DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Дьявол живет внутри

13 изгнаний дьявола / 13 exorcismos

Испания, 2022

Жанр: ужасы

Режиссер: Хакобо Мартинес

Сценарий: Рамон Кампос, Сальвадор С. Молина, Джема М. Нейра, Давид Ореа, Карлос Руано

В ролях: Мария Романильос, Хосе Сакристан, Рут Диас, Урко Оласабаль, Сильма Лопес, Пабло Ревуэльта и другие

Похожие фильмы:

  • «Изгоняющий дьявола» (1973)
  • «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005)
  • «Черные священники» (2015)

В январе в российских кинотеатрах вышел в прокат испанский хоррор «13 изгнаний дьявола». Для Хакобо Мартинеса он стал первым полнометражным проектом. До этого Мартинес был одним из режиссеров сериала «Ягуар» и оператором еще 24 работ. Как дебют, «13 изгнаний Дьявола» вышел неплохим – крепкий, ладный, залипательный, не без некоторых дыр, но на них можно закрыть глаза, потому что у этого фильма есть главное – атмосфера и напряженное ядрышко интриги. До самого финала не понятно, что происходит: то ли главную героиню действительно преследует злой дух, то ли она потихонечку сходит с ума и наказывает себя сама. Впрочем, последняя сцена не ставит завершающую точку, оставляя зрителя сидеть перед экраном все в том же тревожном напряжении, что и большую часть фильма.

Мартинес выбрал экзорцизм, благодатную почву, любимую режиссерами – но в то же время сложную. После безусловного шедевра Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» придумать что-то такое, что удивит, довольно трудно. Однако время от времени это происходит: «Заклятие» (режиссер – Джеймс Ван), «Шесть демонов Эмили Роуз» (режиссер – Скотт Дерриксон), «Черные священники» (режиссер – Чан Джэ-хен), «Последнее изгнание дьявола» (режиссер – Даниэль Штамм) и другие довольно успешно отметились в данном поджанре.

Главная героиня «13 изгнаний дьявола», семнадцатилетняя Лаура (Мария Романильос), воспитывается в религиозной семье. Ей не разрешается ходить на вечеринки, встречаться с мальчиками, модно и красиво одеваться, пользоваться мобильником. Она живет в постоянном страхе перед строгой матерью (Рут Диас) и словом Божьим. Но подростковых радостей-то хочется, и в ночь Хэллоуина Лаура сбегает из дома, чтобы пойти с подругой (Алисия Фалько) на праздник. Та приводит девушку в старый дом, в котором, по легенде, жил врач, убивший свою жену и детей. Конечно же, после пары коктейлей подростки решают провести спиритический сеанс и поговорить со страшным призраком. Слухи оказываются вовсе не слухами, и врач-убийца является на зов. С той ночи Лаура начинает видеть доктора и слышать зловещий напев, которым он словно бы извещает о своем появлении. И вот тут-то Мартинес делает финт ушами и задает вопрос: «А есть ли злой дух, преследующий девушку?»

Фильм, продолжающий развиваться в направлении хоррора, постепенно обрастает мясом социальной драмы, в которой венами пульсируют первая влюбленность, первый торопливый поцелуй, первые интимные прикосновения, первое предательство, отношения матери и дочери, одиночество, неприятие, взросление, боязнь поделиться своими проблемами. И все это на фоне усугубляющейся мании преследования и растущего чувства стыда за греховные мысли и поступки.

Лучом света в темном царстве в жизни все больше запутывающейся Лауры становится школьный психолог (Сильма Лопес). Она подозревает, что у девочки серьезные проблемы из-за религиозности ее матери и тех убеждений, которые та столько лет взращивала в дочери бесконечным Богом и своим холодным, а подчас и жестоким воспитанием. Когда наблюдаешь, что мать периодически делает и что говорит Лауре, искренне сочувствуешь девушке. С другой стороны, отчасти понимаешь и мать, которую события жизни убедили в том, что иначе нельзя. Сквозь ее жестокость отчетливо виднеется любовь к дочери и желание защитить своего ребенка. Но лучше бы она дитя просто не трогала и позволила жить обычной жизнью. Навязанные даже самыми близкими людьми решения и мысли ни к чему хорошему не приводят. Вот и здесь не привели.

Психолог мягко и ненавязчиво пытается убедить Лауру, что с ней все в порядке и что ее вины в происходящем нет. У нее неплохо получается: девушке становится легче. Но одних лишь разговоров порой недостаточно. Психолог уверена, что девочке нужно серьезное лечение, пока не стало поздно. Мать, уже убежденная в том, что в дочку вселился дьявол, утверждает, что только хороший экзорцист сможет исправить ситуацию. Удивительно, что обе женщины склоняют на свою сторону – в то время, пока приводят аргументы. Зритель постоянно сомневается, есть дьявол или нет, есть психическое расстройство или нет. А может, имеет место и то, и другое?

История у Мартинеса вышла правдоподобная. Возможно, черты натуральности придало то, что, как утверждают создатели картины, она основана на реальных событиях. В 2014 году испанский священник Хесус Эрнандес Саагун проводил обряд экзорцизма над молодой девушкой с согласия ее родителей. Родственники пытались этому помешать и подали на него в суд. Священника обвиняли в нанесении серьезных телесных повреждений, обращении, унижающем человеческое достоинство, физическом и психологическом насилии, доведении до самоубийства. Суд иск не удовлетворил, и экзорцизм был проведен 13 раз подряд. Девушка через несколько лет покончила с собой.

Вроде бы цивилизованный мир: Лопе де Вега, Федерико Гарсиа Лорка, Мигель де Сервантес, Сальвадор Дали, Антонио Гауди, Пласидо Доминго, Педро Альмадовар – и вдруг экзорцизм, который в Испании практикуется и поддерживается местной епархией до сих пор. Собственно, этим сообщением и предваряется фильм. Жутковато становится оттого, что подобное может происходить прямо сейчас, когда, казалось бы, все дьяволы, ведьмы, экзорцисты и инквизиторы должны были остаться в темном Средневековье.

Помимо прямой отсылки к этой реальной истории, картина так или иначе черпает вдохновение из своих предшественников – заметных фильмов и книг. Если смотреть внимательно, то можно увидеть отсылки к «Керри» Стивена Кинга, «Звонку» Гора Вербински, «Ужасу Амитивилля» Эндрю Дугласа, «Кошмару на улице Вязов» Уэса Крэйвена, «Глотай» Карло Мирабеллы-Дэйвиса и, конечно же, японским фильмам ужасов: сцена, где Лаура, давясь и задыхаясь, вытягивает изо рта прядь длинных волос, великолепна. Она вызывает одновременно целый спектр чувств: ужас, отвращение, желание отвернуться и невозможность это сделать.

Нельзя сказать, что «13 изгнаний Дьявола» очень уж страшный фильм – скорее нет. Кто-то может определить его как банальный и клишированный. И будет прав. Но есть в нем что-то такое залипательное, что не дает его не досмотреть. Фильм завораживает, местами пугает, вводит в трепет. И, самое главное, заставляет задуматься, насколько религия может быть опасной и в прямом смысле слова убийственной. Особенно если во главе ее стоят фанатики. Это и возможные последствия пугают куда больше, чем любой фильм ужасов.

Журнал DARKER благодарит компанию «Вольга» за любезно предоставленную возможность побывать на премьере фильма.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)