DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Farewell, slayer

Исполнитель: The Texas Toad Lickers, John Carpenter

Название альбома: Vampires (Music from the Motion Picture)

Жанр: саундтрек к фильму, блюз-рок

Страна: США

Лейбл: Milan Records

Дата выхода: октябрь 1998 г.

Фильм «Вампиры» Джона Карпентера — удивительное явление в кинематографе. Снят он был по мотивам объективно очень слабого романа Джона Стикли, отличающегося картонными героями, нелогичным сюжетом, странными диалогами и еще более странной авторской речью. Однако когда до литературного творения добрались Карпентер и Дон Джейкоби — автор сценария, в котором история изменилась до неузнаваемости, они вылепили из бесформенной глины настоящий шедевр: отсекли все лишнее, переработали персонажей (по сути, из книжных остался только главный герой, Джек Кроу) и сделали сюжет действительно драматичным.

И далеко не последнюю роль в том, что картина в итоге стала культовой, сыграл саундтрек, за который Карпентер заслуженно получил в 1999 году премию «Сатурн».

Хотя, конечно, руку к нему приложил не только он один. Так, скажем, стоящая первой в альбоме композиция Teaser — и единственная, в которой есть вокал, — создана группой Stone (в составе трех участников: Брэда Уилсона, вокалиста и гитариста, басиста Брайана Джеймса и барабанщика по имени Джей Джей Гарсия). Любопытно, что она явно сделана под вдохновением от саундтрека к тарантиновскому «От заката до рассвета» 1996 года. Зазвучи такая песня в баре «Крученые титьки», и никто из зрителей не почувствовал бы никакого подвоха.

Участвовала в записи саундтрека и еще одна команда — The Texas Toad Lickers, в буквальном переводе «Техасцы, лижущие жаб». Контекст у такого названия однозначный, и земноводные, которые приходят на ум, когда слышишь эти слова, определенно галлюциногенные. Ну что ж, если даже и так, то участникам группы (в составе которой и сам Джон Карпентер, играющий на клавишных, басу, пианино и гитаре) попалась удачная жаба.

Их авторству принадлежат мелодии Motel Sex (самая близкая к джазу, с заметной партией саксофона), Slayers (чуть жестковатый мотив, вторящий моментам, в которых борцы с вампирами выполняют свою работу; практически главная тема команды) и Cruel Highway (а в ней как будто слышатся нотки, характерные для кантри).

Остальные композиции альбома — уже чистый Карпентер, который всегда умел передавать настроение через музыку и здесь тоже выложился на тысячу процентов. Инструменталки «Вампиров» слились со сценами, которым они сопутствуют. Каждый, кто хоть раз видел картину, услышав Katrina Bites, может представить героиню Шерил Ли, завершившую трансформацию в нежить, а на первых нотках Vampire Vision вспомнит ее путешествие в голову древнего вампира, с которым Катрина оказалась неразрывно связана и начала видеть его глазами.

Мелодии Карпентера бередят душу и заставляют зрителя еще больше волноваться за героев и печалиться насчет их потерь. Таковы, например, тревожная Night Attack и как будто предупреждающая о грядущей беде New Mexico. А динамичная Padre's Wood звучит так мощно, что когда слышишь ее, хочется запастись арбалетом, парой десятков деревянных колов и машиной с лебедкой и отправиться убивать кровососов, потому что по сравнению с людьми у них фора во много сотен лет.

Что парадоксально, самые сильные по воздействию композиции, хоть и носят разные названия, Santiago и Farewell Slayer, по сути, одинаковые по звучанию, разница едва уловима. И в этом нет ничего удивительного, ведь настроение в них одно и то же: непоправимая потеря, трагедия, которую не удалось предотвратить. И понятно, почему Карпентер решил сопроводить этой музыкой сцены, где герои въезжают в безлюдный мертвый город Сантьяго, и где Джек Кроу навсегда прощается с лучшим другом Тони Монтойей, последним из тех, кто остался из прошлой команды. Они расстаются, Джек даже помогает Монтойе, тяжело раненному в шею вампиршей, сесть в грузовик, но оба понимают: при следующей встрече они будут уже врагами.

И как бы ни была плоха книга, в ней все-таки имелись достойные фразы. Одну из них мы приведем сейчас.

Героиня по имени Аннабель, которой в фильме места не нашлось, размышляла, почему истребители чудовищ на службе католической церкви предпочитали жить одним днем и растрачиваться на оргии, бухло, проституток, дорогие приставки, не строя планов на будущее… Эта философия была характерна также и для героев кино.

«Они же не собирались жениться, растить детей, стареть и мирно прощаться с жизнью на тихом курорте. Они все знали, что умрут, погибнут от отчаянного удара когтями, от клыков, от того, что слишком быстро и страшно для обычного человека. Не отразить и не спастись. А потом выжившие пробьют тело деревянным колом и отрубят голову, и потому не будет даже похорон, на которых смогли бы оплакать друзья».

Она думала абсолютно верно, если учесть, что команду Кроу и в книге, и в фильме ждала одна судьба — во время очередной пьянки в честь победы над упырями к ним заявился Хозяин вампиров удивительной силы и всех прикончил.

Но если в романе это происходит как-то слишком стремительно и эмпатией проникнуться не успеваешь, то трагедии, случившиеся с героями фильма, проходятся по зрительскому сердцу, как острые вампирские клыки, заставляя его обливаться кровью.

Дело в волшебстве музыки, не иначе, ведь она написана и сыграна так, что в самых грустных моментах струнный перебор навевает мысли о гумилевской «Волшебной скрипке»:

«Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам…»

Да, порой кажется, что карпентерские инструменты действительно плачут, горюя по незадачливым истребителям вампиров.

Погрузиться в ностальгию

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)