DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

«DARKER в лицах» №16. Дмитрий Костюкевич

Как говорил Гераклит: «Всё течёт, всё меняется». Полтора года назад место гостя рубрики занял Дмитрий Квашнин, который был тогда редактором раздела литературной критики. Но DARKER — живой организм. Изменения неизбежны. Дмитрий Квашнин, как и каждый редактор журнала, уже вписал своё имя золотыми буквами в историю DARKER. А сегодня мы будем знакомиться с новым, но уже успевшим освоиться редактором.

Сегодня с нами Дмитрий Костюкевич — редактор литературного раздела, писатель.

Начнём с блиц-опроса. Короткие вопросы — короткие ответы.

Что больше всего пугает в литературе ужасов?

Насилие над детьми.

Самый страшный персонаж, которого ты встречал в хорроре?

Ведьма из романа «Полицейский из библиотеки» Кинга. Плохо её помню, но и того, какой она предстала передо мной в юности — хватило. Вспоминать — перечитывать — страшновато (хотя бы из-за страха разрушить зловещий образ).

Самая лучшая форма для произведения в жанре ужасов?

Хм. Каждая форма по-своему хороша, но если надо выбирать, то — рассказ.

Самый лучший писательский тандем?

Можно два? (Улыбается) Ильф и Петров. Братья Стругацкие.

Для тебя DARKER — это...

Сетевой хоррор-журнал № 1.

Отлично! Переходим к основной части.

Помнишь ли тот момент, когда тебе понравился хоррор? Что способствовало тому, что ужасы заняли место в твоей жизни?

Помню. Насчет понравился, правда, не уверен, но вошёл (литературный хоррор) в мою жизнь, когда отец пересказал у костра на даче сюжет мистической повести «Вий» Гоголя. Ну а потом, позже, был Стивен Кинг, которого читал и читал; банально, но факт. Вот тогда уж точно понравился.

К тому моменту уже были успехи или хотя бы попытки на литературном поприще?

Нет, успехов не было. Писать я начал лет в пятнадцать. И первый рассказ был как раз хоррором: кладбище, пролитый на землю эликсир, восставшие мертвецы... кажется, я перенёс в тетрадь сюжет какого-то фильма. Потом писал фантастику аля Гарри Гаррисон, потом — прозу жизни, затем — снова фантастику.

Первый успех, если его можно так называть, пришёл через лет десять. На сетевом конкурсе «Фантастическая регата» с ходу занял третье место, а два или три конкурса спустя — выиграл. Первая публикация случилась через пару лет — мой рассказ опубликовали в брестской газете.

В произведениях я часто использовал элементы хоррора, любил посмаковать кровавые сцены, но чистый хоррор стал писать только с выходом первой «Самой страшной книги», зато теперь полностью перестроился на ужасы. Недавно пытался обдумать идею фантастического рассказа, но понял, что мыслю только категориями хоррора. Бросил затею, слишком долго перестраиваться обратно.

А сложно ли было перестроиться с фантастики на хоррор? Даже учитывая, что элементы хоррора часто использовались.

Не сложно (я словно возвращался домой после долгого путешествия, мог писать, что хочу, что всегда хотел подсознательно писать), но полная перестройка заняла примерно год. Я читал только хоррор и писал только хоррор.

Тем не менее, довольно долго ты писал фантастику. Какие свои фантастические произведения можешь назвать знаковыми и почему?

Ух, какой вопрос... Со «Станцией прибытия» я победил на конкурсе, можно отметить этот рассказ, но дело в том, что «Станция...» как раз хоррор, проскочивший в моё творчество в Эпоху-до-ССК. Хочется отметить также рассказ «Гранвиль — Париж — Берлин», который отобрал для журнала «Полдень. XXI век» Борис Натанович Стругацкий.

Но и «Гранвиль...» можно назвать хоррором — вот загвоздка, я писал хоррор, даже когда думал, что пишу фантастику. Тогда выберу рассказ «Перекус», который скоро появится на страницах сборника «Аэлита/013». Мне он нравится, я рад, что пристроил его.

Как уже было сказано, на «чистый» хоррор ты перешел благодаря ССК. Как узнал о проекте? Сразу ли решил, что примешь участие?

Кажется, новость о проекте «Антология» (тогда ещё не было договора с АСТ и бренда ССК) нашёл Лёха Жарков. Отправил туда три рассказа: «Никта» (соавторский с Лёхой), «Станция прибытия» (сольный) и «Полные реки» (в соавторстве с Романом Придорогиным, моим первым соавтором, с которым, к сожалению, потерял связь). Ставил на «Полные реки», но в антологию прошла «Никта».

