Русскоязычный рок развивался волнами, проходя в своей эволюции те же этапы, что и мировая рок-музыка. В 1980-е, когда в западных странах были популярны нью-вейв и панк-рок, у нас появились «Звуки Му», «Кино», «Телевизор». На панковской сцене возникли такие широко известные команды, как «Автоматические удовлетворители», «Алиса», «Бригадный подряд», «Гражданская оборона», ДДТ. Не все эти группы были панками в мелодическом смысле, но каждая исповедовала панковские принципы ‒ независимость от лейблов (или государства, учитывая советский контекст), смелую социальную критику и неформальный образ жизни.
В 1990-е, на волне популярности брит-попа, в постсоветской России появились и быстро стали звездами такие рок-группы, как «Би-2», «Мумий Тролль», «Сплин», Земфира (признана иноагентом на территории РФ, ‒ прим. авт.) В следующее десятилетие во всем мире был расцвет альтернативы. Не стала исключением и наша страна. Если 1980-е можно именовать «золотым десятилетием» русского рока, то 2000-е уместно сравнить с «серебряным веком», прежде всего по обилию рок-жанров, переживавших небывалый подъем. Брит-поп и поп-рок пополнились «Зверями», Чичериной, вышли из андеграунда «Ночные снайперы». В альтернативе появились Lumen, Tractor Bowling, «Кукрыниксы», «Слот», «7 раса» и многие-многие другие. Активно развивалась фолк-сцена ‒ «Аркона», «Мельница», Theodor Bastard.
Однако в 2010-е появление новых ярких команд почти прекратилось, что связано, возможно, со стремительно возрождавшимся авторитаризмом. Рок-музыка неотделима от идей свободы. Поэтому во всех диктатурах и автократиях рок в лучшем случае не одобряется, а в худшем ‒ даже преследуется.
Тем не менее и в 2010-е наш рок пополнился несколькими талантливыми группами, про одну из которых, LaScala, мы и поговорим. В этой статье мы проанализируем как музыкальные истоки LaScala, так и темы их песен, а также разберем наиболее яркие клипы. Ведь нынешняя музыка репрезентирует себя при помощи концертных видеорядов и визуализаций песен для YouTube.
Региональный поп-рок
Начать наш разговор следует с краткого обзора поп-рок команд из регионов. Ведь LaScala родом из Мытищ (или, точнее, Сан-Мытищ, как говорит вокалистка Аня Грин). Большинство же известных российских рок-групп и исполнителей живут и работают в двух столицах. Об особенностях московской или питерской рок-сцен мы размышлять не будем, однако очевидно, что в этих городах, ввиду большого количества СМИ и активной музыкальной движухи, прославиться гораздо проще. Оттого Вячеслав Бутусов и Юрий Шевчук, начинавшие в регионах, давно живут в Санкт-Петербурге, а, например, Рома Зверь и Илья Лагутенко (в 2022 году переехал в Лондон, ‒ прим. авт.), выходцы из Таганрога и Владивостока, работают в Москве.
Однако до сих пор есть команды, живущие в своих родных городах. Это не только широко известные «Чайф» (Екатеринбург) и Lumen (Уфа), но и «Мураками» (Казань). «Мураками» и LaScala даже отхватили общий приз в прошлом году на «Чартовой дюжине» в номинации «Совместная работа». Дуэтная песня «Ночь» в исполнении двух «горячих» вокалисток Ани Грин и Диляры Вагаповой действительно производит впечатление. Подходят девушки и по темпераменту ‒ на стуле не сидят, как тот же Бутусов, и не стоят у микрофона а-ля Кобзон, а активно взаимодействуют с аудиторией, разогревая публику. Пусть считается, что русский рок о душе, но ведь такие относительно молодые команды, как «Мураками» и LaScala, не на нем выросли, а на западном рок-н-ролле.
«Мураками» появились в Казани в далеком 2004 году. В то время в российской музыке расцвет поп-рока пошел на спад, ибо появились все основные лидеры жанра. С рядом оговорок под влиянием брит-попа находились почти все главные звезды отечественной рок-сцены 1990-2000 гг., от «Агаты Кристи», смешивавших нью-вейв с поп-роком и готик-роком, до «Мумий Тролля», задавшего «золотой» стандарт российского «рокапопса» (термин Ильи Лагутенко, ‒прим. авт.).
