DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Тьма в философии

Мы привыкли видеть в философии науку, которая воспевает идею прогресса и стремится разрешить онтологические вопросы бытия. Науку сложную, но при этом позитивную по своей сути. Однако, кроме всего прочего, философия позволяет увидеть изнанку бытия. Для многих темных, таинственных, провокационных философов закономерности и нравственные предписания – только внешняя составляющая жизни. За этой ширмой прячутся чудовища из ночных кошмаров, такие как тяга к наслаждению, воля к власти и пессимистическое отчаяние космического масштаба.

За тысячи лет существования Западная цивилизация накопила множество постыдных фактов, которые хотелось бы спрятать или попросту забыть об их существовании. Например, устрашающие практики средневековья, которые, с одной стороны, ужасны, но, с другой, дают богатую пищу для философского анализа и всеобъемлющего разбора. Именно поэтому с середины XX века философы раз за разом обращаются к демонологическим трактатам и протоколам допросов Святой Инквизиции.

«Природа равнодушна к самонадеянному антропоцентризму, и если homo sapiens исчезнет как вид, то ничего не изменится в масштабах Вселенной. Даже наша родная планета, очистившись от последствий человеческого присутствия, как ни в чем не бывало, продолжит свое существование».

Многие века основой западного менталитета оставалась антропоцентрическая модель мироустройства. Гуманисты эпохи Ренессанса утвердили мысль о том, что человек является мерой всех вещей. Однако просветители оказались с этим не согласны. Они не раз свергали человека с пьедестала. Сначала неугомонный Коперник выгнал его из центра Вселенной. Потом Дарвин внес постулат о случайной природе слепой эволюции, но даже после этого homo sapiens продолжал уповать на божественный статус интеллекта.

Лиминальные пространства дарят зрителю тревогу, чувство ностальгии, умиротворенности и ощущение одиночества. Но ограничены ли такие пространства «коридором» и «счетчиком»? О проблемах определения, наборе признаков и классификации лиминальных пространств Александр Бауман поговорил с преподавателем кафедры философии им. А. Ф. Шишкина МГИМО МИД России Матвеем Чертовских.

Исследование фундаментальных основ западной философии на примере двух ветвей развития: континентальной и аналитической. Автор статьи рассматривает ужас как чувство, охватывающее человека при попытке понять и ощутить сознание, которое абсолютно непознаваемо с рационалистической точки зрения.

Авторы эссе обращают внимание на дискуссию вокруг неоднозначного эффекта, создаваемого пустыми серверами в играх на движке Source. Проследив ход обсуждения в сети, имеющийся контент и комментарии заинтересованной аудитории, коллективно обозначившей рассматриваемый эффект как лиминальные пространства, авторы работы сфокусировались на рассмотрении таких пространств как социального феномена. Основная задача – выяснить, что именно люди находят жутким в этом эффекте. Работа включает в себя теоретические построения, обзорный анализ существующих рецепций, а также серию сопоставительных исследований проведенных неформализованных интервью.

«Неевклидова геометрия», «странные углы», «неестественная архитектура» — все эти описания не редкость для хоррор-произведений. «Неправильность», «искаженность» геометрических узоров и архитектурных форм с давних пор является одним из определяющих признаков чего-то чуждого, враждебного и, разумеется, «невыразимо ужасного». О том, как философия враждебного воспроизводилась в литературе через мотивы «искаженных пространств», расскажет Андрей Каминский.

Издательство HylePress готовит к выпуску книгу «Меланхология: теория блэк-метала и экология» — сборник эссе современных философов, посвященных глубинному изучению жанра блэк-метал в соотнесении с проблематикой других сфер человеческого и не-человеческого существования. По такому случаю издательство делится с читателям DARKER эссе «Звук бездны» Юджина Такера, в котором философ пытается понять явление не-звука через призму шопенгауэровской воли.

Это — Манчестер холодной и влажной зимней ночью, когда непрозрачность городской инфраструктуры теряет вес и сливается с морзянкой неона и натрия где-то наверху. Нерасшифровываемые послания, эти призрачные тексты, обращенные к неведомым богам и духам, висят в воздухе, точно украденные мысли из иного времени - потерянное будущее, отложенное и связанное путами бюрократии, тоски и вины. Читайте философскую рефлексию британского профессора городского дизайна Ника Данна.

Хоррор-жанр уже не ограничивается рамками литературы, кинематографа и массовой культуры в целом. Ныне он входит в парадигму современной западной философии и рассматривается не только в контексте индустрии развлечений. О том, какие хоррор-дискурсы существуют в современной философии, расскажет Баязид Рзаев.

«Темные медиа» Юджина Такера в контексте мирового культурно-философского дискурса. Что такое «темные медиа»? Данный термин уже закреплён в научном сообществе. В каком именно аспекте проявляется их «темнота», разбирался Баязид Рзаев.

Наше сознание обращается к вопросу Бытия, когда начинает поиски смысла. Однако вместе с тем рассматривается и возможность Небытия. Страх же, в отличие от сущего, является «дыханием» Ничто и обнаруживается через него.

В мире природы все гармонично и подчинено внутренним законам. Человек же из-за своего сознания вечно задаётся вопросами метафизического характера, однако ответов на них у природы нет. Таким образом человек не может быть встроен в её гармонию. Следовательно, он — парадокс, который не входил в замыслы природы. Чтобы изучить концепцию человека-как-парадокса мы рассмотрим трактаты Лиготти, Цапффе и Толстого.