DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

СУБСТАНЦИЯ

А ты уже слышишь лай Гончих Тиндала?..

Еретики (авторский сборник)

Автор: Максим Кабир

Жанр: хоррор

Издательство: Феникс

Серия: «Красные Боги»

Год издания: 2024

Похожие произведения:

Колеблется ткань мироздания, усиливается Сдвиг, в реальности появились «Еретики» Максима Кабира — вторая книга цикла «Красные Боги». Поклонникам ужасов известно, что легендарный Максим Кабир: «Родился во времена гонений Андропова на церковь Азатота в семье переводчицы с языка глубоководных и инженера, слишком увлекшегося неевклидовой геометрией. По образованию — учитель истории забытых континентов. Пятнадцать лет проработал на телевидении, делая передачу о несуществующих и попросту опасных для рассудка фильмах. В данный момент находится в одной из библиотек Праги». Мне, редактору благословенного мраком DARKER'a, удалось раздобыть и прочитать один из экземпляров книги. В ней дышат Красные Боги, Невой плещется отданный во власть тьмы Петроград, манит закоулками пражский Старый Город, со дна озера звучат и звучат колокола, не кончается, лающим вихрем несется над миром Дикая охота… Стоит только протрубить в рожок, стоит только открыть книгу на первой странице…

«Еретики»

Максим Кабир признается:

«В „Еретиках” я постарался скрестить Бруно Маттеи с Владимиром Мотылем, красных дьяволят — с дьяволицами Кена Рассела, пыльные шлемы комиссаров — с подрясниками инфернальных монашек».

Скрещение получилось; повесть визуальна, психологична, местами — кровава и откровенно эротична. Инфернальные монашки заставляют ежиться от ужаса, а главной героине, Прасковье, сопереживаешь и сочувствуешь (какая судьба, какой характер!). Красноармейцы и Шуб-Ниггурат, покинутый светлым богом монастырь, зло и скверна, нарастающие с каждым сюжетным поворотом… Финал повести удивит даже самых закаленных читателей.

«Восхождение»

Рассказ страшен, поэтичен, до мурашек восхитителен. Что вы знаете о Дикой охоте? А что, если охота идет через произведение искусства? Если у творца нет запретов, а есть только:

«Ритмическими длительностями и полифонической имитацией композитор добивается то эффекта стремительного броска, то оцепенения. Линеарная логика насыщенных диссонансами хроматических аккордов и конкордов, неоднократная смена складов — все это призвано подавить слушателя, а не развлечь. Как стандартный мадригал детерминирован стихами, так „Дикая охота” детерминирована насилием, проникающим сквозь углы…

И каплет, каплет, каплет кровь, и каплет, каплет кровь…».

К теме проклятых произведений искусства Максим Кабир уже не раз обращался в своих произведениях, вспомним, например, «Червей», один из самых изящных рассказов автора, или «Курьи ножки» — рассказ о зловещей телепередаче, занявший первое место на «Чертовой дюжине» в 2020 году. В плеяде подобных произведений и «Демьяновы фильмы» Александра Подольского, и «Красное лето» Ильи Пивоварова и Надежды Гамильнот, и «Господин» Евгения Абрамовича… Кажется, тема неисчерпаема и долго будет будоражить воображение авторов хоррора.

«Восхожение», пожалуй, одно из лучших произведений сборника. И одно из самых необычных о Гончих Тиндала и Дикой охоте.

«Мексиканец»

Проходной рассказ, он как маленькая остановка перед гораздо более любопытными вещами. Здесь есть шахтеры и боливийский покровитель подземных недр Эль-Тио (или кто-то иной скрывается за маской покровителя, но стоит ли называть его имя во всеуслышание?..).

«Закончив трудиться, скульптор демонстративно положил перед Эль-Тио папиросы — задобрил под дружный смех зрителей. А к утру бредущие в забой шахтеры обнаружили возле божка кучку самокруток, медное колечко, кусок хлеба и расшитый носовой платок. Так повелось тайком от посторонних „прикармливать” навозное божество».

«Убежище»

Внимательные читатели наверняка помнят, что в романе «Гидра» Максим Кабир небольшими мазками показывал нам Петроград: безумный, мутировавший, отданный во власть Желтого Короля. Автор делится с читателями:

«Закончив работу над романом „Гидра”, я точно знал, что вернусь к этому сеттингу еще раз… хотя бы затем, чтобы краем глаза посмотреть на Петроград, пострадавший от Балтийского гула. Мутировавшие люди, животные, деревья, здания… жаждущая крови Нева… дети-сироты, крадущиеся в тумане».

Именно дети, разбившиеся на племена и добывающие пищу и необходимые для жизни вещи, стали героями этой истории. Атмосфера рассказа совершенно восхитительная — чего только стоят Чтецы, шагающие на двухметровых ходулях и декламирующие стихотворения Александра Блока! Но, во имя всех богов, заткните уши, проткните барабанные перепонки, разучитесь слышать, иначе зловещая «изба-читальня» не только оплачет конец мироздания, но с превеликим удовольствием приблизит ваш.

