DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Черный пиар

Одна из прописных истин капитализма гласит, что товар надо не только произвести, но еще и продать. Желательно выгодно. Поэтому во всяких организациях присутствуют такие специально обученные люди, как маркетологи и рекламщики, единственная цель которых — убедить строптивого покупателя, что он всю жизнь, сам того не ведая, мечтал о товаре, производимом той фирмой, где асы пиара трудятся.

Ничем не отличается в этом плане индустрия компьютерных видеоигр. Разве что она, в силу своей специфики, активнее завязана на интернете и средствах связи вроде чатов и форумов. Это может сыграть как положительную роль в продвижении того или иного проекта, так и строго отрицательную. Ведь все мы прекрасно знаем, что в анонимном информационном поле полно жестоких троллей, токсичных абьюзеров и хейтеров, готовых зашеймить любое светлое начинание, просто потому что могут.

И даже тот факт, что авторы способны тут же, не отходя от кассы, ответить на публичной открытой площадке, ничуть не спасает — массу раззадоренных анонимов никакой логически выверенный пост не остановит. Впрочем, справедливости ради следует признать, что случаются ситуации обратные — когда слова создателей становятся причиной для обоснованного, мягко говоря, негодования.

По горячим следам

Чтобы не ходить далеко за примером, можно вспомнить свежий отечественный релиз — хоррор про одержимую монахиню в альтернативной России конца XIX века под названием Indika. У некоторых пользователей по первым трейлерам сложилось впечатление, что проект будет не философским произведением с художественным смыслом и пониманием глубин с нюансами теологии, а неким разоблачением с ноткой максимализма и претенциозности. Так это или нет, вы можете разобраться на примере самой игры, но высказывания главы команды разработчиков на темы, никак с игрой не связанные, имели весьма однозначный и яркий политический окрас, что моментально породило ответную реакцию.

Несмотря на то что часть сотрудников прошла через релокацию, на ход разработки это мало повлияло — игра была выпущена в релиз 2 мая. Есть мнение, что отнюдь не все члены команды в полной мере разделяли взгляды руководителя — или хотя бы не считали нужным декларировать их вслух. Разумеется, подобная позиция привела к неприятию некоторыми потенциальными покупателями, что, в свою очередь, негативно сказалось на продажах. С другой стороны, нельзя отрицать, что благодаря поднятой шумихе люди узнали о проекте, так что со своей задачей черный пиар более чем справился.

Помимо этого, в начале мая случился еще один знаковый инцидент. Компания Sony объявила, что игрокам ПК-версии успешного PvE-шутера от третьего лица Helldivers 2 понадобится обязательная привязка к аккаунту PlayStation Network, экосистемы понятно каких консолей. Решение не нашло понимания со стороны этих самых игроков в силу разных причин, что привело к закономерному ревью-бомбингу игры в Steam. В сжатые сроки рейтинг проекта рекордно обвалился, вынудив в итоге менеджеров Sony отказаться от драконовских методов достижения успехов для ежеквартальных отчетов.

В случае с PSN-аккаунтами есть несколько любопытных факторов. Во-первых, мнения самих игроков разнятся касательно того, была ли обязательна привязка указана изначально (пусть даже в обозримом будущем) или же это стало изменением условий постфактум. Но даже если Sony изначально выдвигала такое требование, то тогда есть во-вторых: официально PSN недоступен почти во всем мире, кроме Северной Америки, Евросоюза и самой Японии. За попытку обойти региональные ограничения и создать аккаунт при помощи VPN следовал бан. Отсюда следует в-третьих: убрав обязательную привязку, издатель попросту запретил продажу игры более чем в 170 странах, где невозможно зарегистрировать PSN-аккаунт.

Но даже на этом Sony не остановилась. Понимая, чем чреваты последствия, компания запретила в вышеупомянутых странах еще продажу ПК-версии Ghost of Tsushima, самурайского экшена, для одного из режимов которого также нужен обязательный PSN. Решать проблему с привязкой или доступностью данного сервиса никто, конечно же, не собирается — не царское это дело, ПК-бояр радовать. На момент публикации статьи «Призрак Цусимы» уже должен поступить в продажу — возможно, к этому моменту что-то изменится. Однако Helldivers 2 продолжает терять своих игроков.

