DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

СУБСТАНЦИЯ

Злобная тьма

Уиронда. Другая темнота / Uironda. Un buio diverso (авторский сборник)

Автор: Луиджи Музолино

Жанр: хоррор, вирд, сплаттерпанк

Издательство: АСТ, Астрель-СПБ

Серия: Мастера ужасов

Год издания: 2024 (в оригинале — 2018, 2022)

Перевод: М. Яшина

Похожие произведения:

«А мы? Мы уже умерли?»

Луиджи Музолино «Острова и Бездна»

Погруженный во мрак, ты оказываешься в одиночестве. Ты дезориентирован. Ты кричишь, но никто не отвечает.

Мрак абсолютен, исконен.

Внезапно вспыхивает свет, и темнота превращается в воспоминание. Тебе кажется, что все позади.

Но ночь не закончилась.

С последней страницей омнибуса Луиджи Музолино «Уиронда. Другая темнота» ночь останется с тобой навсегда.

Двойной сборник молодого итальянского автора — глоток свежего воздуха. Настоящая жемчужина. Здесь нет слабых, блеклых рассказов, даже «миниатюры» цепляют и остаются в памяти. Необычные, клубящиеся фантазии составляют форму и сущность книги, прославляющей черное очарование хоррора.

Наиболее интригующие рассказы, включенные в омнибус: «Шаткое положение», «Последняя коробка», «Другая темнота». Вот только твои любимые истории могут называться иначе. Верно лишь одно — они найдут тебя и уже не отпустят.

Захватывающие, сюрреалистичные, непредсказуемые, они покрыты каплями крови, водорослями, осколками костей, лоскутами плоти; они включают призраков, самоканнибализм, гротескные видения, мутации, тревогу, отчаяние, посмертные раскаяния, сумасшедшие дорожные знаки, сделки со злом, бесконечное падение в преисподнюю, искаженное время и пространство.

Обычная пробежка, обычная поездка, обычное задание — все может превратиться в кошмар. И, разумеется, превращается.

Зачастую не объясняя природу зла (настоящий кошмар необъясним, он просто есть, как бездонный колодец, как балансирующая на проводах длинная тень), Музолино умело манипулирует любопытством и страхом. Не только страхом смерти, но и страхом жизни.

Музолино жонглирует мифами и архетипами, в полете они окисляются до самостоятельных форм, сохраняя лишь формальную узнаваемость. Мертвецы корабля-призрака сходят на берег. Живой остров поглощает синдбадов-мореходов. Мистер Хайд выбирается из копира. Исполинский труп плывет в звездном вакууме.

Музолино предлагает эффектное, зрелищное видение непознаваемого. Новаторски подходит к избитым идеям и темам. Раздвигает грани реальности, наполняет миры дымом неправильности — и привычная обыденность неожиданно превращается в пожухшее воспоминание. А кошмары, подчиняясь собственной логике, выпрыгивают друг из друга, как матрешки.

Автор доводит до отчаяния, до сумасшедшего хохота, выматывает до предела, когда веришь в любое зло, даже самое невероятное. Двери разума ржаво скрипят под порывами ужаса, и все возможно в этой ночной пустоте.

Ведущие вниз ступени заканчиваются, тебя обволакивает желтоватый полумрак, и ты видишь карикатурную пародию на жизнь и смерть — и принимаешь ее. Веришь в причудливые формы зла. А потом — чувствуешь на шее щербатые, ржавые, как у старой пилы, зубы.

Сюрреалистический кошмар иногда можно списать на искривленное сознание: наркотический трип, болезнь, безумие... но лишь иногда. Смутные очертания в мертвой пустоте расшатывают сознание. Странности копятся и разъедают кислотой. И вдруг — ужас встает в полный рост.

Авторский стиль — легкий, элегантный, образный, наполненный удивительными сравнениями, наблюдениями. Авторским находкам хочется аплодировать («Его яйца съежились, как улитки, напуганные градом»). Перед нами настоящий мастер ужаса с бойким воображением, от которого ожидаешь чего угодно. И это прекрасно.

Голодным пауком Музолино плетет смертоносную паутину своей вселенной, пронизанную липкими нитями — упоминаниями опасно-загадочного бордового томика «Наука о мертвых средах» за авторством некого Энрико Бедолиса. «Некоторые районы на Земле из-за своего местоположения и геометрии подвержены воздействию темных сил, которые несут в мир энергии иных измерений».

А каким инфернальным на страницах сборника предстает Турин и его пригороды (городок Озаско обрел в реальности книги свою фантастическую, ужасную версию — Орласко)! Италия с осязаемыми социальными проблемами и городскими пейзажами под пером автора превращается в еще одно знаковое сверхъестественное место.

«Уиронда. Другая темнота» — это пульсирующая книга.

Это странные сказки. Жуткий апокалипсис. Космический ужас.

Это осколки, торчащие из глазных яблок. Волосы трупа, которые касаются вас в воде. Желтые, как гной, глаза.

Это неутолимый голод и пластиковый крик.

Это злобная тьма.

После каждого рассказа ты откладываешь (бордовый?) томик и долго смотришь на стену невидящими глазами.

Счастливый сновидец и обреченный исследователь, ты уже никогда не будешь так близок и един с привычной реальностью. И, как и герои одного из рассказов, продолжишь заглядывать в пропасть, чувствуя мурашки возбуждения на шее и руках.

Тебе будет казаться, что книга продолжает говорить, даже оказавшись на полке.

Может быть, так и есть.

В одном из миров сборник Музолино бесконечно удлиняется, изгибается, образуя немыслимые пространственные конструкции с гранями-историями и никогда не заканчиваясь. В одном из правильных многомерных миров, в который хочется отыскать проход.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Артём 01-09-2024 19:29

    Сборник, определённо достойный к прочтению. Спасибо за интересный материал!

    Учитываю...
  • 2 Михаил 22-08-2024 13:08

    Ещё одно восьмисотстраничное доказательство, что хоррор создан для малой прозы.

    Учитываю...
  • 3 crackdweller 20-08-2024 12:08

    Отличная рецензия. Но, право же, сравнивать Музолино с Конноли - прямо-таки оскорбительно для синьора Луиджи. По большому счёту, любой случайно выбранный рассказ из "Уиронды" или "Другой темноты" будет равноценным обменом на весь подбор посредственностей, живущих в "Ноктюрнах". Две-три вещи могут оказаться конкурентоспособными, но не более.

    Учитываю...