DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Музыка в каждом из нас

Подчас музыка — это не только набор нот и гармоний, но и целый мир, скрывающийся за музыкальным полотном и иногда эволюционирующий чуть ли не в философское направление и даже жизненное кредо. Так произошло, например, с блэк-металом.

Иногда, чтобы понять и увидеть это, нужно прослушать огромное количество релизов. Но есть люди, которые уже имеют за плечами богатый музыкальный бэкграунд с позиции слушателя и даже творца-исполнителя, и делятся своим опытом, наблюдениями и рассуждают, как говорится, в режиме online.

Итак, представляем вашему вниманию интервью с одним из ярчайших представителей философов и исследователей экстремального метала в ру-сегменте — Dez’ом, автором ютуб-канала Legacy Of Satan (далее — LoS).

Как вообще зародилась идея канала?

Канал существует довольно давно, но на нем изначально выкладывались личное творчество и каверы на разные группы. А дальше – просто стечение обстоятельств и влияние других людей: в первую очередь зерно во мне посеял мой товарищ, известный под погонялом Граф Гутенберг, тем, что раскручивал свой канал. Потом я увидел видео господина DPrize`а, в котором он выдал такую телегу: «Если хочешь развиваться, нужно лезть на все платформы». Ну и вишенкой на торте стали два моих близких человека: друг Антоха со спичем «Тебе нужно быть учителем» и мой сынишка «Папа, мути канал на Ютубе, круче тебя никто не расскажет за метал». И буквально через неделю после этого я по фану сделал свое первое разговорное видео.

Все делаешь своими силами или есть «невидимые» помощники? Работа контент-мейкера ведь отнимает много сил и времени.

Да, к сожалению, всё делаю сам, от идеи до готового продукта всё делаю своими ручонками. Конечно, на творческом пути попадаются интересные люди, которые делятся крутыми идеями, ну и на этом все внешнее влияние и помощь заканчивается. А так да, очень хотелось бы собрать вокруг себя группу единомышленников-энтузиастов, чтобы больше и чаще делать интересный контент.

Видосы на Ютубе сейчас сродни документальным фильмам, и для них также требуются сценарии, верно? Как ты пишешь свой: на тебя внезапно находит вдохновение или есть уже готовый список тем, которые хочется раскрыть и над которыми просто методично работаешь?

Честно, есть список идей, который я осваиваю сугубо на дисциплине. Список дополняется в зависимости от того, что мне хотелось бы поведать народу. Конечно, если ребятишки в комментариях просят о чем-то рассказать, и я обладаю такой роскошью, как знания по данной теме, то в этом удовольствии им не отказываю. Но порой в самой непредсказуемой форме ловишь приход, сопоставимый с ядерным взрывом, когда отбрасываешь все идеи в сторону и начинаешь гореть какой-то сторонней темой, как это было с историей о финском блэк-метале. В таких ситуациях ты не можешь остановиться, пока не закончишь.

На канале ты рассказываешь и рассуждаешь как о стилях экстрим-музыки, так и об ее представителях: например, видосы про уже упомянутый финский блэк или отечественный проект Skvѣrnа. А Будут ли на LoS интервью с музыкантами?

Ну, из меня интервьюер такой себе… Опыта маловато. Зато я с великим удовольствием зову музыкантов как экспертов в той или иной теме: часть вопроса освещаю сам, а часть даю на откуп профессионалам, которые крутятся в теме, что делает контент более разнообразным, а главное — экспертным.

А как давно и с чего сам начал слушать тяжеляк? Может, и стиль-фаворит выделить можешь? Бывает же, что музыканты «подают» слушателям совсем не то, что слушают сами — вдруг и у тебя похожая ситуация.

Я потомственный металиzd! (смеется) Так что можно сказать, что слушаю с момента зачатия. А вот осознанно погрузился в тему уже лет 20 назад. Или даже больше… Первой группой, которая затронула мою душу в самых интимных местах, была Pantera, а дальше по накатанной все мрачнее и тяжелее. Сейчас я слушаю многое от классики до ультра-супер-брутального смертельного метала, но справедливости ради скажу, что процентов 90 моего плейлиста все-таки составляют блэчина и приблекованный дэзняк.

