DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Байки у камина

Собрались как-то четверо в канун Рождества / Four Gathered on Christmas Eve

Сценаристы: Эрик Пауэлл, Бекки Клунан, Марк Миньола

Художники: Эрик Пауэлл, Бекки Клунан, Марк Миньола, Джеймс Харрен

Издательство: Dark Horse Comics

Год издания: 2023

Жанр: викторианский хоррор

Похожие произведения:

  • «История с привидениями» Питера Страуба
  • «Поворот винта» Генри Джеймса
  • «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса

Джером К. Джером писал в книге 1891 года «Пирушка с привидениями»: «Мы не успокоимся, пока не выслушаем в канун Рождества несколько рассказов о призраках. Это веселое, праздничное время, вот нам и приятно размышлять о могилах, трупах, убийствах и кровопролитиях», и кажется, что создатели ваншота, вышедшего в конце декабря 2023 года, вдохновлялись этим утверждением.

Работа над «Собрались как-то четверо…» объединила сразу четверых знаменитых в индустрии комиксов людей: Эрик Пауэлл владеет собственным издательством Albatross Funnybooks и выпускает комикс «Хмырь», Марк Миньола прославился комиксом о Хеллбое и приложил руку к истории «Бэтмен в Газовом свете», Бекки Клунан стала первой женщиной-художницей на главной серии Бэтмена в DC Comics, вела «Академию Готэма» и Batgirls, а Джеймс Харрен успел поработать и в Dark Horse, и в Marvel, и в Image Comics.

Разумеется, этот комикс мало похож на то, что они делали прежде. Возникает ощущение, что авторы очень веселились, создавая общую историю, позволившую им сделать частью повествования самих себя, подарить героям свои имена и внешность и буквально перенести альтер-эго в викторианский Лондон. Кто бы упустил такой шанс?

Как и положено антологиям, у комикса есть сквозной сюжет, в котором остальная троица заявляется в гости к Эрику Пауэллу в канун Рождества 1843 года. Он им не слишком-то рад, но все равно впускает, заявив, что камин разожжен, а горячее вино на подходе. Герои рассаживаются в гостиной и, обменявшись едкими подколками (Ребекке Клунан припоминают ходящий вокруг нее слух, что она убила собственную мать, Миньоле — заключения в психиатрической клинике за веру в жителей страны фей (и вряд ли это случайное совпадение с фактом из жизни Артура Конан Дойла), а Джеймсу — зацикленность на идее с помощью телескопа отыскать неизвестную планету Вулкан), решают, что вечер в самый раз подойдет для страшилок.

Собственно, они и составляют основное «мясо» сюжета, и каждая из них отличается в зависимости от рассказчика.

«Взгляд из первозданной тьмы» — первая история, и с точки зрения современной науки она не выдерживает никакой критики, никто уже не поверит, что в космос можно отправиться на чуть стимпанковском подобии смеси дирижабля и воздушного шара. Но на то у нас и XIX век, где никого бы не удивила картинка, где рассказчик драит корабль с помощью ведра и щетки, а потом идет ставить чайник, чтобы позднее выпить чаю с имбирным печеньем. Викторианцы такие викторианцы, five-o’clock — это святое. Даже в глубоком космосе.

Важнее всего здесь не путешествие к Марсу само по себе, которое больше всего похоже на долгое морское плавание, а хоррор-составляющая: сумасшествие, настоящее или мнимое, раздражение двух людей, вынужденных больше года находиться в тесном пространстве, и месть озлобленного духа (или все-таки нет, никакого призрака на корабле не было?).

Вторая новелла, «Келпи», принадлежит Бекки, и если бы нам не сказали об этом с самого начала, читатели все равно безошибочно узнали бы единственную женскую историю хотя бы из-за героини, прекрасной юной девушки. Кроме того, это еще и рассказ в стихах: рифма есть как в оригинале («If you cross the old bridge on a moonless night over water smooth and black… And you see his footprints in the mud, keep walking. Don’t look back…»), так и в любительском переводе. И, пусть рассказчица и правда использовала мифологическое существо для антуража и не учла многих деталей, что подмечают ее критики, в целом рассказ вышел красивым. Нашлись в нем и доля готической романтики, и крупица назидания: не стоило героине вестись на драгоценности от призрака злодея.

С третьим рассказом Миньола, откровенно говоря, схалтурил. Да, тут тоже есть стихи, вот только их авторство принадлежит Льюису Кэрроллу, а вся суть истории: дядюшка рассказывает юным племянникам историю якобы из своей жизни и в процессе перевоплощается в героя, вооруженного стрижающим мечом и вышедшего против ужасного Бармаглота. Впрочем, он и сам не уверен, случилось такое на самом деле или же это был сон.

Слушателям история тоже не понравилась, один из них высказался даже, что предпочел бы, чтобы ему удалили ногти каминными щипцами, лишь бы больше не слушать такие бредни.

А вот четвертый сюжет, «Подарок от майора Кортни», и придуманный, и нарисованный Эриком Пауэллом, — снова удача. Это черно-белое классическое (в самом лучшем смысле этого слова, если вам нравятся рассказы «Падение дома Ашеров» и «Псы Тиндала», вам стоит дать этой части комикса шанс) повествование о тайнах прошлого, плавно встающее в ряд множества других историй, в которых герой отправляется в гости к товарищу или, наоборот, в поместье к нему приезжает старинный друг. Его радушно принимают, но потом выясняется, что тот кое о чем умалчивает, и этот секрет оказывается роковым…

Сказать больше, а особенно раскрыть концовку, без спойлеров нельзя. Рекомендовать сборник, учитывая, что на русском языке он не выходил, тогда как в оригинале удостоился твердой обложки, также сложно.

Но он совсем небольшой, 72 страницы, а перевод легко находится в Сети, так что, если вдруг почувствуете тоску по духу позапрошлого века и захотите полистать что-то викторианское, вы знаете, с чем ознакомиться.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)