Женский рок тоже уже вполне сложился. Это в 1990-е девушек был явный дефицит; к рок-барышням причисляли даже Ольгу Кормухину, которая была питомцем классического оркестра Олега Лундстрема, а на эстраде исполняла нечто среднее между джазом, роком и поп-музыкой. Главной рок-звездой 90-х, безусловно, была Настя Полева, а на рубеже 1990-2000-х женский рок пополнился такими яркими именами, как Диана Арбенина, Маша Макарова, Мара, Земфира Рамазанова, Юлия Чичерина. Особняком стоят разве что представители арт-рока, вроде «Колибри» и «Сурганова и Оркестр», да многочисленная фолк-сцена, где также немало девушек ‒ от пейган-метала «Аркона» и «Калевала» до фолк-рока «Мельницы», Инны Желанной или этнических электро-экспериментаторов Theodor Bastard и Линды.
Ребята из Казани, объединившиеся вокруг прекрасно поющей и очень обаятельной участницы вокальных телепроектов «Народный артист 2» и «Фабрика звезд 3», были позитивными, хорошо играли, харизматично выглядели на сцене, но войти в пантеон широко известных исполнителей поп-рока у них получилось лет этак через десять, чему объяснение как упорный труд, так и отход от активной сценической деятельности Рамазановой и Чичериной. Те, кто не принял новый музыкальный стиль Рамазановой, вполне представленный на альбоме «Жить в твоей голове» (и следующем за ним «Борделайн»), а также уход в военно-патриотический рок (что само по себе звучит как оксюморон) автора хитовых ранних поп-роковых альбомов «Сны» и «Течение» Чичериной, наконец, смогли распробовать экзотический фрукт «Мураками». Хотя тут стоит сказать, что за последние десять лет у группы появилось немало очень хороших песен, потеснивших их ранний хит «Нулевой километр».
«Город 312» не совсем российская группа, но по-своему региональная. Мало ли к нам приезжают из Киргизии в поисках успеха! Вот и лидер группы Ая (она же Светлана Назаренко) поступила так же и не прогадала. В середине 2000-х на группу обрушился шумный успех. Если симпатичная казанская банда «Мураками» упорно работала все это время, чтобы добиться своего нынешнего статуса лидеров жанра, то «Город 312» купался в лучах славы, ведь их второй альбом «Вне зоны доступа» почти сплошь состоял из привязчивых хитов. К сожалению, большой успех, подкрепленный также и фильмами, где звучали песни «Города 312», привел к некоторой стагнации в творчестве. После не слишком заметного лонгплея «Новая музыка» коллектив расслабился, вошел в телевизионную тусовку, но новые песни выпускали очень редко (а новый альбом вышел лишь в прошлом году). Светлана Назаренко стала типичной телезвездой вроде Николая Баскова, который мелькает то там, то сям, но больше напоминает о себе не творчеством, а, скажем так, участием в ток-шоу и телепередачах. Возможно, с выходом нового альбома и клипа на песню с него же «Конверт» музыкально-гастрольная активность «Города 312» оживится.
Конечно, нельзя не вспомнить Uma2rman, она же «Уматурман», образованную уроженцами Нижнего Новгорода братьями Кристовскими и названную в честь их любимой актрисы. Первые 15 минут славы два предприимчивых брата получили в 2003 году, когда исполнили свой хит «Прасковья» на концерте Рамазановой в клубе «16 тонн». И с тех пор пошло-поехало. Заглавная песня из фильма Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор», еще один хит «Уматурман», про который узнали и сама Турман, и ее друг Тарантино, так как братья Кристовские исполняли его на открытии XXVI ММКФ, где присутствовал американский мэтр в качестве почетного гостя. Конечно, большим успехом пользовалась их дебютная пластинка «В городе N», содержавшая эти песни.
Но, увы и ах, у группы «Уматурман» в 2010-е поменялись приоритеты. Они, как и Ая из «Города 312», остаются узнаваемыми, медийными личностями, но вот их творчество прежнего ажиотажа не вызывает. Зато Кристовские легко встроились в телесреду и участвуют в сборных концертах наряду со звездами российской эстрады. Конечно, они поддались и нынешней моде на ура-патриотизм, приняв участие в весеннем концертном марафоне 2022 года, а вот их прежний товарищ Земфира это увлечение категорически отвергла. Теперь ее сотрудничество с Кристовскими выглядит почти как сказка ‒ было ли оно вообще.
