Исполнитель: «Пикник»
Название альбома: Один на один
Жанр: готик-рок/электроник-рок/фолк-рок
Страна: Россия
Лейбл: Вектор
Дата выхода: 19 июля 2024 года
Новый альбом рок-группы «Пикник» привлек к себе внимание широкой общественности не в последнюю очередь благодаря стечению трагических обстоятельств. Именно перед началом их концерта в «Крокус Сити-Холле» произошел масштабный теракт — первый после взрыва метро в Санкт-Петербурге в 2017 году. Среди горячих сторонников коллектива оказался писатель и левый политик Захар Прилепин, который на разные лады расхваливал музыку «Пикника» и патриотическую позицию ее лидера в своем телеграмме, тем самым защищая группу от нападок православно-консервативной общественности (например, телеканала «Царьград»), обвинявшей лидера «Пикника» Эдмунда Шклярского чуть ли не в сатанизме.
Группа повела себя вполне разумно — не стала признаваться в любви царю и отечеству, а вместо этого сыграла в Санкт-Петербурге прекрасный благотворительный концерт с оркестром в память о погибших, который транслировал канал Рен-ТВ.
«Пикник» стоит особняком в российском роке. И дело не только в музыке, которую можно назвать странной, необычной, магической, но и в принципиальной удаленности от мира политики. Ни разу за всю свою более чем сорокалетнюю историю «Пикник» не принимал участие в политических акциях, нельзя вывести политическую позицию и из интервью ее лидера. Эдмунд Шклярский смотрит на жизнь как философ, поэтому без эмоций и отстраненно рассуждает о событиях современности, словно с огромной исторической дистанции.
Песни «Пикника» дают еще меньше поводов говорить о сиюминутном. Это не «Гражданская оборона», не ДДТ и не «Машина времени», хотя «Пикник» точно так же входит в первый ряд русского рока. Фишка «Пикника» — не только концерты с огромным количеством театральных элементов и продуманной визуальной составляющей. Это и необычный голос лидера коллектива, который, почти не меняясь по тесситуре на протяжении всей песни, создает атмосферу магии, словно слушатель присутствует при чтении мантры. В музыке группы всегда много было всяких влияний, оригинально переработанных и сплавленных в единое целое. Часто музыканты удивляли необычным ритмом и нестандартной партией бас-гитары (которую в русском роке вообще редко слышно).
Так вот, почти ничего из отличительных черт «Пикника», за которые эту группу полюбили многочисленные поклонники, в новом альбоме «Один на один» нет. Напрасно некоторые обозреватели сравнивают его с новым лонгплеем западных монстров рока Deep Purple. Да, называется он похоже («=1») и вышел в один день с «Один на один» «Пикника», но на этом все сходства заканчиваются. Британские классики показали, что им есть чем удивить своих поклонников, а вот альбом «Пикника» вышел какой-то расслабленный, недоработанный, так что большинство песен едва ли станут хитами.
Впрочем, провалы бывают у любого коллектива. На протяжении многих лет «Пикник» выпускал очень разные, но единые по общему стилю пластинки, где была масса песен с необычными мелодическими решениями. Группа любопытно смешивала готику с фолком, прогрессив-роком, электроникой, инди-роком. В отдельных песнях можно было усмотреть влияние мат-рока. Шклярский всегда был большим меломаном и так же, как представители мат-рока, стоял на позиции, что в песне важна гармония всех звуков, в том числе вокальной партии.
Так вот, «Один на один» вышел слишком простым для грандов интеллектуального рока. Большинство песен построены по законам фолковой гармонии, и пусть Шклярский обращается не только к русской народной песне, но также к романсу, элементам танго, испанской народной музыке, но большинство музыкальных решений тем не менее предсказуемы. Выделяются треки «Ничего, ничего не бойся!», получивший известность в виде сингла, «Ой ты, Солнце, закатись!» и «Один на один». В этих песнях Шклярскому удалось удивить нестандартными поэтическими метафорами и необычными мелодиями. Именно эти три композиции способны претендовать на статус концертных хитов — они запоминаются, их хочется переслушать, и пусть сделаны они несложно, но это та простота, которая ближе к гениальности, чем к трафаретности.
Но ведь в альбоме, на минуточку, аж 14 (!) песен (что само по себе чересчур). Увы, каждая по отдельности, может, и неплоха, но, собранные вместе, они оказывают не столько магический, сколько снотворный эффект. Уж слишком однообразна их структура, несмотря на разные оттенки — где-то русский фолк, где-то испанский романс, а где-то латинская подложка. И даже их тексты как будто пересказывают на разные лады один и тот же бродячий сюжет сопротивления странника, человека не от мира сего, холодным ветрам недружелюбной реальности.
1 Аноним 20-08-2024 11:34
Ну не знаю, мне альбом куда больше понравился, чем два предыдущих. Хотя и они были неплохи. А этот альбом слушаю с удовольствием.