Чужой: Ромул / Alien: Romulus
Великобритания, США, Венгрия, Австралия, Новая Зеландия, Канада, 2024
Жанр: ужасы, фантастика, триллер
Режиссер: Феде Альварес
Сценарий: Феде Альварес, Родольфо Саягес, Дэн О’Бэннон, Рональд Шусетт
В ролях: Кейли Спейни, Дэвид Джонссон Фрэй, Арчи Рено, Изабела Мерсед, Спайк Ферн, Айлин У и другие
Похожие фильмы:
- «Чужие» (1986)
- «Обитель зла» (2002)
- «Зловещие мертвецы: Черная книга» (2013)
Франчайз «Чужой» – вещь, без всякого сомнения, культовая. Однако в последние годы обитель ксеноморфов переживала не самые лучшие дни. Начать с того, что родоначальник серии, Ридли Скотт, выпустил сперва спорный «Прометей», затем совершенно ужасный «Чужой: Завет», наложив параллельно право вето на попытку Нила Бломкампа снять прямое продолжение «Чужих» Джеймса Кэмерона.
Поэтому, когда стало известно, что франчайз возрождают полнометражным фильмом и сериалом, поклонникам алиенов стало немножко тревожно. Что сейчас творят с сериалами стриминговые сервисы, каждый и так прекрасно знает, поэтому на творение шоураннера Ноя Хоули надежд изначально было по минимуму. А вот участие Феде Альвареса в полном метре давало повод для скромного и осторожного оптимизма. Данный товарищ зарекомендовал себя и как режиссер, и как сценарист, умеющий создавать как нечто новое («Не дыши»), так и бережно обращаться с чужим интеллектуальным наследием («Зловещие мертвецы: Черная книга»). И надо признать, «Чужой: Ромул» у него вполне получился.
Сюжет вертится вокруг девушки по имени Рэйн и ее приемного брата, дефективного перепрограммированного андроида Энди, доставшегося в наследство от почившего отца. Они влачат полное гордости за корпорацию «Вэйланд-Ютани» существование на шахтерской колонии «Джексон Стар». Выбраться оттуда без разрешения компании нельзя – до ближайшей обитаемой планеты лету без малого десять лет, а шахтерские погрузчики не обустроены необходимыми криокапсулами.
Поэтому когда шайка друзей во главе с бывшим парнем предлагает Рэйн и Энди отправиться на списанную научно-исследовательскую станцию, чтобы свинтить оттуда работающие криокапсулы, они незамедлительно соглашаются – разве что немножко ломаются для приличия. Разумеется, в недрах станции весь блестящий и надежный как швейцарские часы план пойдет насмарку, а виной тому окажутся крайне живучие и весьма неприятные твари.
Что можно сказать о картине? При бюджете в ничтожные по современным меркам 80 миллионов долларов картинка выглядит красиво. Видимо, сказываются скромные запросы фактически ноунеймов в главных ролях – там, где один условный Роберт Дауни-младший отожрет половину производственных мощностей, Альваресу хватило на декорации и пучок разномастных, толерантно-инклюзивных актеров.
При этом визуальная часть так и веет уважительным отношением к классике и старательному подражанию – в хорошем смысле этого слова. Альварес тщательно копирует элементы ретрофутуристического стиля, прибегает к практическим эффектам и гриму по максимуму, дабы воссоздать на экране олдскульный эффект, благодаря которому фильм 1979 года до сих пор практически не устарел. Так что с точки зрения картинки кино нареканий не вызывает – одно лишь ностальгическое томление и умеренный восторг.
Под старину заделан и сценарий. Главные герои не пытаются спасти мир, не воюют со злобной корпорацией, разрабатывающей секретные вооружения (это тоже есть, но мельком, вскользь и за кадром), не пытаются в натужный пафос и плакатные речевки. Вся их задача – простая вылазка за лутингом, которая даже проходит более-менее грамотно: они не ломятся всей толпой, разделившись поровну – женщины на корабле, мужчины в экспедиции.
Разумеется, без недостатков тоже не обошлось. Пару раз персонажи ведут себя крайне глупо, что обусловлено стрессом, нештатной ситуацией и интернациональностью такого явления, как «малолетние дебилы». Также не покидает навязчивое чувство о пресловутой инклюзивности при взгляде на эту «сборную РУДН». При этом стоит отметить, что актерская игра не раздражает – каждый на своем месте и не бесит, даже когда откровенно тупит. Отдельно стоит отметить Дэвида Джонссона Фрэя, сыгравшего андроида Энди, – он отработал гонорар на все деньги, воплотив эдакую чудаковатую отстраненность сбоящего «искусственного человека».
К числу минусов можно отнести тот факт, что в стремлении равняться на лучших представителей (сиречь «Чужих» Кэмерона), Альварес в какой-то момент чуть ли не дословно цитирует классику. Кое-кто может счесть эти эпизоды признаком глубокой вторичности и звенящей пошлости, но на общем фоне они не так уж сильно выбиваются, благо остальной сюжет не грешит оммажами и экивоками. Но что есть, то есть, а дань ли это уважения или творческая импотенция – пусть каждый сам решает для себя.
«Чужой: Ромул» на голову превосходит предыдущие попытки Ридли Скотта раскрыть потенциал Вселенной. Кассовые сборы уже доказали состоятельность подхода Феде Альвареса к чужой (во всех смыслах) интеллектуальной собственности. Чем бы ни ответил Ной Хоули своим сериалом в начале 2025 года, но гадкое, мерзкое послевкусие от «Чужого: Завета» уже перебито.
И большое за это спасибо.
Комментариев: 0 RSS