DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПИЛА. ДЖОКЕР

Адель Блан-Сек. Русская гастроль

Адель Блан-Сек. Необычайные приключения Том 1, Книги 1–3 / Les aventures extraordinaires d'Adèle Blanc-Sec. Adele et la Bete; Le Demon la Tour Eiffel; Le Savant Fou

Жанр: приключения, мистика, фэнтези газовых фонарей

Художник и сценарист: Тарди (Jacques Tardi)

Переводчик: Михаил Хачатуров

Год издания: 2021 (в оригинале — 1976–1977)

Издательство: «КомпасГид»; (оригинал Casterman)

Похожие произведения:

  • Генри Хаггард «Копи царя Соломона» (роман)
  • Алан Мур, Кевин О’Нил «Лига выдающихся джентльменов» (комикс)
  • серия комиксов о Хеллбое Майка Миньолы
  • «Аврил и поддельный мир» (мультфильм)

Птеродактиль атакует таксомотор! Человек-обезьяна привезен из экспедиции по Сибири! Очередное исчезновение на Новом мосту! Таинственный монстр с Эйфелевой башни держит в ужасе город!.. Пьеса Робера Пуссена «Последние дни Вавилона» была настолько посредственной, что снискала у публики живейший успех…

Весной 2017-го года мы впервые написали о комиксе про журналистку-авантюристку Адель Блан-Сек и птеродактиля. Не могли более держать в себе информацию о существовании такого замечательного произведения. Однако даже и не мечтали о том, что комикс, даром, что европейская классика, но при этом и чрезвычайно авторский, когда-либо будет издан в России. Поэтому анонс, прозвучавший весной текущего года на книжной выставке non/fiction, потряс. Памятуя о журналистской этике, сообщаем о конфликте интересов. Официальное российское издание вышло с даркеровским отзывом на обложке. Однако вступление рецензии, смеем надеяться, убеждает в нашей простой и беззаветной любви.

В первый том — а издательство обещает выпустить (если продажи будут удачными) все доступные на данный момент — вошли три приключения: «Адель и чудовище» — мы про него уже рассказывали, а также «Демон Эйфелевой башни» — про сектантов, поклоняющихся культу Пазузу (привет, «Изгоняющий дьявола»!) и «Безумный ученый» — трагедия о том, как революционный научный эксперимент совершил насилие над невинным существом.

Кроме головокружительных приключений, комиксы дают нам обзор популярной культуры эпохи fin de siecle. Месмеризм и вера в тонкий эфир — способы, которыми пробудили доисторических рептилий и призрак погибшего профессора в «Адель и чудовище» и «Безумный ученый». Увлечения оккультизмом и восточным мистицизмом — пожалуйте в «Демона Эйфелевой башни»: культисты и кровавые жертвоприношения в комплекте. Самый трогательный и печальный эпизод, пожалуй, в «Безумном ученом» — пробужденного из ледяного плена доисторического человека при помощи науки делают жестоким орудием убийства. Если отвлечься от художественной составляющей, с ужасом вспоминаешь о том, что именно научные теории и слепая вера в сциентизм обернулись острыми ножами тоталитарных жаток ХХ века.

Тарди просил не воспринимать истории об Адель как слишком серьезные: «здесь нет, ничего кроме того, что можно прочитать каждый день в газете — продажные полицейские, коррумпированные политики — немного ужасающий список. Адель — анархистка, она невероятно подозрительно относится к любым ведомствам, обличенным властью. Но “Приключения Адель” — это точно не политический комикс. Не в этом его смысл».

Действительно резкими высказываниями о политике и французской истории, автор отметился в других сериях, ставших не менее популярными: о Парижской коммуне и об окопной Первой мировой. Кстати, на удивление, параллельно с Адель издательство «Питер» из Санкт-Петербурга опубликовало «В окопах» — экспрессионистский военный макабр.

Каждая история в «Адель Блан-Сек» может быть прочитана как самостоятельная. Но при этом галерея общих персонажей и последствия их поступков формируют единый нарратив. Стилистика и концепция, выбранная Жаком Тарди, отсылает читателя к газетным публикациям XVIII–XIX веков, когда таким образом печатались романы с продолжением. Александр Дюма-отец, Оноре де Бальзак, Жюль Верн, Гастон Леру — все они отметились подобным изданием и сформировали канон французского романа. Оммажем тому финальные полосы «Адель Блан-Сек» решены как полосы газетных сенсационных объявлений: одновременно подбивают итог и заставляют желать продолжения.

Российские издатели поддержали игру в газету формат и в оформлении обложки

К недостаткам стоит отнести сумбурность изложения. На неподготовленного читателя события и информация вываливаются потоком, в котором трудно устоять. Отвергая «золотое правило» детектива — Тарди практически не дает зацепок, по которым можно самому разобраться в хитросплетениях. Придется довериться рассказчику. Но все же похождения Адель Блан-Сек в меньшей степени про логику, чем про эмоции. Вспомните себя, какие истории вы сплетали для детских игр, задействуя разом и трансформеров, и стегозавров, и магов — и ощутите эмоцию данного комикса.

Другое измерение — уникальный стиль рисунка. Несколько лет назад был снят мультфильм «Аврил и поддельный мир», для которого Тарди написал сценарий. Узнаваемую визуальную эстетику бережно перенесли на экран, и с первого же кадра понятно чья именно перед зрителем история. (Фильм пометьте себе для восторженного просмотра!)

Влияние работ Тарди (художник предпочитает использовать фамилию как псевдоним) трудно переоценить. На родине, во Франции, он уже давно живой классик. За разрешением на экранизацию комикса о красотке-анархистке гонялись более трех десятков лет. Удалось получить в итоге Люку Бессону. И если вы пропустили «Необычайные приключения Адель» — немедленно наверстывайте! А о влиянии рисунка Тарди высказываются, например, в отношении Кевина О’Нила («Лига выдающихся джентльменов») — его признает целая плеяда французских комиксистов.

Истории о приключениях Адель Блан-Сек — живые, нервные, напряженные и, что уж скрывать, комичные, местами из-за своей глупости. Они родня тем разваливающимся томикам в плохой обложке, что мы поглощали юными один за другим, а повзрослев — стыдливо прячем. Но не забываем былую любовь. Конан Дойл, Хаггард, Леру, бесконечные тома Джеймса Роллинса. И не так уж важно: пираты, динозавры, вампиры или экстравагантные воришки — главное чистый приключенческий кайф! Если вы хоть раз представляли себя в ниндзя-костюме Дьяволика, мечтали ограбить банк в компании анимешного Люпена Третьего, и мысленно подкручиваете острые кончики усиков или прячете миниатюрный браунинг в складках юбки-фуро… То вы — прямой адресат Тарди.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)