DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Эй, сестра, поворачивай к черту!

INDIKA

Дата выпуска: 2 мая 2024

Страна: Россия, Казахстан

Жанр: приключение

Разработчик: Odd Meter

Издатель: 11 bit studios

Платформы: ПК, PS5, Xbox Series X/S

Похожие игры:

  • Pathologic 2 (2019)
  • Gray Dawn (2018)
  • Серия Syberia (2002-2022)
  • Отечественный игропром — это очень странный предмет. Он вроде как есть, но его как бы и нет. Конечно, имеются и редкие приятные исключения в лице тех же Ice-Pick Lodge или Morteshka, чьи «Мор: Утопия» и «Черная книга» соответственно в своей весовой категории могут легко потягаться качеством и общим уровнем исполнения с лучшими шедеврами западного геймдева. Но, увы и ах, в последнее время в большинстве своем мы имеем либо совершенно безыдейные и собранные на коленке унылые бюджетные инди-поделки, либо очередную монструозную «Смуту», а то и вовсе мертворожденный The Day Before, о которых от греха подальше даже говорить не будем (кое о чем, как известно, нужно либо хорошо, либо ничего).

    Именно поэтому, когда на грозовом небосклоне постсоветской игровой индустрии появляется новое имя, оно всегда вызывает надежду напополам с обоснованными опасениями. Станут ли дебютанты новыми мессиями русскоязычной игросцены, или же, перефразируя Джорджа Лукаса, окончательно погрузят ее во тьму? В случае с героями этого материала, молодой студией Odd Meter, однозначно констатировать можно только одно — пациент скорее жив, чем наоборот. И, если бы не связанные напрямую с игрой обстоятельства, то даже, возможно, и сам стал бы «врачом», а может и зав. отделением реанимации нашего геймдева.

    Их первый крупный проект Indika — самобытен, атмосферен, неглуп и, самое главное, не боится быть собой, не подстраиваясь под ожидания широкой аудитории (которая, благодаря масштабной маркетинговой компании, была «прогрета», и те самые ожидания в отношении «Индики» имела явно завышенные). Впрочем, именно из-за этого значительная часть не поняла и не приняла идеи и подачу скандального еще на этапе первых анонсов проекта, что совершенно нормально.

    Все дело в том, что, если проводить параллели с кинематографом, Indika — это чистой воды артхаус, который абсурдно оценивать, отталкиваясь от мнения популярных игровых блогеров-инфлюенсеров, на стримы которых игра попала благодаря раздутому вокруг нее хайпу. Это примерно то же самое, что судить, например, об IMMORTALITY Сэма Барлоу по впечатлениям какого-нибудь киберспортсмена-«дотера». Несмотря на свою предельную простоту в плане геймплея, который здесь, по сути, просто аппендикс по отношению к нарративу и его подаче, порог вхождения у Indika очень высок. Тут, как говорил один известный человек-мем, «либо щелкает, либо не щелкает». Однако это нисколько не мешает констатировать тот факт, что Indika — один из самых нетривиальных, ярких, запоминающихся и, не побоимся этого слова, достойных русскоязычных игровых проектов за последние несколько лет.

    Итак, Индика. Ничем не примечательная молодая послушница, стойко переносящая тяготы аскетской жизни в стенах женского православного монастыря в альтернативной Российской Империи рубежа конца XIX — начала XX веков. Хотя, постойте, все-таки кое в чем Индика весьма примечательна. Дело в том, что все остальные сестры и даже придурковатый церковный дворник Тихон ее по какой-то причине явно недолюбливают. Возможно, потому, что Индика постоянно слышит у себя в голове назойливый голос, который никак не заглушить даже истовыми молитвами. К слову, именно этот голос лучше всего и описал отношение окружающих к девушке, поэтому, с вашего позволения, позволим себе привести небольшую внутриигровую цитату:

    «Сестры любили Индику. Христианская любовь, как известно, долготерпит, милосердствует и верит. Хотя, если говорить в низменном смысле, по-человечески, то любили меньше. Если уж совсем откровенно, то и вовсе не любили. Многие даже презирали. Индика, впрочем, была в этом совершенно не виновата».

