Пила. Джокер / DarkGame
Великобритания, 2024
Жанр: триллер, ужасы
Режиссер: Ховард Дж. Форд
Сценарий: Гари Грант, Найлл Джонсон, Том Джордж
В ролях: Эд Вествик, Эндрю П. Стивен, Наталья Цветкова, Лола Уэйн, Рори Александр, Эндрю Макгиллан и другие
Похожие фильмы:
- «Эксперимент «За стеклом» (2019)
- «Королевская битва» (2000)
Англичанин Ховард Дж. Форд с начала 2000-х специализируется на триллерах и хоррорах. Асом жанра он не стал, однако периодически у него выходят крепкие середнячки. Не чужды Форду и социально-политические аллюзии, если судить по фильму «Призраки локдауна», действие которого происходит в период коронавируса.
В его новой ленте «Темная игра» (в нашем прокате ее попытались вписать в художественный мир «Пилы») одной из героинь является русская эмигрантка Катя (Наталья Цветкова), которая приехала в США в поисках лучшей жизни. В подробности ее прошлого режиссер не вдается, упоминая лишь бывшего мужа-абьюзера. Актриса уже снималась в России в похожем фильме «Конференция» – о трагедии выживших после теракта на Дубровке заложников. Она неплохо играет обычную девушку, у которой вроде бы только наладилась жизнь в чужой стране, как вдруг ей выпало новое испытание. В совместных сценах Цветковой с актером, исполнившим роль злодея, им неплохо удается передать психологию похитителя и жертвы. Ведущий наслаждается своей властью над людьми, а Катя взывает к его совести, рассказывая, что если она погибнет, то ее сын останется один в чужой стране.
Только образом Кати русская тема в фильме не исчерпывается, ведь убийственная онлайн-игра именуется «Русская рулетка». К настоящей русской рулетке садистское шоу имеет отдаленное отношение – лишь в одном эпизоде ведущий заставит участников приставлять к своей голове пистолет, заряженный одним патроном (также по одному патрону в оружии охранников). Намекал ли режиссер на диктаторский режим в отдельно взятой стране, мы не знаем, однако явно стремился привлечь внимание к своему скромному триллеру за счет неясных политических намеков.
Фильм Ховарда Дж. Форда далеко не первый, где повествуется об играх на выживание. По сравнению с такой классикой жанра, как «Бегущий человек», «Королевская битва» или относительно недавним канадским триллером «Эксперимент «За стеклом», нельзя не заметить, что «Темной игре» очень недостает саспенса и прописанных образов заложников. Ведь чтобы зритель сидел на краешке стула, переживая за участников, персонажи не должны быть абстрактными.
Однако в ленте Форда лишь Катя и еще пара человек представлены как люди, у которых есть характеры и взгляды на жизнь. Из второстепенных героев, оказавшихся в застенках кровавой онлайн-игры, выделяется Рэй Каллахан в исполнении Имона Флеминга. Зритель ничего не узнает о его прошлом, ибо экранного времени режиссер отвел ему совсем немного, однако запомнится благородным поведением в игре, готовностью пожертвовать собой в пользу ближнего. Сложно не провести параллели с католическим святым Максимилианом Кольбе, священником и монахом, предложившим нацистам свою жизнь в обмен на жизнь незнакомого ему человека. Другим индивидуализированным заложником стал бывший военный, который подговаривает Катю сопротивляться, ведь лучше погибнуть в бою, чем умереть на потеху толпе.
Самым большим достоинством фильма является образ главного героя Бена, полицейского в исполнении Эда Вествика. Вынужденно подчиняясь анемичному сценарию, актер сумел показать характер неравнодушного человека, который методично движется к поимке преступников, преодолевая все преграды. Эд Вествик невероятно харизматичен в роли детектива, так что практически в одиночку удерживает внимание зрителя. Ведь само полицейское расследование получилось у Форда без огонька, несмотря на попытки сделать все, как у других. Тут вам и маньяк, консультирующий полицию по поводу онлайн-игры, и ФБР, мешающее стражам порядка, и пресса, осаждающая полицейский участок. Однако очень не хватает неожиданных поворотов или хотя бы драматического напряжения. Маньяк-консультант, ФБР, поиск улик – все эти элементы не складываются в общую картину, в результате чего триллер распадается на ряд более или менее удачных эпизодов.
Разочаровывает и финал. Слабо верится, что такой рациональный страж порядка, как герой Вествика, мог попасться в банальную ловушку главного злодея. Создатели изо всех сил старались и восстановить справедливость на экране, и оставить возможность для сиквела. Но вышел у них рояль в кустах, лишь подтверждающий искусственность сценария.
Ховард Дж. Форд никогда не был законодателем моды в остросюжетном кино. Однако в прежних работах ему лучше удавалось создать напряжение (вспомнить хотя бы захватывающий триллер «На краю»). В его новом фильме есть отдельные достоинства, однако ленте в целом не хватает сюжетных крючков, ярких характеров и увлекательного полицейского расследования. Также стоило бы уделить хоть минимум внимания анализу психологии толпы. Что заставляет людей смотреть онлайн-шоу, где убивают людей?
Но Ховард Дж. Форд, не желая грузить ни себя, ни зрителей психоанализом, прибег к самому простому объяснению. Большинство якобы думало, что это не по-настоящему (так уверяет и одна из зрительниц, похищенная командой ведущего). Однако слабо верится, что люди не способны отличить спецэффекты от настоящего насилия, тем более зная многочисленные репортажи о пропавших горожанах.
Комментариев: 0 RSS