DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

СУБСТАНЦИЯ

Обмани ближнего своего

Игра на выживание / Surviving the Game

США, 1994

Жанр: триллер, драма

Режиссер: Эрнест Р. Дикерсон

Сценарий: Эрик Бернт

В ролях: Айс-Ти, Рутгер Хауэр, Чарльз С. Даттон, Гэри Бьюзи, Ф. Мюррей Абрахам, Джон К. Макгинли и другие

Похожие фильмы:

  • «Ребята с улицы» (1991)
  • «Трудная мишень» (1993)

Популярный в 1990-е экшен-режиссер Эрнест Р. Дикерсон ныне трудится на телевидении над многочисленными сериалами. В свое время он получил разностороннее искусствоведческое образование. Сначала будущий режиссер изучал архитектуру в Университете Говарда, а позднее осваивал кинематограф в Школе искусств Тиш Нью-Йоркского университета, где познакомился со Спайком Ли. Сотрудничество Дикерсона и Ли продолжалось вплоть до начала 1990-х. В то время оператор Эрнест Р. Дикерсон, всегда мечтавший сам руководить съемочным процессом, дебютировал в полнометражном кино криминальным триллером «Авторитет» (1991).

Соработничество со Спайком Ли в 1980-е не прошло даром. Пусть Дикерсон сразу облюбовал остросюжетные жанры, но так же, как и Ли, затрагивал в своих лентах социально-этнические проблемы. Во многих его фильмах главные герои были чернокожими, хотя Дикерсон избегал славы афроамериканского режиссера. Потеснить Джона Синглтона и того же Ли, всесторонне анализировавших положение афроамериканцев в США, Дикерсон не стремился, однако, повторимся, главные герои многих его фильмов были чернокожими. Режиссеру свойственна распространенная позиция — поддерживать этнического ближнего своего. Поэтому в его ленте «Игра на выживание» бездомный афроамериканец называет предателем Уолтера Коула (Чарльз С. Даттон), единственного небелого среди злодеев.

Социальный триллер «Игра на выживание», ставший второй полнометражной работой Дикерсона, явно много потерял бы, если бы постановщик проводил линию ущемления белыми афроамериканца. Расизм, конечно, сложно изжить до конца, однако к началу 1990-х американское общество стало вполне терпимым к представителям афроамериканского народа. С 1970-х во многих лентах начали появляться чернокожие главные герои, которые воспринимались на «ура» «белыми» зрителями. Поэтому разделение персонажей в ленте Дикерсона проводится по социальным критериям. Важно не то, что главный герой Мэйсон чернокожий, но то, что он бездомный.

Начав с социального реализма Спайка Ли (пусть и этнически окрашенного), Эрнест Дикерсон во многих своих экшен-фильмах затрагивал проблемы американского общества. Первая треть ленты «Игра на выживание» разворачивается в среде бездомных. У каждого из бродяг своя история, каждый из них человек. Лучшим другом Мэйсона является ветеран Второй мировой войны Хэнк. Он должен был бы быть героем, жить в окружении славы и почета, но старость свою проводит на улице, заглядывая в мусорные баки в поисках еды. Эта роль стала одной из последних для 79-летнего актера Джеффа Кори, который наделил своего героя мудростью и обаянием. Хэнк по-отцовски относится к Мэйсону, беспокоится о его дальнейшей судьбе, но и последний привязан к нему почти как сын. Внезапная смерть старика станет прелюдией к тем страшным событиям, в которые угодит Мэйсон, доверившись «благотворителю» Коулу.

Образом Хэнка режиссер затрагивает неудобную тему социального происхождения ветеранов войны. Многие из них были из простого трудового народа, которые, повоевав за отечество, вернулись в то же состояние безденежья и поиска работы, как и до войны. Ведь в США – конкурентная среда. Если тебе повезло, то ты на коне, а если нет, то всегда будешь жить в бедных районах и перебиваться от зарплаты до зарплаты.

