DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Паровозик, который смог

Metro Exodus

Дата выхода: 15 февраля 2019

Страна: Украина

Жанр: шутер от первого лица

Разработчик: 4A Games

Издатель: Deep Silver, Бука

Платформы: ПК, PlayStation 4, XBox One

Похожие игры:

Серия «S.T.A.L.K.E.R.» (2007-2009)

Fallout 4 (2015)

Wolfenstein II: The New Colossus (2017)

В одном классическом фильме Кристофера Нолана про вражду двух иллюзионистов на рубеже XIX и XX веков (истовые киноманы прекрасно поняли, о чем идет речь) есть момент, в котором один из героев на вопрос о том, ради чего все было, отвечает: «Публике известна правда. Мир очень прост, мир убог. Но, сумев обмануть ее, хоть на секунду, ты заставишь ее изумиться. … Все дело… все дело в выражении лиц». Кто-то, конечно, сейчас может подумать, что мы перепутали разделы журнала и в пьяном угаре забрели сюда из ближайшего видеопроката, но не все так просто. Ведь эта нехитрая аллюзия имеет прямое отношение к виновнику нашего сегодняшнего обзора. Потому что «Метро: Исход», как самый настоящий заправский фокусник, всеми силами пытается отвлечь внимание игрока на традиционный набор трюков всех крупных игровых проектов AAA-класса: потрясающе красивую и современную картинку, динамичный сюжетный геймплей, условный опенворлд, крафтинг и далее по списку, но при всем при этом свою магию прячет совсем в других, более тонких материях. И когда наконец понимаешь и осознаешь во всей полноте, в чем суть фокуса, игра действительно заставляет тебя изумиться. А вся магия, как и дьявол, здесь кроется в деталях. Но обо всем по порядку.

Новое «Метро» начинается с того, что бессменный герой предыдущих игр серии, бравый Артем, после событий «Last Light» одержим идеей найти на загубленной радиацией поверхности хоть какие-то признаки жизни и регулярно предпринимает вылазки в облученные руины в надежде обнаружить возможный радиосигнал от потенциальных выживших. Вылазки эти, к слову, оканчиваются не слишком-то удачно, и наш герой с завидным постоянством получает очередную дозу облучения и попадает в «спартанский» лазарет для переливания крови, чтобы окончательно не двинуть кони. Само собой, не многие в метро верят в адекватность действий Артема, так как факт окончательной и безвозвратной гибели «верхнего мира» давно принят за аксиому. Разве что Анна, которая уже стала его женой, как-то поддерживает супруга и наперекор своему отцу, полковнику Мельнику, составляет нашему герою компанию в его опасных и категорически безуспешных рейдах в московские развалины. Но вот однажды, в силу случайности, забравшись дальше, чем обычно, наша сладкая парочка встречает неопровержимое подтверждение догадок Артема и, попав в серьезную заварушку, вынуждена спасаться из Москвы на огромном бронированном поезде. Так как назад героем дороги нет, их ждет новый неизведанный мир и новое будущее. А каким оно будет, нам и предстоит узнать. А точнее, решить, поскольку это в немалой степени зависит и от нас самих, то есть от действий самого игрока.

Дальнейшее раскрытие сюжета чревато жирными спойлерами, поэтому на этом моменте оставим на время сценарные изыски в покое и перейдем непосредственно к геймплею. А с ним у нас ситуация более чем неоднозначная. С одной стороны, есть ряд существенных нововведений, которые удачно вписываются в общую концепцию и вносят необходимое разнообразие в игровой процесс. К ним относятся, в частности, динамическая смена дня и ночи (часы, наконец-то, перестали быть сугубо декоративным девайсом и имеют какое-то значение для геймплея), которая позволяет адаптировать игру под свой стиль прохождения и получать определенные преимущества при свете дня или во тьме ночной, а также нагнетает динамику иллюзией дедлайна, когда, например, надо управиться с заданием до захода солнца, иначе станет совсем тяжко. Перематывать время можно завалившись спать или посидев у костра, поджидая, когда небесные светила примут нужное положение. Соответственно, днем лучше видно, но легко обнаружить и наших героев, а ночь — самое лучшее время для скрытности. Да и чисто визуально смена времени суток выглядит просто здорово, учитывая условный открытый мир и, как следствие, обширные проработанные пространства вокруг игрока. Еще одно новшество — крафтинг предметов. Для этого приходится собирать разбросанные то тут, то там по карте ресурсы и делать из них нечто полезное, будь то амуниция или аптечки. Оружие можно улучшать и модифицировать на верстаках, которые периодически встречаются в безопасных зонах. Более того, в ходе путешествия оно пачкается и изнашивается, и его необходимо чистить. Если этого вовремя не делать, это сказывается и на внешнем виде, и на параметрах и поведении нашего арсенала, так что верстаки здесь просто на вес золота.