Причина падения популярности «Уматурман», конечно, не в эпохе российского рэпа, которая наступила в 2010-е. Ведь многие другие группы, разных жанров и политических пристрастий, не потеряли свою аудиторию, а некоторые даже нарастили, как, например, «Би-2» или «Ночные снайперы». Но вот хитов, сравнимых со старыми песнями, «Уматурман» больше не выдавала, а раз так, то слушатели стали числить эту группу по разряду ретро. «Прасковья», «Ума Турман», «Проститься» поклонники всегда рады услышать, а вот новые песни высоким спросом не пользуются. В отличие, повторимся, от тех же «Мураками», которые к концу 2010-х явно стали интереснее и известнее, чем за десять лет до этого.
LaScala как пример self-made band
К созданию команды был первоначально причастен один из основателей Insect Flyin Killa (сокращенно IFK) Максим Галстьян, который, к сожалению, скончался летом 2021 года от коронавируса. Для него LaScala была неким экспериментом, отдушиной от тяжелого рубилова IFK. Как говорил сам Галстьян в одном интервью, он изначально видел на вокале девушку, ибо с ними меньше проблем. Хотя бы мало пьют и буянят, да и в целом более ответственно относятся к своему делу. В этом смысле преподаватель английского и испанского Аня Грин была отличной находкой. К тому же девочка творческая, быстро занявшая нишу автора текстов.
Сейчас, зная зрелое литературное творчество Грин, любопытно обнаружить ее юношеские стихи. Она как автор довольно быстро стала тяготеть к песенной форме, да и тематически ее произведения посвящены внутреннему миру современной городской девушки, пока еще абстрактному. Хотя в возрасте 15-16 лет Аня Грин писала даже матерные стихи (как она сама их аттестовала, отнеся в соответствующую рубрику на портале «Стихи.ру»), но ожидание обнаружить в этих произведениях влияние главного матерщинника нулевых Сергея Шнурова не увенчалось успехом. Вполне какое-то безобидное и даже миленькое стихотворение, где слово fuck, которое причудливо сочетается с персонажем простого русского мужика дяди Васи, выглядит чуть ли не высоким штилем, ведь в эти же годы Шнур от души матерился со сцены (по причине чего тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков всячески препятствовал его стадионным концертам в своей вотчине), а в 90-е половина кузьмичей алкоголили под матерные частушки «Сектора Газа».
Ну да ладно, о ранних поэтических опытах сеньориты Грин в будущем еще напишут. Пока же стоит сказать, что путь LaScala к славе (не такой, как у «Сектора Газа» и Ленинграда, но ведь им и не нужна их аудитория!) был непрост, группа изначально была создана как self-made-проект, а музыкантам приходилось где-то дополнительно работать, дабы вкладывать деньги в развитие группы. Все сами, зато и не должны никому. В середине 2010-х Аня Грин запишет несколько любопытных видео, размещенных на YouTube, где поделится своим опытом развития группы. Ироничные, незанудные пятиминутки с Аней Грин, посвященные таким важным для начинающих музыкантов темам, как «организация концертов», «летние фесты» и «репетиции» наверняка добавили группе некоторое количество поклонников.
Макс Галстьян постепенно ушел в тень, сосредоточившись на других своих музыкальных идеях. Ну так проект, в который он вдохнул жизнь, окреп и даже обрел свой «фирменный стиль», как гласит название песни LaScala с пятого альбома ECUADOR. Теперь уже достаточно широкая аудитория сразу вспомнит LaScala, если зайдет речь о латин-роке, а ведь раньше с латино на нашей сцене прочно ассоциировался разве что Леонид Агутин, который даже записал два альбома с Эл ди Меолой, много работающим в латин-жанрах.