    Чтобы лучше понимать ту самую христианскую любовь, о которой говорил внутренний дьявол несчастной монахини, достаточно упомянуть игровой эпизод, когда Индике под нашим управлением дают задание натаскать в бочку воды из колодца, на выполнение которого уходит порядочное количество реального времени и пять виртуальных ходок с тяжеленным ведром. Заканчивается это лишь тем, что возмущенная настоятельница разом выливает всю бочку, апеллируя к сомнительному факту, что воду набрала именно Индика, а значит, никто ее пить не станет. Благо наблюдать за подобными измывательствами игроку предстоит недолго, поскольку впервые за очень долгое время непутевую монахиню посылают за стены обители с миссией доставить некое письмо настоятелю другого храма.

    По пути через заснеженные и пропитанные по-булгаковски щемящей душу русской хтонью пейзажи Индика случайно натыкается на взорванный состав, перевозивший конвой со ссыльными каторжниками. Большую часть успели поймать или застрелить, но парочку упустили, и в итоге в руинах ближайшей брошенной деревни девушка чуть не становится жертвой насилия одного из беглых заключенных. На том бы все и закончилось, но ее внезапно спасает другой каторжник, измотанный худощавый парнишка по имени Илья. Он тоже не так прост, как кажется на первый взгляд — если монахиня Индика постоянно слышит голос Дьявола (как она считает), то беглый преступник Илья с недавних пор начал слышать голос… Бога! Из-за несчастного случая у него начался некроз тканей руки, и, по прогнозам судебного доктора, как и самой Индики, немного разбирающейся в медицине (как и во многом другом), он должен был умереть от гангрены уже несколько дней назад. Но в обычной кружке с водой в лихорадочном бреду он услышал глас божий и посчитал это чудом. Теперь опальная монахиня и преисполненный благодати каторжник волей судьбы объединяются, чтобы сквозь суровые реалии гротескной русской глубинки со стимпанковскими самоходными экипажами и гигантскими потрошеными рыбами добраться до городка Спасова, где, по слухам, выставляют великую святыню, способную исцелять даже души.

    Первое, что бросается в глаза при знакомстве с Indika, — потрясающе атмосферные и очень кинематографичные кат-сцены, что для нашей индустрии явление редкое, и по духу немного роднит проект с подходом к работе студии Ice-Pick Lodge. Это, в общем-то, неудивительно — если верить некоторым источникам, в разработке так или иначе принимали участие несколько выходцев из «Ледорубов». Схожие вайбы с принципами безграничной творческой свободы и тяга к необычным экспериментам считываются.

    Второе откровение — из этих пространных диалогов и живописных кат-сцен, в общем-то, и состоит почти весь проект, что автоматически делает его чуть больше и одновременно чуть меньше, чем просто игрой. Вообще «Индика» превосходно чувствовала бы себя в формате фестивального авторского кино, и именно как кинофильм по прохождению и воспринимается. Актеры отыгрывают свои роли блестяще, вкрадчивый и проникновенный голос рассказчика-Дьявола, принадлежащий, внезапно, Ефиму Шифрину(!) вообще пробирает до мурашек, а декорации и дизайнерские решения, несмотря на аскетический дореволюционный сеттинг поражают воображение — все эти огромные перевернутые церкви и гротескные индустриальные кварталы наглядно демонстрируют известный факт, что большая часть команды разработчиков ранее профессионально занималась архитектурой и дизайном.

    Тут-то отчасти и кроется ответ — очевидно, что в том виде, в каком она изначально была задумана, на большие экраны «Индике» путь был бы заказан, ибо попросту не хватило бы никакого бюджета, чтобы на достойном уровне реализовать заявленный сеттинг. Поэтому все силы были брошены на то, чтобы сделать этот драматургически завершенный графический фильм интерактивным, то есть провести в некотором роде игровую вивисекцию и пришить геймплейные элементы туда, где они не особенно и нужны. Все-таки игра должна быть игрой, формат обязывает.

    И вот тут начинаются спорные моменты. По сути «Индика» — это на восемьдесят процентов сюжетный симулятор ходьбы, где нам под философские размышления о сути веры и принципах свободы воли предстоит просто идти вперед от точки A до точки Ъ, любуясь на столь родные и одновременно чуждые удивительные пейзажи, в которых, кажется, кто-то как будто намеренно смешал Балабанова и Гиллиама. То есть процесс исключительно созерцательный и мыслительный, что есть хорошо в принципе, но далеко не всем придется по душе как игровой продукт.

