DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

СУБСТАНЦИЯ

Безумный доктор-убийца

Хихикающий доктор / Dr. Giggles

США, Япония, 1992

Жанр: ужасы, триллер, драма, комедия, детектив

Режиссер: Мэнни Кото

Сценарий: Мэнни Кото, Грэм Уифлер

В ролях: Ларри Дрейк, Холли Мэри Комбс, Клифф Де Янг, Гленн Куинн, Кит Даймонд, Ричард Брэдфорд и другие

Похожие фильмы:

  • «Марафонец» (1976)
  • «Резня в госпитале» (1981)

В 1980-е в англоязычном кино постепенно сложилась мода на больничные хорроры. В это время в прокат вышло немало таких лент. Это и «Резня в госпитале» Боаза Дэвидсона, и «Часы посещения» Жан-Клода Лорда, и «Резня в психушке» Ричарда Фридмана. В большинстве этих фильмов больничные стены служили лишь декорацией, в которой скрывались разнообразные безумцы. Однако в некоторых лентах злодеями были непосредственно врачи. Предшественником «Хихикающего доктора» во многом стал «Ужасный доктор Файбс» (персонаж классической английской хоррор-дилогии 1970-х), использовавший медицинские умения для умерщвления виновных в смерти его жены людей.

Образ доктора-убийцы уходит корнями с одной стороны в экспрессионизм (доктор Калигари, доктор Мабузе), а с другой – в нацистское прошлое. Врачи-убийцы усердно трудились во времена Третьего рейха над созданием совершенной арийской нации. Они проводили бесчеловечные медицинские опыты над заключенными, проверяя на живых людях научные гипотезы. Мало кто не слышал о таком военном преступнике, как доктор Менгеле, вдохновивший многих режиссеров остросюжетного кино – от Джона Шлезингера («Марафонец») до Тома Сикса («Человеческая многоножка»).

Эван Рэнделл не совсем врач. Он был сыном безумного доктора, который убивал своих пациентов и вырезал сердца, чтобы помочь больной жене (эту линию можно счесть отсылкой к «Ужасному доктору Файбсу», ведь в сиквеле он задумал оживить свою супругу). Зритель впервые встречает Рэнделла в психиатрической клинике, где он проводит «операцию» своему лечащему врачу, воображая, что руководит мастер-классом по хирургии. Режиссер Мэнни Кото на протяжении всей ленты совмещает реальность и видения, так что зритель может лицезреть практически каждую сцену с участием Рэнделла и с точки зрения разумного человека, и глазами безумного маньяка.

Сценаристы Мэнни Кото и Грэм Уифлер потрудились представить образ зловещего доктора в жанре черной комедии, что тогда было модно – сатанинскими шутниками были и Фрэдди Крюгер, и кукла Чаки, и Лепрекон. Согласно интервью Грэма Уифлера, ему с Мэнни Кото приходилось постоянно отстаивать свои идеи перед продюсерами, стремившимися создать новую франшизу ужасов. Много лет спустя Уифлер снимет по первоначальному сценарию «Хихикающего доктора» ленту «Общественный патруль» (2005), однако она не приобретет особой известности.

Франшизы из «Хихикающего доктора» не вышло – руководство Largo Entertainment не устроили кассовые сборы. Однако лента Мэнни Кото и Грэма Уифлера не только не забылась, но со временем стала классикой жанра. Несмотря на все продюсерские препоны, авторам удалось совместить в почти идеальных пропорциях хоррор и черную комедию. Образ новоявленного доктора Рэндала и комичен, и ужасен одновременно. Мало того, что он обладает внушительными габаритами и постоянно мерзко хихикает, так еще имеет при себе медицинский чемоданчик с кучей созданных им смертельных устройств. Кроме того, доктор умело орудует скальпелем, а об анестезии нисколько не заботится, ведь страдания людей и есть цель его лечения.