Pantera — это база, как говорится. Помимо нее есть топ любимых альбомов или групп, которые повлияли на тебя? Может, в какой-то мере и вдохновили на создание канала.

Если группу братьев Дареллов ставлю на первое место, то на второе, пожалуй, Marduk и 1349. Эта парочка — моя первая блэк-металическая любовь. Все остальные уже были не то чтобы влиятельными, а на какое-то время западали мне в сердечко, но потом уступили это место другим коллективам. К примеру, такими группами были Nargaroth, Anaal Nathrakh, Belphegor, Nile, Suffocation и… далее идет список длиною в бесконечность.

А своя группа есть? Или канал отнимает все свободное время?

Когда-то была и, как ни странно, называлась Legacy Of Satan. Канал изначально был создан под нее, но со потом начались творческие разногласия внутри коллектива — со мной тяжело работать, я чересчур требователен. А ввиду того, что если я могу что-то делать для коллектива в ущерб личному времени, то у меня встает вопрос: «Почему другие не могут?» По итогу я принял волевое решение все делать самому, лишь прибегая к помощи верных коллег из других групп или «вольных музыкантов», которые себя хорошо зарекомендовали и поныне являются моими друзьями. Так что проект существует дальше как творческая единица, за плечами уже 4 сингла, 1 епишка и 1 полноформат.

Музыка музыкой, но на нее что-то вдохновляет и подчас не жизненные события. У тебя есть еще какие-то хобби? Может быть, те, о которых стыдно признаться, глядя в камеру, а «на бумаге» можно. Вдруг ты по выходным вяжешь одежду для котиков?

Книги. Много книг. Очень много книг — чем больше, тем лучше. Обычно о неформальных движениях и музыке, как нон-фикшн, так и художественная литература разного калибра. Особенно кайфую со вселенной «Вархаммер 40к».

Кроме экстремальщины что еще уважаешь? Музыкальный кругозор с годами ведь расширяется, если изначально человек не был заядлым меломаном, которому в любом жанре и стиле что-то нравится.

Я разделяю личные предпочтения в музыке и отношение к тому или иному стилю, и тому есть несколько причин. Во-первых, невозможно работать с другими музыкантами, если ты не способен понять их творчество и жанр/стиль. Во-вторых, невозможно в полной мере изучить ту или иную группу, стиль или субкультуру, если будешь предвзято относиться к их музыкальному проявлению. Я рассматриваю музыку, как ученый наблюдает в микроскоп за той или иной формой жизни. Конечно, блэк-метал у меня стоит во главе угла, но как можно не уважать Боба Марли и его регги, который задоминировал над политическими лидерами Ямайки и остановил гражданскую войну?

Блэк-метал у нас мелькает почти в каждом вопросе, поэтому затрону одну из «священных коров» стиля. В 90-е стиль был популярен и даже очень, но продолжал царствовать в андеграунде. Но затем вышел из него, а благодаря Интернету о норвежском Черном Круге знает, пусть и косвенно, чуть ли не каждый второй школьник. Как оценишь такое положение дел?

Все в этом мире либо развивается, либо деградирует. Не бывает вещей и явлений, которые будут вечно находиться в статичном состоянии. Если стиль бы не вышел из андеграунда, то он бы просто перестал существовать, а я вот, честно, этого бы не хотел. И есть одна аксиома, присущая всем стилям и жанрам: «Чем ярче мейнстрим, тем богаче андеграунд». И это не про деньги, а про количество уникальных групп.

Исходя из прошлого вопроса: смотрел «Повелителей Хаоса»? Как впечатления?

Фа-а-а-к… (улыбается) Скажу так, если ты не знаком с первоначальной историей и всеми телодвижениями главных персонажей и их мотивацией, то норм фильмец. А вот если ты уже прошел все круги историй о норвежских мальчишках — от их мемуаров до полицейских отчетов, — то смотреть его явно не стоит.

