DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

СУБСТАНЦИЯ

Кто тут мертвый?

Блаженны мертвые / Håndtering av udøde

Норвегия, Швеция, Греция, 2023

Жанр: драма, ужасы

Режиссер: Теа Хвистендаль

Сценарий: Теа Хвистендаль, Юн Айвиде Линдквист

В ролях: Бьорн Сундквист, Ренате Реинсве, Ольга Дамани, Андерс Даниельсен Ли, Бахар Парс, Ян Хрынкевич и другие

Похожие фильмы:

  • «Сталкер» (1979)
  • «Кошмар» (2022)
  • «Парень с того света» (2022)

В прошлом году увидел свет фильм «Блаженны мертвые», являющийся дебютом для режиссера Теа Хвистендаль, кстати сказать, основанный на романе шведского писателя в жанре ужасов Юна Айвиде Линдквиста. Если верить людям, знакомым с первоисточником, то можно сказать, что с передачей атмосферы режиссер справился. Но обо всем по порядку.

Место действия – Осло, где после странного энергетического сбоя начинают восставать мертвые, чтобы вернуться к своим родным. Город показан безлюдным и мрачным. Он буквально давит на героев, что подчеркивается такой манерой съемки, когда персонаж помимо рамок экрана зажат внутри кадра (дверной проем, окно и так далее). Экспозиция же, говоря обобщенно, растянута чуть менее чем на полчаса, что составляет треть от всего экранного времени. А диалоги начинаются лишь на 12-й минуте. С одной стороны, медитативная съемка с долгими статичными кадрами в духе Андрея Тарковского помогает в создании вышеуказанной атмосферы одиночества и меланхолии, смешанными с тоской. С другой, – если смотреть на всю картину в целом, то может создаться впечатление, что использованная манера съемки нужна лишь для растягивания хронометража до нижнего порога в полтора часа. Не будем забывать, что кино – это не только картинка, но и текст в связке с контекстом, с помощью которого автор говорит со зрителем на те или иные темы. Если вновь обратиться к вышеупомянутому Тарковскому, то плавные движения камеры или долгие статичные кадры умело сочетались в первую очередь со сценарием (взять тот же «Сталкер» 1979 года или «Зеркало» 1974-го).

Упомянув такой элемент истории, как «экспозиция», следует отметить, что с точки зрения классического драматургического подхода «Блаженны мертвые» – это скорее концептуальное кино, поскольку на традиционные пять частей разложить данную картину непросто. Затруднения также вызывает сложность в определении главного персонажа всей картины. Вероятно, авторы прибегли к использованию в сюжете коллективного главного героя, когда эту роль берет на себя не один персонаж. Как, например, в первой части «О чем говорят мужчины». Плохо ли это? Не всегда. Используя такой прием, у автора появляется больше возможностей для выражения идей, которые он не смог бы передать через одного героя. В нашем же случае сложно назвать данное решение однозначно хорошим или плохим. Коллективный герой (как драматургический прием) удобен и лучше применим скорее в литературе, нежели в кино.

Рассматривая сюжетную линию с воскресшим маленьким мальчиком и пожилой женщиной, которая вернулась домой к сестре после своих похорон, то у них просматривается общая нарративная составляющая: неумение человека до конца принять смерть любимых. Третья же сюжетная линия несколько выбивается из данного нарратива. К тому же «чудесное» возвращение произошло у героев буквально на глазах и смирились они с тем, что воскресшая уже не тот человек, довольно быстро. Соответственно, неподготовленному зрителю трудно воспринимать показанное. В довесок некоторые сцены или символы, оставленные в кадре, сбивают с толку. К примеру, плач старушки-зомби или гнилые яблоки во второй трети фильма, которые никакой роли не играют, но тем не менее режиссер обращает на них наше внимание. Вероятно, это отсылка на сюжет о грехопадении человека, но проблема в том, что данная тема в фильме если не развивается вовсе, то не является ключевой.

Если говорить о данной ленте в контексте фильмов о зомби, то картина Теа Хвистендаль – нетипичный случай. Во-первых, причина восстания мертвецов не заключается в работе над биооружием или в неудачных экспериментах над теми или иными вирусами. Показанный электромагнитный импульс чем-то напоминает вмешательство извне (кстати сказать, есть в этом что-то от Лавкрафта). Или, если хотите, божий промысел. К тому же воскрешение мертвых – это событие, связанное с библейским вторым пришествием Христа. Во-вторых, зомби больше напоминают кукол, за которыми ухаживают живые. Однако удивительнее всего наблюдать, как ожившие меняют жизни тех, с кем были связаны, которые и сами не так давно походили на мертвецов. Даже манера съемки несколько меняется, когда герои сталкиваются с «чудом». В кадре появляется больше света и решения выбираются более контрастные, что, как ни странно, работает на управляющую идею ленты. Да и в целом идея о том, что зомби выступают не в качестве иррационального зла, а в роли наставления на путь принятия смерти не только своих близких, но и собственной, можно сказать, революционна.

«Мертвым место среди мертвых», – как говорил Дин Винчестер. Но если в случае «Сверхъестественного» души умерших сами становятся злыми духами со временем, то в нашем – мертвых не отпускают живые. Мать и дедушка не могут отпустить ребенка, пожилая женщина (имени нет) – свою родню, что и ставит их на край гибели. Лишь семья, потерявшая мать в автокатастрофе, и Анна (героиня, чей ребенок вернулся к жизни) смогли смириться со своими потерями и жить дальше. Наиболее ярким и понятным с точки зрения драматургии является завершение истории Анны, перед которой встал выбор: позволить горю и одиночеству поглотить ее или отпустить и позволить вере в Бога и, следовательно, в жизнь после смерти, спасти не только жизнь, но и душу.

Выходит, что «Блаженны мертвые» – это в некотором роде наглядное пособие по преодолению утраты. Пожалуй, даже способ психоанализа, поскольку психолог не только использует классические методы анализа в ходе разговоров, но и способен прибегать к методу работы с пациентом через образы. Так что зомби – это своего рода образ, который ставит перед нами вопрос: «Что бы вы сделали, если бы ваш любимый человек вернулся с того света?».

Итак, на выходе мы имеем неплохую операторскую работу, нетипичное решение в жанре фильмов про зомби и шаткую драматургическую составляющую, что способна усложнить картину для понимания. Фильм «Блаженны мертвые» – это произведение, к сожалению (а может быть, и к счастью), не для широкой аудитории. Теа Хвистендаль в попытке точной передачи атмосферы литературного первоисточника не стала уделять большого внимания непосредственно сценарию (большая часть диалогов – это бытовые моменты, не развивающие идеи, заложенные в картину). Опять же, не все удачное для литературы удачно и для кино. Неподготовленному зрителю медитативная манера съемки покажется лишь растягиванием хронометража, в чем тот отчасти будет прав. При скудной продолжительности фильма в 1 час 37 минут чувствуется, что режиссер и сценарист могли бы сказать больше и уйти от не слишком внятного концепта в более понятную плоскость для размышления. Конечно, разъяснять идею по пунктам тоже не стоит, но и отвергать общепринятые драматургические принципы, определенно, не нужно, поскольку в противном случае кино рискует стать лишь потоком мыслей своего автора без четкой конструкции.

Будем надеяться, что в будущем Теа Хвистендаль сможет снять фильм, уходящий за литературные рамки, при этом не менее интересный и способный удивить своей драматургией.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)