Не будем проводить строгий раздел между Испанией и Латинской Америкой. Все страны этого региона сформировались под большим влиянием испанской культуры. Наверно, для Ани Грин Испания все-таки ближе (тем более на это прямо указывает песня «Севилья» со второго альбома «Мачете»), однако в музыке группы (тут стоит особенно отметить большой вклад композитора и гитариста Петра Ездакова) заметно влияние самых разных стилей, от обычного для западной музыки инкорпорирования элементов латин-попа до вкраплений реггетона и танго. И все это сочетается с хард-роковыми риффами, электроникой (неслучайно Петр Ездаков в интервью музыкальному порталу «Голос Рока» говорил о ноутбуке как пятом участнике их коллектива) и экспрессивными текстами Ани Грин. Меланхоличным любовным переживаниям из песен Рамазановой и инфантильному оптимизму ранних творений Чичериной она предпочитает поэзию сильных, независимых, современных городских девушек, знающих себе цену и умеющих добиваться своей цели. А ощущение высокомерности и самолюбования сглаживается ироничным тоном большинства песен.
Взять хоть один из последних хитов группы «Выживу», где традиционная для поп-рока тема любовной размолвки и самоуверенной позиции главной героини ‒ «и одна выживу» ‒ сочетается с иронией над самой ситуацией. Неудивительно, что на концерты LaScala, по словам Ани Грин, ходит в первую очередь мужская аудитория 30+, которую привлекают латиноамериканские ритмы, эффектная внешность вокалистки и хлесткие тексты песен, которые одновременно искренние и ернические, без меланхолии и рек слез, проливаемых по ускользнувшему счастью.
В то же время у LaScala есть и лирические баллады, где ирония отступает перед искренностью чувств. Например, песня «Еще горит» с того же альбома ECUADOR, в которой Аня Грин высказалась на актуальную сейчас тему абьюза. Примерно в это же время вышли «Молчи» «Кис-кис», «Абьюз» Земфиры Рамазановой и «Дом на крови» Louna. Но если у Louna тема абьюза подана как социальная проблема (тем более вдохновением послужила громкая история сестер Хачатурян), а у Земфиры получился привычный для ее позднего творчества тревожный электронный эксперимент, то у LaScala вышел мелодичный задорный поп-рок, а текст представляет собой как бы внутренний монолог героини, рефреном которого выступает мысль о, утрированно говоря, мире во всем мире. «Неужели мы/Не заслужили мир/И опять сводим счеты», как поет Аня Грин.
Отдельно стоит сказать, что прекрасная вокалистка не стесняется своей женственности. Для западного рока акцент на тело певицы вполне нормален и хорошо сочетается даже с тяжелым роком. Достаточно привести в пример синеволосого ангела Алиссу Уайт-Глаз из Arch Enemy, выступающую в откровенных кожаных нарядах. Или горячих цыпочек из американской метал-группы Butcher Babies, которые в ранние годы выступали на сцене практически голые, да и в клипе на новую песню Best Friend Хайди Шеперд и Карла Харви (в этом году Карла Харви покинула группу, ‒ прим. авт.) играют девушек-тусовщиц, которые, придя в ночной клуб, легко отстранили стриптизерш от шеста и показали мастер-класс, на радость тамошним мужикам. Сложно представить в таком клипе Арбенину или Рамазанову даже в их молодые годы, но зато вполне можно Аню Грин, которая не стесняется в клипах и на сцене использовать свою сексуальность, сдабривая сложную смесь из латино, электроники и драйвового рока перчинкой жгучей женственности.
Отечественный женский поп-рок в 2000-е был удивительно аскетичным (и это на фоне «Би-2», «Зверей» и «Мумий Тролля», солисты которых, напротив, не стеснялись мужской привлекательности). Некоторое разнообразие вносила разве что эксцентричная Линда, да немного огня добавила Мара, подразнив зрителей обнаженной грудью на «Нашествии». Как тут не вспомнить мысли выдающегося религиозного философа Василия Розанова, который обрушивался с критикой на православную традицию за игнорирование и стигматизацию телесности.
Начиная с 2018 года (именно этот год сама Грин называла в качестве начала нового этапа группы), LaScala быстро нарастили свое медийное присутствие, в том числе и фан-базу. Их официальная группа в ВК за пару-тройку лет увеличилась примерно втрое, у команды давно есть свой саппорт, создающий движуху на концертах.