Богачи, устраивающие охоту на бездомных, считают их «мусором» — лентяями и алкашами. В их представлении они бедные именно потому, что не хотят работать. Однако Мэйсон отнюдь не тунеядец. Он много трудился электриком, чтобы прокормить семью, и потерял жилье в результате пожара, унесшего жизни жены и сына. Более того, Мэйсон пусть не сразу (ведь улица его приучила не доверять людям), но откликается на предложение бизнесмена Уолтера Коула предоставить ему работу. Он готов трудиться, чтобы вновь стать членом общества.

Сталкивая миры богачей и нищих, Дикерсон, как всякий социальный реалист, симпатизирует беднякам, но в то же время не демонизирует и богачей. Среди «охотников на людей» далеко не только садисты и циники. Например, сын магната с Уолл-Стрит Дерек (Уильям Макнамара) с самого начала является противником убийства человека ради забавы. Он не боится вступать в конфликт не только со своим циничным отцом (Ф. Мюррей Абрахам), говоря ему, что «никогда этого не забудет», но и с его друзьями, которые будто бы живут по законам вульгарного дарвинизма.

Большим достоинством ленты является отличный сценарий Эрика Бернта, литературного автора будущих хитов «Виртуозность» и «Ромео должен умереть». Каждый персонаж, включая эпизодического управляющего мотелем (Лоуренс С. МакКой), с презрением смотрящего на нищего Мэйсона, представляет собой узнаваемый жизненный типаж. Управляющий тоже является чернокожим и вроде бы должен сочувствовать своему бедному собрату, но парадоксально презирает его больше, чем многие «белые», так как не хочет вспоминать о своем происхождении.

Характеры охотников на людей выпуклые и преподносят сюрпризы зрителю. Так, наиболее агрессивный из них, техасец Джон Гриффин (Джон К. Макгинли), переживающий стресс после убийства своей дочери неизвестным бродягой, неожиданно встал на сторону Мэйсона, когда тот его не убил, да еще и рассказал ему свою трагическую историю. Психолог ЦРУ Хокинс, наоборот, самый безумный. Он буквально наслаждается охотой, правом сильного убивать слабого.

Двухминутного монолога Хокинса о своем детстве, объясняющего его садистские наклонности, поначалу не было в сценарии. Исполнитель этой роли, Гэри Бьюзи, придумал его сам, чем едва не спровоцировал конфликт с Рутгером Хауэром, небезосновательно считавшим себя главной звездой фильма, а потому желавшим солировать в каждой сцене со своим участием. Однако режиссеру монолог Бьюзи очень понравился, и он оставил его в неприкосновенности, несмотря на значительно удлинившуюся сцену ужина в лесном домике.

Актер и музыкант Айс-Ти прекрасно играет главную роль. Его герой Мэйсон сразу вызывает симпатию. Он добрый, порядочный человек, просто оказавшийся в трудной жизненной ситуации. Богачи-охотники не воспринимают его в качестве живого существа, лишь как добычу. Однако Айс-Ти сумел показать, что его персонаж гораздо больший человек, чем его преследователи. Нельзя оценивать другого по социальному статусу, игнорируя внутренний мир. Ведь человеческое общество не должно уподобляться стае волков (неслучайно Мэйсон встречает в лесу одного из этих лесных хищников, который по злобности едва ли превосходит идущих за ним по пятам охотников).

Как бы ни был харизматичен Рутгер Хауэр в роли главного злодея Бернса, однако в ленте Дикерсона он уступает пальму первенства безумному психологу Хокинсу. Придуманный Гэри Бьюзи монолог о детстве расширил и углубил его образ. Он предстал настоящим психопатом, который при этом может быть обаятельным. Неслучайно именно он предложил своим црушным друзьям Бернсу и Коулу развлекаться, охотясь на бродяг.

Сложно не заметить сходство между лентой Дикерсона и культовым боевиком Джона Ву «Трудная мишень», который вышел за год до этого. Если на идею ленты и повлияла картина Ву, то все равно отличий между фильмами гораздо больше. Дикерсон не только снял ее в другом жанре (движущей силой сюжета являются не поединки между охотниками и жертвой, а саспенс), но и усилил гуманистическую составляющую. В традициях социального реализма, лента взывает к доброму отношению к ближним и напоминает, что живущие на улице нищие далеко не всегда деклассированные элементы. Порой им требуется лишь небольшая помощь, чтобы вернуться в общество.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)