    Чтобы хоть как-то привнести минимальное разнообразие и дать игроку элемент интерактива, хождения по душевным и духовным мукам Индики разбавляются несложными пространственными загадками и вызывающими умиление флэшбеками героини о детстве, остроумно исполненными в виде пиксельной аркады с синтвейв-саундтрэком и классическим платформенным геймплеем. В первом случае нужно будет, к примеру, переключаться между реальностью и внутренней Преисподней Индики, чтобы обойти препятствия на пути и правильно установить часть моста, будучи в кабине монструозного стимпанк-крана (пытаясь при этом не помереть от смеха из-за криков грязно матерящихся рабочих), или пройти через бреши в конвейерном агрегате, сортирующем гигантскую, ростом с пять взрослых человек, рыбину. Выглядят такие эпизоды порой занятно и кое-где даже уместно, но зачастую слишком просты, неоправданно затянуты и репетативны, а также не всегда способны дать геймеру прочувствовать вовлеченность и более тесную связь с происходящим.

    А вот аркадные элементы выглядят на удивление отличной идеей, действительно привнося свежие эмоции и оригинальным способом проводя контрастную линию между мрачной реальностью и богатым внутренним миром эмоционально нестабильной героини. Но их все равно безбожно мало, даже несмотря на крошечный хронометраж в три-четыре часа. Одним словом, геймплей здесь есть, потому что нужен, разнообразен, насколько позволила минимальная фантазия геймдизайнера, и все равно выглядит лишь довеском к основному блюду — нарративу.

    И вот тут мы опять подходим к самой коварной в мире вещи – вкусовщине. История о наделавшей жестоких ошибок в прошлом прогрессивной и умной молодой девушке, которая ушла каяться в монастырь, где ей совершенно не место, но не смогла уйти от себя и собственных внутренних демонов и по-деревенски простом, очень неудачливом парне с широкой русской душой, который готов поддерживать разговоры о самых сокровенных тайнах человеческих на уровне студента-теолога, проявляя истинно благородные жесты, но от отчаяния и неизбывной тоски способного пропить самое ценное и устроить бессмысленную драку из-за сущей мелочи. Такое придется по душе далеко не всем. Особенно внезапная и угнетающе мрачная концовка этой пьесы.

    Но чего у «Индики» не отнять, так это смелости. Пусть кому-то эти пространные размышления о смысле и принципах религии, природе греха, совести и прочих эфемерных вещах покажутся чрезмерно однобокими, наивными и банальными или же, наоборот, слишком запутанными и невнятными. Но игра эти вопросы поднимает, что не делал в таких масштабах и в такой высокохудожественной оболочке почти ни один другой игровой проект. Более того, делает она это не в лоб, как может показаться некоторым, а оставляя пространство для размышлений, просто демонстрируя с безжалостностью видеорегистратора некоторые события и их последствия. Что об этом думать и как трактовать — личное дело каждого. Достаточно того, что в источниках вдохновения у создателей явно были и Достоевский, и Лесков, и Булгаков, и даже Звягинцев с Балабановым. От некоторых сцен буквально так и тянет булгаковским «Морфием».

    Такие ассоциации сделают честь любому игровому проекту. Атмосфера той самой национальной русской «хтони», которую в том или ином виде исследовали в своем творчестве на протяжении веков самые видные отечественные литераторы и деятели искусства, передана в «Индике» безукоризненно. А про оформление и дизайн мы уже говорили выше, они прекрасны. Отдельно стоит упомянуть разве что о бонусе в виде крайне своеобразного черного юмора, выражающегося в определенной степени гротеска и намеренном утрировании каких-то вещей или идей, а то и безумных сценах, когда изо рта настоятельницы прямо во время службы на глазах героини внезапно выпрыгивает сумасшедший карлик и с гиканьем убегает куда-то в закат. «Шовнем, шо-внем» и вовсе застрянет у вас в голове минимум на неделю. Впрочем, порой этот внезапный юмор разработчиков слишком специфичен, как и очевидная идея с бессмысленным набором баллов и еще более бессмысленной прокачкой в качестве внутриигровой метафоры сами поймете чего.

    Резюмируя вышесказанное, «Индика» — далеко не шедевр, но яркий прецедент, что прощает ей многое, в том числе примитивный геймплей и крошечную продолжительность. Это авторская притча о вечных вопросах без ответов в альтернативном сеттинге дореволюционной гигантоманской стимпанк-России, где Дьявол — Ефим Шифрин переигрывает Троя Бейкера, а ликантроп из Bloodborne гонится за увечным зэком и монашкой-технократкой. Злая, до чертиков грустная, нелепая и смешная. Уникальная. Возможно, все это уже стоит того, чтобы хотя бы попробовать?..

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)