У LaScala имеются все слагаемые успеха — вокалистка с яркой внешностью, обладающая запоминающимся тембром и умеющая себя подать на сцене, необычный для российского рока музыкальный стиль, так что группа сразу заняла пустующую нишу драйвового латин-рока и, самое главное, работоспособность. Ведь многие быстро вспыхнувшие группы так же скоро и погасли (кто сейчас вспомнит, например, «Гильзу», разве что поклонники «Би-2» и Louna, наткнувшись на дуэты с ней) или же перешли в разряд ретро, как тот же «Город 312», променявший творческое развитие на телевизионную активность. Поздние альбомы LaScala содержат гораздо больше хитового материала, нежели ранние Forte и «Мачете», когда группа еще искала себя (и когда в их составе присутствовал Максим Галстьян).
Кстати, любопытный факт, состав LaScala практически не меняется (в 2017-м сменился только барабанщик), что говорит о наличии сплоченной команды, движимой одной целью. Пройдено десять лет ‒ время расставления приоритетов для любой группы. Возможно, в ближайшие годы LaScala дорастет до сольников в Adrenalinе Stadium или «Крокус Сити Холл», благо хорошего поп-рока сейчас явный дефицит, да и вообще LaScala стала одной из единичных российских рок-групп 2010-х, которые сумели чем-то выделиться в общей серой массе.
Страхи современной городской девушки в песнях Ани Грин
Каждый человек чего-то боится; порой страхи довлеют над ним и даже формируют девиантное поведение. Но у людей творческих имеется прекрасная возможность аккумулировать свой страх, направить его в созидательное русло. Так часто и рождается искусство. Какими бы жизнерадостными и по-рэперски дерзкими ни были тексты Ани Грин, а страх и в них присутствует. Вокалистка сама подтверждала это, проведя творческий вечер в 2019 году под названием «Мои страхи». И пусть он был скорее посвящен ее становлению как музыканта, чем самоанализу, однако где та четкая граница между переживаниями писателя и фобиями его персонажей. Искусство отражает душу как зеркало, неслучайно произведения искусства в годы доминирования психоанализа становились объектами пристального изучения (сам Фрейд любил пояснять свои теории примерами из пьес Уильяма Шекспира).
Фобии и фрустрации отражались в текстах Ани Грин практически с самого начала, наряду с апологией сильных, независимых героинь, так что идеал тургеневской девушки ей вряд ли близок. К примеру, на первом альбоме есть примечательная песня «В океане людей» (на нее также имеется live-видео), где лирическая героиня боится потерять свою идентичность, подчинившись партнеру в отношениях. Можно сказать, что в этой песне в зачаточном виде проглядывает тема абьюза, хотя героиня демонстрирует решительность и независимость, сравнивая себя с волком. Но в то же время проговаривается о своих душевных страданиях, ведь в океане людей она не находит причала.
Тема одиночества в «пластмассовом мире» (если воспользоваться метафорой Егора Летова) еще ярче высвечивается в более поздней песне «Манеж» (с альбома Agonia). Аня Грин, представляя песню, оговорилась, что она не имеет никакого отношения к «Джокеру», шедшему в прокате в то время. Мы также не будем намекать на «Ужасающий 2», который стал хитом 2022 года. Конечно, несмотря на присутствие в текстах аллюзий на некие разборки клоуна с толпой, эти места не следует понимать буквально. У Ани Грин в песнях часто душевные терзания передаются посредством метафор, обозначающих какие-либо действия. То есть перестрелки и сражения означают лишь психологическую борьбу и чаще с самой собой.
«Манеж» ‒ одна из самых показательных песен LaScala в плане страхов. В ней как бы соединяются боязнь одиночества, непонимания окружающими и в то же время страх толпы. В этом плане сложно не признать весьма удачной метафору Ани Грин из ранней песни «Океан людей». Клоунский антураж песни (да и клипа) как бы отсылает и к культурной традиции изображения необходимости в обществе носить маски, играть роли, и непосредственно к аналитической психологии Карла Густава Юнга, его архетипу «персона», метафорически воплощенному в одноименном шедевре Ингмара Бергмана. Агрессия героини в этом плане понимается как защитная реакция, словно грим у клоуна, который под белым лицом может скрывать совершенно другие эмоции (что мы и наблюдаем в клоунских хоррорах). В лирическом персонаже Грин вообще почти всегда уживаются две противоположности ‒ сильная женщина, могущая самостоятельно решить все свои проблемы, и уязвимый ребенок, боящийся внешнего мира.