Еще один холиварный в среде ВМ вопрос: Варг или Евронимус? Интересно твое мнение о конфликте.

Ну это ж теорема эскобара… Что то, что это, как говорится… Поскольку мы знаем только то, что декларировал Варгуша, полной картины нам знать не дано, ибо вторая сторона конфликта обосновалась в Вальхалле… Так имея парочку косвенных комментариев от свидетелей, я смею предполагать, что всему виной бабки, которые зажал «евробой», или какая-нибудь гарная дивчина.

Несмотря на попадание в криминальные хроники и прочий «чад кутежа» от скандинавских подростков BM в Норвегии признали культурным наследием и даже открыли тематический музей. Как, по-твоему, есть ли в нашей стране группы, чье творчество можно считать вкладом в современную культуру? Может, выделишь кого-то конкретно?

В принципе наши классики и композиторы 18-19 веков внесли столько вкладов, что еще на десяток поколений хватит, но возвращаясь к современным жанрам, в том числе и металу, то здесь пока занимаем позиции догоняющих. Поскольку на поприще тяжелой музыки мы шли с очень большим временным лагом из-за «железного занавеса», то только сейчас наши мальчишки начали выходить не то чтобы на мировой уровень, а с легкостью создавать конкуренцию зарубежным товарищам. Если посмотреть на мейнстрим, то сейчас Сашка Шиколай и его «Сладкий Привал» (Slaughter To Prevail) в топе на мировой core-сцене. А если оглянуться на нашу блэк метал сцену – первыми на ум приходят все проекты братьев Сысоевых, которые в цене как у нас, так и за рубежом. Или вот еще паганщики «Аркона» — им довелось топтать малую сцену мекки таких металических фестов, как Wacken. Список имен, которые продвигают наш метал за рубеж, только растет год от года, так что я смело могу сказать: если национальный вопрос не встанет клином, то у наших музыкантов есть все шансы внести этот самый вклад.

В разговорах о музыке нельзя обойти стороной и вопрос визуального оформления. Пусть сейчас физический носитель и потерял популярность, шикарные обложки некоторые группы рисуют даже к синглам, тратя на них больше, чем на запись. Как считаешь, насколько важна обложка для того или иного альбома?

Я твердо уверен в том, что обложка, лирика и музыка — это продолжение друг друга, неотъемлемые части одного целого.

Ты за цифровые альбомы или физические носители? Это как раз к вопросу о CD, который умирает (если вообще не умер) и интересен только коллекционерам. Хотя некоторые группы продолжают жить в прошлом, отказываясь от цифровых площадок. Что думаешь об этом?

Я вырос в эпоху физических носителей, когда кассеты и CD для нас были чем-то сакральным и важным… Но время беспощадно летит вперед, и теперь мы имеем «цифру». Ну что ж, изменить такое положение дел нам не под силу, но в этом есть и свои плюсы: благодаря цифровому формату теперь хорошую музыку могут слушать еще больше людей. А к ярым фанатам физических носителей, которые спускают космические суммы на пополнение своих коллекций, я испытываю только бесконечное уважение. Пока живы они — будет жить «физика».

Из физического пространства в виртуальное сместились не только песни, но и выступления. Во время пандемии Бегемоты провели перфоманс «In Absentia Dei». Как тебе такой формат? Он ведь позволяет посмотреть и послушать любимую группу, которая по каким-то причинам не может приехать в город к слушателю.

Во времена пандемии это еще как-то можно оправдать, но, если группа хочет делать онлайн-концерты без веских на то причин, лишить фанатов живых эмоций и единения в порыве восторга, то это максимальное неуважение к ним и ценителям живой музыки. Ни один экран не способен передать того драйва и ярости, что творится на танцполе перед сценой.

Съедем чуть в сторону и еще глубже нырнем в виртуальность. Музыку мы слышим не только в наушниках, но и в фильмах, и в играх. И есть такая чудесная игра, как Doom. Первая часть люто радовала своим саундтреком. В обновленных частях 2016 и 2019 годов Мик Гордон выдал… Не знаю даже, как это назвать. Очень интересную интерпретацию экстремального метала, смешанного с электроникой, короче, там был лютый эксперимент, которому обзавидовались бы первые индустриальщики. Сам играл в Doom? Как вообще относишься к компьютерным играм?

