DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

СУБСТАНЦИЯ

Кабинет диковин

Астрал. Медиум / Oddity

Ирландия, 2024

Жанр: ужасы

Режиссер: Дэмиэн Маккарти

Сценарий: Дэмиэн Маккарти

В ролях: Кэролин Брэкен, Гвилим Ли, Кэролайн Ментон, Стив Уолл, Тайг Мерфи

Похожие произведения:

  • «Чердак» (2005)
  • «Призраки дома на холме» (сериал, 2018)

Отдел маркетинга большинства кинопрокатчиков представляется как маленькая комната, где сидит обезьянка с лампочкой и двумя коробочками. В одной – названия знаменитых хоррор-франшиз («Астрал», «Заклятье», «Челюсти», «Паранормальные явления», «Концерт Ольги Бузовой»). В другой – набор бессвязных, но потенциально жутких слов («Медиум», «Шаман», «Другие измерения», «Челмедведосвин»). Когда лампочка загорается, обезьянка тащит из каждой коробочки по бумажке, таким образом выбирая название для очередного закупленного на периферийных рынках хоррора. Иначе выбор объяснить нельзя. Ребята! Ау! У вас в фильме есть кабинет диковин, где собраны проклятые артефакты с привязанными к ним призраками! Это ж почти как в «Заклятии»! Ну вот один в один! Название напрашивается само! Но нет, обезьянка вытащила «Астрал» – значит, будет «Астрал». Не хотелось бы обидеть отделы маркетинга, конечно, но пути их воистину неисповедимы!

В оригинале фильм зовется Oddity, что можно перевести, как «Странность» или «Диковина». Понятно, что на фильм с таким названием вряд ли бы повалили толпы зрителей (посмотрим, кстати, как будут обстоять дела с российским прокатом в ноябре), но эти слова идеально описывают тон и настроение ирландской картины.

В центре сюжета – сестры-близнецы. Одну в самом начале жестоко убивают. Вторая, слепой медиум и владелица жутковатого антикварного магазина, приезжает год спустя в дом, где погибла сестра, устраивая веселенькую жизнь для вдовца и его новой пассии. Не в последнюю очередь благодаря сундуку с крайне криповым манекеном. Бывший муж убитой, кстати, работает в психиатрической больнице, и именно его бывший пациент якобы порешил жертву. Да и сам потом погиб при загадочных и кровавых обстоятельствах.

«Диковина» (давайте уж пока так его называть) – фильм крайне странный. От него исходят практически видимые невооруженным глазом вайбы дебюта (хотя по факту это уже второй фильм ирландца Дэмиэна Маккарти, причем он запрятал для смотревших его первую работу небольшую пасхалку). За исключением Яны, новой девушки психиатра, абсолютно все персонажи ведут себя чуднО и нелогично. Да и, если уж быть честными, ни один из них не вызывает особой симпатии и интереса. Центральный конфликт (слепая девушка, неприятные родственники, пустой дом, недораскрытое убийство) намекает на хичкоковские мотивы, однако интриги не получается – зритель очень быстро догадывается, где собака зарыта, да и автор не особо старается это скрыть. Темп повествования тоже крайне тягучий, отчего фильм ощущается гораздо дольше заявленных 90 минут. И, в принципе, уже в первые полчаса «Диковина» очень четко разделит свою аудиторию на две части. Одна плюнет и бросит просмотр. Вторая попадет под ее своеобразные чары. И, возможно, поймет, отчего у картины такой высокий рейтинг среди критиков.

Начать стоит с того, что «Диковина» – уже на голову выше большинства мейнстримных фильмов ужасов по тому, как она задумана и снята. Ее причуды вырастают не из случайных оговорок бездарных сценаристов и актеров. Нет, Маккарти эти странности пестует намеренно, зачастую подчеркивая очень черным юмором (ох уж этот санитар с его историей, как он раз в год «твой дом труба шаталь»), смех от которого выходит крайне нервным и неуютным. Зритель скорее пытается понять, можно ли над таким смеяться вообще.

Ну, и в отличие от тех же скучных поделок, «Диковина» умеет пугать. Причем пугать по-разному. Долгое нагнетание саспенса – есть! Эффектные и неожиданные скримеры – да! Создание болезненно-неуютной атмосферы – пожалуйста! А уж манекен (с застывшим выражением лица, словно он ушиб палец ноги о ножку стола) вообще наиграл на «Оскар». Одно его присутствие в кадре делает фильм жутче раза в два, тем более что Маккарти задействует абсолютно все связанные с ним возможности попугать зрителя.

И если эти ожидания «Диковина» оправдывает, то многие другие успешно обманывает. Хотя, как говорилось, центральную якобы тайну зритель считывает сразу, непосредственно действия персонажей и окружающие их события ему предугадать будет сложно. Не в последнюю очередь благодаря уже упомянутой странности всех персонажей. К этому фильму неприменимы обычные представления о логике. «Диковина» сразу же демонстрирует нестабильность действующих лиц и сеттинга, поэтому кричать в экран что-то вроде: «Да чего ж вы творите, идиоты!» не тянет. Иначе придется делать это постоянно, но, как уже говорилось выше, эту часть аудитории фильм отсеивает в первые полчаса. Более того, некоторые фильмы начинают за здравие, но к концу выдыхаются и способны лишь на жалкий свист сдувшегося шарика. «Диковина» не такая. Свое настроение она выдерживает до самого конца. А уж финальный кадр тех, кто до него досмотрит, не разочарует точно. Баланс жути и черного юмора соблюден идеально.

Вот и остаемся мы с эдакой «Диковиной». Сказать, что это один из лучших хорроров 2024 года – преувеличение. Для этого она слишком странная и неровная. Поругать? Да, в общем-то, не за что – картинка хорошая, актеры на своих местах, с задачей напугать фильм тоже справляется. Обязательно рекомендовать к просмотру? Нет, уж больно нишевое все-таки получается зрелище. Для рядовых фанатов – слишком необычно. Для любителей артхауса в духе условного Ари Астера – слишком мейнстримно.

Посему вердикт прост: если любите хорроры и хотите посмотреть что-то необычное, но при этом без лишнего сюра и авангарда – обязательно дайте «Диковине» (т. е., пардон, «Астрал. Медиум») шанс. Первые полчаса обязательно скажут вам, ваш это фильм или нет. Если своеобразная атмосфера и качественная жуть перевесят медленный темп и откровенную странность – то удовольствие вы получите сполна. В конце концов, не так уж часто представляется шанс наблюдать собственными глазами рождение нового культового фильма. А все предпосылки для этого у картины есть.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)