Кото и Уифлер придумали немало причудливых сцен. Например, эпизод самохирургии Эвана Рэнделла (во время которого он пафосно произносит латинский афоризм «исцели себя сам»), эпичное сражение Рэнделла и доктора Чемберлейна при помощи меча и большого неврологического молотка и, конечно, жуткие воспоминания офицера Хэнка Магрудера о том, что он в молодости увидел в морге.

Главную роль исполнила юная Холли Мэри Комбс, будущая звезда «Зачарованных». С детской непосредственностью она воплотила страдающую из-за смерти матери меланхоличную Дженнифер, у которой сложные отношения с отцом по причине появления в доме мачехи. Кроме того, у девушки заболевание сердца, но она боится делать операцию, так как ее мать умерла на операционном столе.

Эвана Рэнделла прекрасно сыграл характерный актер Ларри Дрейк, запомнившийся зрителям по злодейской роли в «Человеке тьмы». Ему удалось показать не только безумного садиста, достойного преемника нацистских врачей, но и своего рода чудовище из сказки Шарля Перро, влюбленное в красавицу Дженнифер. Она напоминает ему мать, поэтому Эван старается ей помочь. Однако его благие намерения ведут лишь к многочисленным жертвам среди горожан.

Макс, парень Дженнифер, поначалу кажется обычным любителем развлечений. В одной сцене, сразу после размолвки с персонажем Холли Мэри Комбс, он даже целуется с ветреной девицей. Однако ему удается реабилитироваться перед зрителем, ведь в минуту опасности он преображается, раскрывая в себе качества настоящего мужчины. Противостояние Макса и Эвана за сердце (здесь практически буквально) Дженнифер отсылает зрителя к «Франкенштейну» Джеймса Уэйла. Особенно очевидны аллюзии в финале, где Эван Рэнделл мечется в горящей лаборатории, словно монстр Франкенштейна.

Из второстепенных персонажей выделяются переживающий за дочь отец Дженнифер и два полицейских, героический Джо Рейтц, бесстрашно вступивший в схватку с Эваном Рэнделлом и едва его не одолевший, и пожилой Хэнк Магрудер, спустя тридцать пять лет вновь повстречавший напугавшего его в морге жуткого мальчика.

Сложно умолчать про отличный монтаж Дебры Нил Фишер, благодаря которому в ленте нет длиннот. А режиссерское мастерство Мэнни Кото позволило создать многоплановое зрелище, практически для всех категорий зрителей (кроме слабонервных, естественно). Тут и безумная страсть Рэнделла к медицине (он еще в детстве делал операции плюшевым игрушкам), и попытка Дженнифер разобраться в себе на пороге взрослой жизни, и, конечно, широкая панорама обитателей маленького городка, живущего по соседству с мрачным домом Рэнделлов, хранящим тайну страшных преступлений.

Кото опередил свое время, ведь иронические хорроры, нашпигованные отсылками как к отдельным фильмам, так и кинематографическим традициям, станут востребованы во второй половине 1990-х, когда выйдут в свет франшизы «Крик», «Городские легенды» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Хихикающий доктор не просто очередной злодейский шутник, но своего рода кинематографический монстр Франкенштейна, собранный из частей других хоррор-персонажей. Он живет в мире грез, словно Фредди Крюгер, мстит жителям маленького городка, как Майкл Майерс и одержимо преследует Дженнифер, будто кукла Чаки мальчика Энди Бакли.

Стремясь преодолеть злодейское амплуа после исполнения ролей гротескных садистов Роберта Дюранта («Человек тьмы») и Эвана Рэнделла («Хихикающий доктор»), Ларри Дрейк в дальнейшем неохотно соглашался играть отрицательные роли, предпочитая работать в самых разных жанрах – от драм и научной фантастики до молодежных комедий. Для Холли Мэри Комбс лента Мэнни Кото послужила своеобразным трамплином. Образ доброй, романтичной Дженнифер, вызывающей сочувствие одним своим инфантильным видом, актриса позже повторила в сериале «Зачарованные», ставшем самой известной ее экранной работой.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)