цикл сделал шаг вперед и еще в одном отношении — новый том гораздо прочнее связан с предыдущим, нежели прошлые два. Да, совершенно верно: здесь стреляют ружья Чехова, вывешенные ни много ни мало еще в третьей книге. Вы ведь ловили себя на сожалении, что колоритные герои второго плана появляются в цикле один раз и пропадают без следа, возвращаясь лишь в качестве беглых упоминаний? Кое-кто этой участи благополучно избежит. А еще… Впрочем, не будем спойлерить: к чему портить себе удовольствие?

Одной краткой рецензией не охватить весь потрясающий размах этого произведения. Подростки-колдуны и нерды-сектанты, цифровые алтари и монстры из волос, книги-порталы и двойники из параллельных миров, путешествия во времени и альтернативная история… В точности как в третьей книге, вся эта эклектика благополучно собирается в цельный, лихо закрученный и захватывающий сюжет. Более того — она заметно длиннее, так что, когда вы перевернете последнюю страницу, не возникнет даже искушения вздохнуть: «Хорошо, но мало!» Вонг снова справился с задачей и написал еще одну идеальную книгу. Скорее всего, некоторым снова будет не хватать именно хаотичности и расхлябанной непредсказуемости самого первого романа, однако по разнообразию сверхъестественных манифестаций «Если эта книга…» заметно приближается к нему, при этом существенно выигрывая в динамичности. Не менее хороша и концовка, которая приносит глубокое моральное удовлетворение — особенно если вы не чужды черного юмора (а если чужды, то с автором вам все равно не пути).

Так что же, перед нами лучший том в цикле? Дело вкуса. Возможно, да. Возможно, нет. Предоставим каждому самостоятельно ответить на этот вопрос. В любом случае к настоящему моменту уже известно, что Парджин подписал контракт и на пятую книгу — так что через пару лет ждем новых вершин, новых приступов перепуганного хохота и еще больше безумия.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)