Политическая ангажированность

Продолжая тему постсоветского пространства и политических высказываний, нельзя не упомянуть монументальный долгострой «S.T.A.L.K.E.R. 2: Сердце Чернобыля». Сиквел культовой трилогии шутера от первого лица ждали давно и долго, разработку успевали объявить и отменить. Затем снова были анонс, переносы, известные события — и резкая смена курса разработчиков. Теперь, вместо того чтобы ориентироваться на преданную фан-базу русскоязычных игроков, создатели обратили взгляд в противоположную сторону, для которой советская эстетика продолжает оставаться экзотическим товаром.

Получившая подзаголовок Heart of Chernobyl вторая часть по старой традиции пережила несколько переносов, слив базы данных по вине самих разработчиков, пожар в чешском офисе студии GSC Game World, отказ от русской озвучки (субтитры, впрочем, оставят) и даже изменения в названии. Разработчики не стесняются продолжать делиться своими мнениями касательно политической обстановки, беря пример с Олимпийских игр — спорт, как и видеоигры, тоже как бы вне политики. Разумеется, подобный подход у фанатов восторга не вызывает, отчего многие откровенно призывают не покупать игру, а честно пиратить. На данный момент релиз запланирован на 5 сентября 2024 года для ПК и консолей Xbox Series X и S, а также для подписчиков сервиса Game Pass, где шутер появится в день выхода. Студию обвиняли в массовой рассылке страйков на блогеров самых разных категорий. Под натиском были заблокированы и весьма крупные каналы, например, iXBT.games. Однако все оказалось куда более прозаично, ведь причиной массовых блокировок и всеобщего страха показывать даже кадры из трейлеров игры стал простой школьник из Киева, который таким образом хотел отомстить как самой студии за ее отношение к сообществу, так и «своим обидчикам».

Антироссийские настроения коллег и земляков поддерживали разработчики студии 4A Games, основанной как раз выходцами из GSC Game World. В игре Metro Exodus, завершающей (на данный момент) части трилогии о похождениях Артема в постапокалиптическом мире будущего, есть ачивка (достижение) «Декоммунизация». Заработать ее можно, отстрелив на одной из локаций голову памятнику Ленина. Эпизод вдохновлен реальными событиями, когда в рамках борьбы с «проклятым советским прошлым» уничтожали исторические памятники. Нелишним будет напомнить, что серия игр основана на романах Дмитрия Глуховского, признанного Минюстом иноагентом.

Однако политические высказывания свойственны не только разработчикам с постсоветского пространства. В 2019 году в Steam выходит психологический хоррор Devotion от тайваньской студии Red Candle Games. Игроки проект встретили тепло, но вскоре обнаружили внутри пасхалки, целенаправленно оскорбляющие секретаря компартии Китая Си Цзиньпина. Китайские игроки проявили завидное единство, обвалили игре рейтинг, а после разгоревшегося скандала Devotion удалили из Steam, несмотря на поддержку первых лиц Тайваня, а два издательства разорвали контракты с ее создателями. Последние попытались сохранить хорошую мину, объяснив удаление техническими проблемами, но до сих пор ужастик можно купить только в их собственном цифровом магазине, что, понятное дело, не идет ни в какое сравнение со Steam.

Бывает, что разработчики заходят еще дальше. В одной из самых жестких и извращенных JRPG игр — LonaRPG вас и вовсе обяжут согласиться с тем, что вы поддерживаете независимость Тайваня, ведь иначе просто не сможете погрузиться в игру.

Навязанные ценности

Как вы уже могли понять, скелеты в шкафу есть у многих отдельных студий и разработчиков, часть из которых даже не чурается выставлять их на всеобщее обозрение. Однако в индустрии есть еще одна проблема, которая с каждым годом набирает актуальность. Здесь вам и борьба разработчиков с игроками (в т. ч. наоборот), и попытки запрещать неугодных. Например, определенные социально активные группы призывают бойкотировать тот или иной проект из-за недостаточной презентации в нем инклюзивности или даже из-за неудобных взглядов создателей. Самым громким таким скандалом за последние годы стал выход Hogwarts Legacy — активисты в интернете призывали игроков не покупать игру.