Кстати о соавторстве. Довольно часто ты пишешь в тандеме. С чего это началось? Какие преимущества есть у соавторских рассказов относительно сольных?

С Романа Придорогина и началось. Спасибо ему большое! Мы познакомились на сайте конкурса «Фантастическая регата». Рома постучался мне в личку, предложил попробовать написать вместе рассказ к следующему конкурсу. Так и сделали. «Дороги Шавоя» — так назывался рассказ. Потом мы написали рассказ «Полные реки» (14 век, чума, доктора в клювастых масках, эх!), который занял третье место. Начали работать над циклом рассказов о зомби... Потом как-то потерялись. Недавно хотел найти Романа, сказать спасибо, поболтать, но не получилось. Жаль.

Преимущества? Это весело, непредсказуемо! Я не эгоист. Отправляться в путь с интересным человеком лучше и сподручней, чем идти самому. Даже если придётся делить найденный «клад» пополам. Мне нравится делить радость, сообща преодолевать трудности. На первом месте всегда человек, а рассказ... он как рукопожатие, как совместное воспоминание. Я благодарен каждому из своих соавторов, всех люблю и уважаю. Рассказов могло и не быть, но хорошо, что случились знакомства, общение и часто — настоящая дружба.

С кем из авторов нашего хоррор-сообщества тебе хотелось бы написать соавторский рассказ в первую очередь (не считая тех, с кем уже писал). И с кем — из представителей мировой литературы за всю её историю?

Я уже нашел своего идеального соавтора. Это Макс Кабир. Мы с ним сразу сдружились, поняли друг друга буквально с первых слов. Работать с Максом легко и увлекательно. Но если пофантазировать на тему заданного вопроса, то... Хотя почему фантазировать? Есть задумка написать рассказ с Евгением Абрамовичем (вот вам новый персонаж) и Андреем Анисовым; этакое белорусское трио. (Улыбается) Мне очень интересно наблюдать за ростом Евгения Абрамовича, хорошего человека и писателя.

Из представителей мировой литературы было бы любопытно поработать с Анной Старобинец и Джо Хиллом.

Через ССК ты узнал об отечественном хоррор-сообществе. Какое было первое впечатление при знакомстве с ним? Посетило ли чувство, будто нашел что-то, что долго искал?

Именно так! Как уже говорил, словно вернулся домой или, скорей, нашел свой литературный дом. Потому что раньше его не было, и я со своими полухоррорными рассказами ловил подзатыльники на сетевых конкурсах, выслушивал упрёки за кровавые сцены и прочее, оправдывался «да вы почитайте Баркера или Кинга — там еще больше насилия». А потом всё изменилось. И уже не надо было подстраиваться, притворяться тем, кем не являешься. Первое впечатление? Очень хорошее, и чем дальше — тем лучше. В хоррор-сообществе я познакомился с отличными людьми и продолжаю знакомиться.

Сейчас ты редактор раздела литературной критики DARKER. От кого поступило предложение занять этот пост? Сразу ли согласился? Насколько тяжёлой оказалась работа?

Предложение — очень неожиданное — поступило от Артёма Агеева, главного редактора журнала. Думал в течение десяти минут, хотя в душе согласился сразу. Супруга поддержала новое хобби, спасибо ей. Было страшновато, не знал, справлюсь ли? Не хотелось подводить команду DARKER. Но потом страхи прошли, с небольшим опытом пришла уверенность. Мне нравится. Для меня честь быть редактором литраздела вебзина DARKER.

Что тебе хотелось бы сказать всем потенциальным авторам подшефного раздела?

Читайте, читайте, читайте! Пропускайте через себя много страшных историй! А потом сразу пишите рецензии и статьи, и присылайте мне. (Улыбается)

Если тебе предложат стать главным редактором, согласишься?

Вот тут вряд ли. Высокие должности меня пугают, я плохо умею руководить людьми. Каждому своё.

Что тебе хотелось бы изменить или добавить в DARKER?

По-моему, всё в журнале хорошо. Если придут мысли по улучшению, доведу их до главного редактора. (Улыбается)

Ну и, завершая, соблюдем наиважнейшую традицию рубрики. Пожелай что-нибудь DARKER.

Вдохновить и воспитать ещё не одно поколение хоррорщиков!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)