Примечательной, даже экзистенциальной песней представляется «Пульс» с того же альбома Agonia. В музыке, наряду с тревожными ритмами техно, заметно влияние гранжа, что неудивительно ‒ какой еще музыкальный жанр аутентично отражает угрозу потерять себя в неоновых вывесках и холодных каменных строениях больших городов, о чем как раз и говорится в песне. О влиянии городов на душевное состояние жителей, о том, как тяжело сохранить себя в современном высокотехнологичном обществе много писали философы-экзистенциалисты, от Хайдеггера до Сартра, снимал притчи Микеланджело Антониони, подмечая пугающие параллели между большими пустыми пространствами площадей и городских помещений и вакуумом душ своих героев.
Вот и в тексте говорится, что «в этом омуте мечты/твои заметет следы потоком пробок». Здесь, так же, как в «Манеже», отражается страх лирической героини перед безликой толпой, населяющей города. Персонаж Ани Грин стремится покорить город, стать его частью, но не уверен в своих силах («город мой, у меня нет сил/чтобы твой взять Олимп/хотя бы раз»).
Вообще весь четвертый альбом группы пронизан тревожными мотивами одиночества и навязчивых страхов, которые не удается скрыть за самоуверенной личиной. Ведь она часто предстает лишь маской, за которой прячется маленькая, боящаяся взрослого мира девочка. В тексте песни «Контроль», построенном в форме диалога персонажа со своей судьбой (а по факту с самим собой), об этом говорится более определенно ‒ «бесконечно несет волна/испытаний, что не пройти/с днем рожденья, моя вина/мы теперь на одном пути». Сопротивление судьбе, борьба с чувством вины ‒ мотивы, известные еще со времен античных трагедий. Вот и выходит, что времена меняются, а страхи все те же ‒ совершить ошибку, не достичь цели, остаться в одиночестве и в то же время потерять себя, подстроившись под внешние обстоятельства, например, в абьюзивных отношениях.
Последний (по времени) альбом LaScala, хоть и назван в романтическом стиле Ecuador, также содержит экзистенциальные мотивы. Удивляться тут нечему ‒ со времен ранних лонгплеев повзрослела как сама группа, так и Аня Грин, да и их аудитории 30+ хочется услышать не только романтически-оптимистические треки о героинях, которым все по плечу, но и о внутренних переживаниях, и не только из-за того, что очередной парень опять оказался козел.
Можно начать уже с первой песни, «Кто ты», задающей тон всему альбому. Саунд песни более тревожный, чем обычно у LaScala, и сочетает элементы рэпа и мощной рок-подачи, а текст – философски-абстрактный, в припеве которого повторяется рефрен «помни». Идти вперед несмотря на страх, преодолевая сопротивление негостеприимного города. Но самое главное ‒ остаться собой, не поддавшись искушению быть как все.
Неприятие давления общества, пусть даже воплощенного в образе возлюбленного (обычный сюжет поп-рока) характерно и для «Фирменного стиля». Не зря в припеве говорится «я тоже люблю, но ты все-таки должен меня отпустить». Страх потерять себя, слиться с лицемерной толпой присутствует и в наиболее оптимистичных композициях альбома, сюжетом которых являются любовные переживания. Таковы «Утром», «По волнам», «Джинн». В целом, LaScala, немного погрустив в Agonia, вернули себе настроение ранних лонгплеев, хотя музыкальная сторона выросла многократно.
Если на раннем этапе, несмотря на запоминающийся тембр и обаяние Ани Грин, в памяти оставались 2-3 трека с альбомов, то на поздних лонгплеях, несмотря на не слишком разнообразные сюжеты песен (ну так что удивляться, не сказочный «Король и Шут» перед нами), потенциальных хитов минимум 5-6. Ане Грин удается вокально обыгрывать самые разные душевные состояния, показывая своих героинь уязвимыми, сильными, мечтательными или раздраженными, а запоминающиеся мелодии и ритмы помогают избавиться от ощущения банальности даже при самых простых текстах, которые опять же сдобрены иронией и порой черным юмором, как, например, трек «Джинн» с альбома Ecuador. Неудивительно, что в сет-листе концертных выступлений группы 2/3 песен — с последних трех альбомов.