Виной тому стал даже не дефицит «цветных» или нетрадиционных персонажей — их в игре хватает. Триггером послужили высказывания самой Джоан Роулинг, автора вымышленной вселенной Гарри Поттера, в рамках которой происходит действие игры. То, что она никоим образом не имеет отношения к разработке, активистов, само собой, не остановило: они так и не простили «маме Ро» высказывания о том, что «менструирующие люди» — это женщины. Предполагается, что женщинами также надо называть трансженщин, то есть мужчин, идентифицирующих себя женщинами. А обычных женщин можно обозначить нейтральным и неоскорбительным термином «менструирующие люди». Джоан Роулинг высказалась в духе, что это, дескать, немножко как-то не в те ворота, за что ее моментально подвергли остракизму. Не помогли даже предыдущие заслуги — поддержка нетрадиционной ориентации Дамблдора и черная Гермиона в театральной постановке.

Впрочем, на продажах игры это никоим образом не сказалось — Hogwarts Legacy выступила отлично, проложив путь еще нескольким разработкам по вселенной. В похожем ключе выстрелила чешская Kingdom Come: Deliverance, действие которой разворачивается в средневековой Богемии. Геймдизайнер и сценарист Даниэль Вавра отказался добавлять в игру больше чернокожих, мотивируя отказ исторической достоверностью. Социально активные граждане, ратующие за справедливость в своем, но не историческом понимании, пытались надавить на него и общественность, но в итоге получилось строго наоборот: игроки в большинстве поддержали стойкого чеха. Игра в целом оказалась достаточно успешной, а этой весной был анонсирован долгожданный сиквел.

Разумеется, умные люди давным-давно просекли фишку «общественности» обижаться на все подряд, поэтому появилась такая компания, как Sweet Baby Inc. Ее задача — самим фактом своего существования опровергать все доводы о том, что никакой особой повестки не существует, мол, ее придумали расисты и женоненавистники. Только официально это называется иначе — оказывать консультации по вопросам инклюзивности, репрезентативности и толерантности разработчикам игр. То есть сидят специально подобранные «правильные» люди и советуют дизайнерам, а также сценаристам делать, например, персонажей нетрадиционной ориентации только положительными героями, добавить побольше сильных и независимых женщин, а в качестве главного злодея назначить традиционного в привычном понимании белого мужика. Утрированно, но верно — и это никакая не шутка.

За Sweet Baby Inc. стоят серьезные люди из инвестиционных компаний вроде BlackRock и Vanguard, а ее сотрудники позволяют себе призывы к травле неугодных и так называемый обратный расизм, когда белых мужчин попросту запрещают брать на работу, прикрываясь заботой о сотрудниках, которым рядом с ними неуютно. Тема весьма обширная и благодатная для отдельной статьи, а последние скандалы обозревались тематическими ресурсами буквально в начале весны — некоторые крупные издатели вроде Ubisoft даже пытались скрыть факт сотрудничества с этими консультантами, дабы не злить покупателей.

***

Конечно же, это далеко не все случаи, когда высказывания авторов так или иначе вызывали недовольство потребителей. Можно вспомнить анонс Diablo Immortal и риторический вопрос «У вас что, нет телефонов?». Blizzard вместо полноценного продолжения какой-нибудь из своих культовых серий анонсировала мобильную поделку, лишь подтверждая опасения, что из мастодонта индустрии превратилась в блеклую тень былого величия. Или феноменальное предложение творческого директора EA «не нравится — не покупайте» в адрес справедливой критики Battlefield V, которая превратила игру в разнузданный балаган. Игроки последовали совету — пятая «батла» стала финансовым провалом.

Можно вспомнить еще и то, как EA попала в Книгу рекордов Гиннесса с самым заминусованным постом на Reddit. В нем представитель компании пытался объяснить внедрение лутбоксов в шутер Star Wars: Battlefront II заботой об игроках, но те наглядно показали, что бывает, когда маркетологи теряют рамки в своих оторванных от реальности заявлениях. Подобное решение не только привело к низким продажам, падению стоимости акций и финансовым убыткам, но также на долгое время закрепило за EA статус игровой «корпорации зла» (за который ныне успешно борются эффективные менеджеры Sony).

Но все это в итоге может означать только одно: пиар, даже такой черный, работает. Игры приходят и уходят, студии распадаются и основываются, плохое забывается, а хорошее остается. Информационная шумиха позволяет бренду быть на слуху, откладываться в сознании игроков, а через время всплывать в памяти без негативных ассоциаций. Миллионные убытки не потопили EA и вряд ли потопят Sony, высказывания руководителей несколько дней пообсуждают, а потом вернутся к играм, скандалы забудутся, а память останется.

У Афины было много храмов, но имя Герострата отдается в веках благодаря одному — сожженному.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)