Уиронда. Другая темнота / Uironda. Un buio diverso (авторский сборник)
Автор: Луиджи Музолино
Жанр: хоррор, вирд, сплаттерпанк
Издательство: АСТ, Астрель-СПБ
Серия: Мастера ужасов
Год издания: 2024 (в оригинале — 2018, 2022)
Перевод: М. Яшина
Похожие произведения:
- Клайв Баркер «Книги крови» (авторские сборники)
- Джон Коннолли «Ночные легенды» (авторский сборник)
- рассказы Рэмси Кэмпбелла
«А мы? Мы уже умерли?»
Луиджи Музолино «Острова и Бездна»
Погруженный во мрак, ты оказываешься в одиночестве. Ты дезориентирован. Ты кричишь, но никто не отвечает.
Мрак абсолютен, исконен.
Внезапно вспыхивает свет, и темнота превращается в воспоминание. Тебе кажется, что все позади.
Но ночь не закончилась.
С последней страницей омнибуса Луиджи Музолино «Уиронда. Другая темнота» ночь останется с тобой навсегда.
Двойной сборник молодого итальянского автора — глоток свежего воздуха. Настоящая жемчужина. Здесь нет слабых, блеклых рассказов, даже «миниатюры» цепляют и остаются в памяти. Необычные, клубящиеся фантазии составляют форму и сущность книги, прославляющей черное очарование хоррора.
Наиболее интригующие рассказы, включенные в омнибус: «Шаткое положение», «Последняя коробка», «Другая темнота». Вот только твои любимые истории могут называться иначе. Верно лишь одно — они найдут тебя и уже не отпустят.
Захватывающие, сюрреалистичные, непредсказуемые, они покрыты каплями крови, водорослями, осколками костей, лоскутами плоти; они включают призраков, самоканнибализм, гротескные видения, мутации, тревогу, отчаяние, посмертные раскаяния, сумасшедшие дорожные знаки, сделки со злом, бесконечное падение в преисподнюю, искаженное время и пространство.
Обычная пробежка, обычная поездка, обычное задание — все может превратиться в кошмар. И, разумеется, превращается.
Зачастую не объясняя природу зла (настоящий кошмар необъясним, он просто есть, как бездонный колодец, как балансирующая на проводах длинная тень), Музолино умело манипулирует любопытством и страхом. Не только страхом смерти, но и страхом жизни.
Музолино жонглирует мифами и архетипами, в полете они окисляются до самостоятельных форм, сохраняя лишь формальную узнаваемость. Мертвецы корабля-призрака сходят на берег. Живой остров поглощает синдбадов-мореходов. Мистер Хайд выбирается из копира. Исполинский труп плывет в звездном вакууме.
Музолино предлагает эффектное, зрелищное видение непознаваемого. Новаторски подходит к избитым идеям и темам. Раздвигает грани реальности, наполняет миры дымом неправильности — и привычная обыденность неожиданно превращается в пожухшее воспоминание. А кошмары, подчиняясь собственной логике, выпрыгивают друг из друга, как матрешки.
Автор доводит до отчаяния, до сумасшедшего хохота, выматывает до предела, когда веришь в любое зло, даже самое невероятное. Двери разума ржаво скрипят под порывами ужаса, и все возможно в этой ночной пустоте.
Ведущие вниз ступени заканчиваются, тебя обволакивает желтоватый полумрак, и ты видишь карикатурную пародию на жизнь и смерть — и принимаешь ее. Веришь в причудливые формы зла. А потом — чувствуешь на шее щербатые, ржавые, как у старой пилы, зубы.
Сюрреалистический кошмар иногда можно списать на искривленное сознание: наркотический трип, болезнь, безумие... но лишь иногда. Смутные очертания в мертвой пустоте расшатывают сознание. Странности копятся и разъедают кислотой. И вдруг — ужас встает в полный рост.
Авторский стиль — легкий, элегантный, образный, наполненный удивительными сравнениями, наблюдениями. Авторским находкам хочется аплодировать («Его яйца съежились, как улитки, напуганные градом»). Перед нами настоящий мастер ужаса с бойким воображением, от которого ожидаешь чего угодно. И это прекрасно.
Голодным пауком Музолино плетет смертоносную паутину своей вселенной, пронизанную липкими нитями — упоминаниями опасно-загадочного бордового томика «Наука о мертвых средах» за авторством некого Энрико Бедолиса. «Некоторые районы на Земле из-за своего местоположения и геометрии подвержены воздействию темных сил, которые несут в мир энергии иных измерений».
А каким инфернальным на страницах сборника предстает Турин и его пригороды (городок Озаско обрел в реальности книги свою фантастическую, ужасную версию — Орласко)! Италия с осязаемыми социальными проблемами и городскими пейзажами под пером автора превращается в еще одно знаковое сверхъестественное место.
«Уиронда. Другая темнота» — это пульсирующая книга.
Это странные сказки. Жуткий апокалипсис. Космический ужас.
Это осколки, торчащие из глазных яблок. Волосы трупа, которые касаются вас в воде. Желтые, как гной, глаза.
Это неутолимый голод и пластиковый крик.
Это злобная тьма.
После каждого рассказа ты откладываешь (бордовый?) томик и долго смотришь на стену невидящими глазами.
Счастливый сновидец и обреченный исследователь, ты уже никогда не будешь так близок и един с привычной реальностью. И, как и герои одного из рассказов, продолжишь заглядывать в пропасть, чувствуя мурашки возбуждения на шее и руках.
Тебе будет казаться, что книга продолжает говорить, даже оказавшись на полке.
Может быть, так и есть.
В одном из миров сборник Музолино бесконечно удлиняется, изгибается, образуя немыслимые пространственные конструкции с гранями-историями и никогда не заканчиваясь. В одном из правильных многомерных миров, в который хочется отыскать проход.
1 Артём 01-09-2024 19:29
Сборник, определённо достойный к прочтению. Спасибо за интересный материал!
2 Михаил 22-08-2024 13:08
Ещё одно восьмисотстраничное доказательство, что хоррор создан для малой прозы.
3 crackdweller 20-08-2024 12:08
Отличная рецензия. Но, право же, сравнивать Музолино с Конноли - прямо-таки оскорбительно для синьора Луиджи. По большому счёту, любой случайно выбранный рассказ из "Уиронды" или "Другой темноты" будет равноценным обменом на весь подбор посредственностей, живущих в "Ноктюрнах". Две-три вещи могут оказаться конкурентоспособными, но не более.
4 Дмитрий Костюкевич 20-08-2024 13:32
crackdweller, спасибо. А сравнивать - дело не благодарное.