Клипы LaScala
Завершить обзор творчества LaScala следует их видеографией, конкретно клипами, которых, правда, пока не так много. Для передачи концертной энергетики группа, как и многие другие банды, использует live-видео. А вот клипы, то есть видеоиллюстрации песен, поначалу были мало представлены в ассортименте группы. Но с годами спрос на музыку LaScala рос, география выступлений расширялась, так что теперь группа, как многие знаменитые музыканты, выпускает видео, художественные и документальные, чуть ли не каждый месяц.
Это и понятно, ведь не все поклонники могут посетить концерт, а энергетика песни подчас лучше передается за счет сценической подачи. Точно так же смысл песен лучше уясняется благодаря видеоряду. Современный рок-концерт – это мультиформатное искусство, сочетающее видеоряды (иногда группы делают специальные видео для каждой сценической программы), собственно музыку и сценографию или, применительно к року, драйв. Как уже говорилось, у LaScala вышло немало музыкальных видео. О наиболее примечательных мы и поговорим.
Клип на песню «Ладони» с альбома «Мачете», которая также выходила отдельно, в виде сингла, был опубликован на канале группы на YouTube 14 февраля 2015 года, то есть аккурат в День святого Валентина. Сама композиция – одна из наиболее лирических вещей группы. В деле визуализации песни самый простой путь, которым мог бы пойти режиссер Алексей Елагин, это разыграть очередной любовный сюжет из поднадоевших по многочисленным поп-клипам свиданий, ожиданий, размолвок и воссоединений. Однако клип «Ладони» вызывает интерес почти пасторальной атмосферой, что удачно подчеркивается эффектом slow motion. «Остановись, мгновение, ты прекрасно», как писал великий немец И. В. Гете.
Вот и режиссер передает красоту человеческих чувств через чуть замедленное время. Прекрасные мгновения, которые влюбленные парень и девушка проводят вместе в зимнем парке, те мгновения, которые хочется хранить в памяти как хрупкое сокровище, метафорически сопоставляются постановщиком при помощи внутрикадрового монтажа с искусственным ручейком, мерно стекающим в пруд, чья незамерзшая гладь гармонирует с окружающим белым пейзажем. В отличие от многих клипов с любовными сюжетами, Алексей Елагин помещает на передний план вовсе не главных героев. Камера оператора Дениса Колгухина фокусируется на элементах природы – голых стеблях растений, льющейся воде, снежинках на руке влюбленной девушки. Вопреки распространенному смыслу, зима в клипе LaScala вовсе не образ смерти, ведь весной замершая на три месяца природа расцветет вновь. Здесь зима – это символ чистоты, добра и внутренней гармонии, в соответствии с символикой белого цвета.
Просмотр клипа заставляет вспомнить о классической короткометражке американского авангарда «Искусственные воды» (1953), где режиссер Кеннет Энгер также стремился создать гармонию между музыкой и изображением, передать красоту «Зимы» Антонио Вивальди через умиротворяющий пейзаж, представляющий собой сложную циркуляцию воды в фонтанах виллы Д`Эстре, среди которых двигается причудливая готическая фигура. Стоит добавить, что в клипе на песню «Ладони», помимо самой Ани Грин, поющей в монтажных перебивках сюжета, приняла участие талантливая виолончелистка Риша Фокс, участник инструментального рок-проекта VESPERCELLOS, классический инструмент которой добавил гармонии как музыке, так и всему клипу (неслучайно режиссер крупным планом неоднократно показывает движения смычка по струнам виолончели).
Другим примечательным клипом в видеографии группы стоит назвать видео на песню «Реванш», один из безусловных хитов LaScala. Автором видео выступила известный московский фотограф и клипмейкер Мелисса Фокс. Вроде бы эту работу и клипом сложно назвать – так, нарезка кадров под музыку. Однако и в «Реванше» к месту используется чуть замедленное время, а на первый взгляд случайные кадры выстраиваются в строгую гармоническую последовательность художественных образов. Несколько холодная, как у женщины-вамп, красота Ани Грин, задумчиво-печальное выражение ее лица при помощи монтажного сопоставления сочетается с кадрами природы, то умиротворенной, то разгневанной стихии. Фактически здесь применяется знаменитый «эффект Кулешова», когда два кадра, идущие друг за другом, рождают совершенно новый смысл, который не дает ни один из этих кадров по отдельности. Кадры природы в сочетании с лицом Ани Грин позволяют понять, что происходит в душе этой задумчиво-печальной девушки, какие эмоции таятся глубоко внутри и лишь в процессе творчества вырываются наружу. Не просто так режиссер показывают свою героиню за сочинением текста песни, которую мы и слышим в закадровом исполнении певицы.