Но при этом большая часть геймплейных косяков перекочевала в новое «Метро» из предыдущих частей ровно в том же виде. К ним относятся, например, топорная стрельба и никакущая баллистика, которая со времен «Last Light» претерпела практически нулевые существенные изменения. Согласитесь, что в игре, в которой большую часть времени нам придется провести с огнестрельным оружием наперевес, это имеет довольно большое значение. И что мешало разработчикам доработать этот аспект, имея в своем распоряжении такие запасы времени и финансовых ресурсов, решительно непонятно. Большие вопросы есть и к стелсу, поскольку игра активно стимулирует именно к бесшумному и бескровному стилю прохождения, являясь при этом номинально шутером и не доработав ни один из этих стилей. Про технические баги скромно умолчим, поскольку на момент релиза их было вагон и маленькая тележка. Остается лишь надеяться, что со временем большая их часть будет исправлена. Еще одна неприглядная сторона игры — анимация персонажей. А они порой ведут себя просто как отряд паралитиков на марше и периодически заставляют вспоминать «Mass Effect: Andromeda». При всем своем визуальном великолепии и мельчайшей проработке деталей анимация здесь зачастую не выдерживает никакой критики, что периодически влияет даже на атмосферу, поскольку персонажи просто-напросто эмоционально и мимически совершенно не попадают в свои реплики. И это совсем не красит столь масштабный и амбициозный проект.

И все описанные выше минусы и изъяны, казалось бы, должны оставлять, по итогам, скорее неприятный осадок, но ругать игру совершенно не хочется. И тут мы плавно подобрались к главному. А именно к деталям и атмосфере, которую они создают. В «Exodus» разработчики приблизились к абсолютно недостижимому доселе уровню погружения в игру, сопереживанию героям и вовлеченности в игровой процесс. Здесь есть случайные диалоги, которые могут растянуться на пять–десять минут, и их интересно слушать. Здесь малейшее Ваше действие может существенно влиять на диалоги и поведение окружающих персонажей, и даже на возможные варианты концовок. Здесь все и вся всеми силами пытается заставить игрока поверить, что мир живет своей жизнью, у каждого своя правда, а иллюзия морального выбора не является иллюзией. Стелс скорее не навязан самой игрой, а зачастую будет являться осознанным выбором самого игрока, ибо убийство здесь редко является достойным выходом. Оставил какого-нибудь попавшего под руку охранника в живых — и вот уже через какое-то время можешь услышать диалог, в котором выживший рассказывает об этом чуть ли не с благодарностью. И так во всем. Побочных диалоговых линий здесь было записано, наверное, на несколько часов реального времени. Причем попадаются и такие, которые могут по-настоящему удивить, растрогать или даже немного нагнать жути. Все это со временем создает ощущение реально живущего своей жизнью мира, со своими историями, героями, радостями и горестями. Мира, который остро реагирует почти на каждое наше действие. Но этот дивный новый мир вовсе не пытается навязать себя игроку. Он открывается только тем, кто будет слушать, будет искать встречи с ним, вникать в байки и разговоры, останавливаться, чтобы послушать диалог случайных NPC или напарников. Можно просто не делать всего этого и гнать вперед по рельсам сюжета, но тогда игра становится всего лишь унылым псевдошутером с устаревшей механикой и слабой анимацией и тут же теряет львиную долю своего очарования. А терять, поверьте, есть что. Чего только стоят долгие часы игрового времени, проведенного на «Авроре» — паровозе, на котором путешествует по разрушенной атомной войной стране наш бравый герой и его пестрая команда (забавно, что, когда выбирали название этой стальной громаде, «Аврора» была не единственным вариантом: кто-то из не обделенных чувством юмора спартанцев даже предлагал вариант «Вельзевул»). Со временем «Аврора» становится нам чуть ли не домом родным, а каждый член команды почти семьей. Каждый из путешественников обладает своим характером, своей яркой индивидуальностью. Дамир, Сэм, Мельник, старый машинист Ермак и любимая жена Артема Аня, как и все остальные, раскрываются зачастую с самых неожиданных сторон и имеют свои собственные мысли, переживания, суждения. И не преминут по возможности поделиться ими с нашим безмолвным героем или друг с другом. Да и сам железнодорожный состав постоянно меняется во время путешествия, причем иногда почти до неузнаваемости. Все это иногда до жути напоминает лучшие моменты взаимодействия с окружением из второго «Mass Effect» или последнего «Wolfenstein». А еще здесь можно побренчать на гитаре, подпеть звучащему на радио Виктору Цою и поностальгировать благодаря любовно и с душой воспроизведенным до мельчайших деталей атрибутам советского ретро-шика. Какой еще игровой проект может предложить нам подобное? То-то и оно.

Подводя итог, хочется сказать, что «Исход» — проект очень неоднозначный, обладающий массой противоречий и не всегда удачных геймдизайнерских решений, устаревшим геймплеем и жутко раздражающей анимацией. Кого-то это может серьезно отпугнуть или даже навсегда отвратить от этой по-своему выдающейся игры. Но, если за завесой технических несовершенств вам все же удастся разглядеть ее душу, она непременно заставит Вас изумиться. И тогда вы обязательно захотите задержаться в этом несовершенном, но по-своему прекрасном и живом мире подольше. Как поется в песне: «постой паровоз, не стучите колеса…»

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)