Про Doom тяжело было не слышать, а поскольку на музыке я сижу плотно и долго, то и пропустить дозу саундтрека от Мика Гордона было невозможно… Но, к своему стыду, вынужден сказать, что с играми у меня малый опыт отношений — последний раз я играл в компьютер году так в… даже не знаю… в 2005-м. Может, в 2007-м. А потом моим разумом всецело завладела музыкальная деятельность.

А про Black Metal Man слышал? Это игра для мобильников, но все же.

Да, слышал и даже обзоры читал, но поскольку для меня игры — это харам, то я решил не брать грех на душу, и оставил игру спокойно пребывать на маркетплейсе.

Что ж, вновь вернемся к нашим козлиным головам и «черному металу». Как лично ты воспринимаешь этот стиль? В комьюнити ярко выделяются две группы: одни называют ВМ скоморошничеством, а другие говорят что-то в духе «блэк – это больше чем музыка».

Как бы парадоксально это ни звучало, но правы и те и другие… Видишь ли, из-за слишком низкого порога входа в качестве автора-сочинителя (достаточно иметь «компухтер» и секвенсор) и большого спроса на стиль, каждый считающий себя мегаталантом может запилить блэк-альбом и бросить его в Интернет. Отсюда мы и получаем толпы клоунов, чье творчество не имеет ни идей, ни смысла. Но также верно и другое: что блэк – это вообще не про музыку, это про образ мысли и жизни. Но таких идейных и даже талантливых музыкантов не всегда видно на фоне категории лиц, о которой я сказал ранее, потому что у них нет цели заявить о себе, ибо у них стоит в приоритете желание сделать хорошую музыку.

Вопрос в целом про музыку. Как по-твоему, это просто выражение чувств автора или нечто большее? Некоторые художники, например, говорят, что они не рисуют — лишь сдают свои руки в аренду, являются проводниками, а Некто или Нечто просто использует их.

Музыка маленько из другой сказки, нежели изобразительное искусство. Музыка — это изначальный протоязык человека; она есть в каждом из нас и при этом универсальна для всех народов. Не важно, из какой ты страны — мы все одинаково любим хорошие песни. Конечно, кто-то может возразить типа: «А разве картина не может вызвать одинаковые чувства у разных людей?!» Я скажу, что может, но музыку и голос матери мы слышим еще в утробе… Я всегда вспоминаю цитату Иоганна Вольфганга Гёте: «Величие искусства яснее всего проявляется в музыке».

Ты как вообще относишься к метафизике и всяким сверхъествественным приколюхам? В блэке ведь этого навалом.

Скажем так, оно мне интересно исключительно в исследовательских целях. А то одни блэкари поют про Телему, другие — про девять углов, а третьи — вообще про Заратуштру… И вот как понять, о чем это? Приходится читать...

Выше ты вспомнил Гёте, а мне почему-то сразу вспомнился Моцарт, который, согласно истории, умер в нищете, сотворив свой шедевр и, возможно, Opus Magnum — «Реквием». Есть такое мнение, что артист, чтобы творить, должен быть голодным. Согласен с такой идеей или нет?

Это какая-то адская чушь, которую придумали неудачники, чье творчество никому не нужно. За хорошую музыку люди голосуют рублем, ходят на концерты, покупают мерч и далее по списку. И это объективная реальность: если артист способен своим творчеством заработать на жизнь, то он либо талантливый музыкант, либо хороший конъюнктурщик. А все эти голодные творцы так и канут в Лету со своими творениями.

Напоследок. Советы, приветы, пожелания и наставления для друзей и близких, и для читателей?

Слушайте хорошую музыку, читайте книжки и будьте честными!

//www.youtube.com/@legacyofsatan

//kryrartrecordslabel.bandcamp.com/album/apocalypse

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)