Особый акцент сделан на воду, как и в предыдущем клипе «Ладони». Да и за кадром Аня Грин поет ‒ «спорим, мой ручей столкнется с морем и затянет горизонт/туманом моих страхов, брошенных за борт». Внешний мир сопоставляется с внутренним миром главной героини, которая, пребывая в одиночестве дома, в поезде, на прогулке, стремится не столько сбежать от проблем, сколько совладать с ними, найти внутренние силы победить демонов, которые, подобно волнам, накатывающим на скалистый берег, одолевают человека, лишают его внутреннего покоя.
Земля, которую в одном из кадров трогает и перебирает пальцами героиня Грин, также неслучайно появляется в клипе. Наряду с водой, огнем и воздухом, это одна из мировых стихий. Земля обозначает почву, самостояние человека, основу его личности. В этом смысле образ земли можно сравнить как с архетипом «самость» из аналитической психологии К. Г. Юнга, так и с землей обетованной, в которую сорок лет вел Моисей иудейский народ.
Творчество трактуется в клипе в психоаналитическом смысле, как общественно одобряемый способ направить разрушительную энергию страхов и тревог в созидательное русло и тем очистить душу от всего, что мучает, тревожит. Героиня, сначала почти сдаваясь своим внутренним страхам и сомнениям, в итоге одерживает верх в психологическом поединке, подобно природе, которая неизменно переживает и грозы, и штормы, возвращаясь в спокойное, безмятежное состояние. Покой – еще один смысл образа земли.
«Ладони» и «Реванш» образуют своеобразную дилогию, повествующую о преодолении себя, попытках собрать свою личность из множества осколков и вернуться в изначальное состояние покоя. Конечно, одержать победу помогает не только творчество, проистекающее из самоанализа, но также любовь. Чувства, проходя испытания ревностью, обидами, неизменно дают человеку ощущение внутренней гармонии, стабильности, если, конечно, они настоящие. Направленное внутрь себя, интровертное творчество LaScala потому и привлекает множество взрослых людей, что каждый может почувствовать в песнях группы что-то близкое себе. Человек живет не для «войны всех против всех» (согласно социальной философии Томаса Гоббса), но для созидания. Внутренний мир, иначе называемый душой, неповторим так же, как миг бытия, который проходит незримо и невозвратно.
Клип на акустическую версию песни «Agonia» лишь усиливает эти ощущения. Он был создан в разгар коронавируса режиссером и оператором Антоном Бодуновым. Возможно, он вышел не слишком эстетским, более гламурным, нежели «Ладони» и «Реванш», однако он тоже передает внутренний мир главной героини. Обращаясь к приемам сюрреализма, режиссер рассказывает историю видения/воспоминания персонажа Грин о своем возлюбленном (роль которого исполняет Петр Ездаков). Реальность и фантазия становятся почти неразличимы для главной героини, которая плутает в фантомах своей души. А возможно, это просто процесс сочинения песни, запечатление творческого акта, как в интерпретации новеллы Эдгара По «Черный кот», осуществленной Стюартом Гордоном для второго сезона телепроекта «Мастера ужасов». Режиссер умышленно не дает ответа, предоставляя зрителю простор для размышления и, конечно, сопереживания персонажу Грин, которая в этом клипе, помещенная в одну из сот бетонного муравейника, кажется особенно уязвимой и несчастной.
В этом, пожалуй, и заключается секрет притягательности музыки группы. Героини LaScala могут быть дерзкими, самоуверенными, капризными, но неизменно остаются ранимыми, мечтающими о защите от немилосердной реальности или же фантомов страха. Если не удается спрятаться в мужских объятиях, укрыться под покровом светлых чувств, которые отождествлял с богом еще апостол Павел, то хотя бы можно рассказать о своих сомнениях и страхах через творчество и тем обрести понимание в тех людях, кто способен на эмпатию.
Вот поэтому нас и привлекает искусство. Созерцая чужую душу, воплощенную в образах, слов ли, звуков или кадров, мы начинаем лучше понимать свою собственную.
Комментариев: 0 RSS