«Бдение»

Этот коротенький рассказ не в силах соперничать с более крупными вещами. Произведение можно назвать медитативным ужасом — оно нет-нет да и уколет вас в самое сердце космической предрешенностью и безнадегой. Увы, главный герой в силах ненадолго осознать, но точно не исправить происходящее.

«Пик Страданий»

«Имя богини Ксаотис вы не найдете в самом полном собрании „Мифов Ктулху”. Но оно присутствует в „Людях монолита” поэта Джастина Джеффри, оно преследовало меня черной тенью, требуя написать рассказ об альпинистах. А кто я такой, чтобы перечить теням?»

Еще одно произведение, после которого вы точно полюбите кабировские истории (хотя мы очень удивимся, если это еще не произошло). Классный рассказ, сюжет которого продуман с творческо-хирургической точностью. После прочтения вас начнут преследовать альпинизм, горы, черные скалы и рогатое существо, оседлавшее луну. Пик Страданий станет фетишем и погрузит ваше сознание в хтонический ад, оставив на пересохших губах одно только слово: «Ксаотис».

«Колокола мрака»

У повести очень удачное название, оно отсылает к «Черной Церкви», одному из самых известных и пугающих рассказов Максима Кабира. Сюжет тут, конечно, иной. Он вертится вокруг немецкой оккупации и музыки, способной открыть врата в иные миры, и вокруг Морбидиуса, гибрида пианино и фонографа, созданного гениальным музыкантом. Мы бежим по сюжету, затаив дыхание, и так хочется верить, что добро и справедливость восторжествуют, что территория Херсонщины, захваченная гиммлеровцами, будет благосклонна к Смоковским Валентину Ивановичу и Антонине, его дочери, евреям по происхождению…

«Бом. Бом. Бом. Колокольня, погребенная под шапкой тумана, под водой, оглашала ночь звоном. От него картинки в голове становились еще ярче. Гангрена. Болото. Залитые кровью окопы. Дымящийся танк. Ребеночек в сарае.


Колокола били торжественно.


— Это, — сказал Хербигер, указывая на озеро, — победа Третьего Рейха над всем миром».

«Полюс»

Эта бодрая и кровавая история заставит вас морщиться от омерзения; искушенным читателям она напомнит «Теплых» Евгения Абрамовича, созданных в похожем сеттинге (рассказ был опубликован в сборнике «13 мертвецов» серии «Самая страшная книга»). Гарантируем, после прочтения «Полюса» вы посмотрите на пингвинов под иным углом… Произведение Максима Кабира не лишено черноюморного очарования:

«Лангеланд заставил себя действовать. Возвратившись в Европу, он обязательно отыщет декана своего факультета и швырнет ему в физиономию диплом, но сейчас он обязан шевелиться! Он преодолел слишком тяжелый путь, полгода сражался со стихией, он не может сдаться каким-то тюленям!

С юга шли пингвины. От их хора раскалывалась голова. Просто, чтобы не слышать звуков, рождаемых мертвыми голосовыми связками, полярники открыли огонь».

«Господь проходных дворов»

Этот рассказ, посвященный памяти Владислава Женевского (одного из основоположников DARKER’a) и созвучный его «Идолам в закоулках», ярчайшим аккордом завершает сборник. Вот как отзывается о произведении сам Максим Кабир:

«События моего любимого рассказа в сборнике начинаются в 1975 году при Густаве Гусаке и заканчивается в 1990-м при Вацлаве Гавеле. Я писал его ночами, прислушиваясь к скрипам огромной мрачноватой квартиры, расположенной в здании XIV столетия на улице Железная. И в этом здании есть проходной двор!


Закоулки пражского Старого Города пленяют меня так же сильно, как героя Яна. Все они, упомянутые в рассказе, существуют на самом деле (даже те, что противоречат законам физики, уверяю вас), но большинство проходов сегодня недоступны для зевак, присвоенные дорогущими кафе и ресторанами. Я мог бы написать документальную книгу о туннелях между улицами Праги, но ограничился этой историей про одержимость».

Читать такие произведения — удовольствие неописуемое. Вместе с Яном мы встречаемся с эстэбаком (и боимся за жизнь героя), делаем запретные снимки, петляем по проходным дворам, медленно погружаемся в иную реальность. Открываем новые и новые локации, стараясь не обращать внимание на захлестывающее нас безумие.

История балансирует на грани вирда, детективного расследования и чистейшего хоррора. Играет на поле лиминальных пространств. Пленяющий сюжет, интересные герои и восхитительный сеттинг, смело ставим рассказу 10 из 10.

Колеблется ткань мироздания, усиливается Сдвиг, а пугающие «Еретики» Максима Кабира все ближе и ближе к читателям. В Петрограде нынче неспокойно: за окном ходят Чтецы, темные напевы буравят мозг, поэтому окна нашей редакции плотно закрыты…

Оскаленные пасти мелькают в ночном небе. Откуда-то слышится колокольный звон: «Бом. Бом. Бом». В стене появляется дверь, которой раньше здесь не было.

«Еретики, — шепчу я пересохшими губами. — Каркоза и Красные Боги!»

…И снова открываю книгу Максима Кабира на первой странице.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 id540475507 28-08-2024 11:38

    Спасибо за прекрасный обзор. Пошёл искать книгу. Хочется прочесть.

    Учитываю...