DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ ЗОВ МОГИЛЫ

Море, монстры и магия

Мокрый мир (соавторский роман)

Авторы: Максим Кабир, Дмитрий Костюкевич

Жанр: фэнтези, постапокалиптика, приключения, хоррор

Издательство: Астрель-СПб

Серия: Дети Великого Шторма

Год издания: 2022

Похожие произведения:

  • Роберт И. Говард «Соломон Кейн» (цикл)
  • Анджей Сапковский «Сага о ведьмаке» (цикл)
  • Глен Кук «Хроники Черного Отряда» (цикл)
  • Р. Скотт Бэккер «Князь пустоты» (роман)

Встретились как-то два друга-писателя Максим Кабир и Дмитрий Костюкевич и подумали: а не написать ли нам роман? В соавторстве? А почему бы и нет?!

Сказано — сделано, и вот свет увидел «Мокрый мир». Необычное, но хорошее название для романа ужасов, ведь что еще может выйти из-под перьев мэтров хоррора, как не хоррор?! А вышло… фэнтези. Да не простое, а морское и вдобавок постапокалиптическое!

Далекое будущее. Планета пережила глобальную катастрофу, в результате которой большая часть оказалась под водой, а человечество (то, что выжило) отброшено в средневековье, из которого долго и мучительно выбирается. На Земле вновь архаичные формы власти, деление общества на аристократию и простолюдинов и технологии деревянного судостроения. Достижения прогресса утрачены, зато появились неведомые доселе чудовища и то, без чего невозможно представить жанр, — магия.

Главный герой Георг Нэй — самый настоящий маг. Умный, многознающий, молодой, но уже познавший горечь утрат, а потому слегка циничный и скуповатый на эмоции. Далеко не всемогущий и отнюдь не бессмертный. Он не ищет свое предназначение, не идет путем паломника, никому не мстит, не пытается вернуть утраченный трон, не исправляет собственную роковую ошибку, не завоевывает свое место в Мокром мире — словом, не делает почти ничего из того, чем обычно заняты герои традиционного фэнтези. Он — верный слуга герцога Маринка, правителя островного (а других-то и нет) государства под названием Полис. Правителя отнюдь не мудрого, не доброго и не справедливого, вот только альтернатива в лице Балтазара Руа еще хуже.

А вот Лита, дочь рыбака. Хорошенькая, но грубоватая. Простушка, предел мечтаний которой — купание в ванне. Или все же она не так проста, как кажется при первой встрече? О, у нее тоже есть способности, и весьма необычные! Не раскрывая подробностей, упомянем, что один из ее паранормальных талантов сыграет ключевую роль в дальнейшем развитии всего мира.

Георг и Лита встретятся уже в самом начале романа и, как, наверное, догадывается читатель, судьбы их свяжутся крепким морским узлом. Другими узлами в кружеве (или рыбацкой сети?) сюжета станут судьбы юного маркиза Алтона, простого парня Билли Коффина, капитана Пакинса по прозвищу Сынок, популярного писателя Джона Бабса (который вовсе не Джон), коварной красавицы Веноны Банти, начальника речной стражи Артура Сореля, кнутмастера Серписа и многих других — магов, военных моряков, придворных и простых рыбаков. Впрочем, магистральной остается линия «Георг-Лита».

Сюжет, в котором есть и путешествия, и сражения с чудовищами и людьми, и коварные убийства, и дворцовые интриги, не единственное достоинство романа.

Во-первых, сам мир. Не так часто авторы фэнтези обращаются к морской тематике. А уж если речь идет о технологиях деревянного парусного судостроения, примерно соответствующих технологиям XVII-XVIII веков, то у редкого писателя хватит терпения столь же тщательно изучить матчасть, как это сделал тандем авторов «Мокрого мира». Впрочем, для кого-то энциклопедические знания могут, как ни странно, оказаться пресловутой ложкой дегтя. Дело в том, что текст порой насыщен судовыми терминами, и слабо разбирающийся в этой сфере читатель, которому к тому же лень гуглить, может просто перестать понимать, о чем речь. А при чтении эпизодов, когда капрал объясняет новобранцу последовательность действий при заряжании пушки или когда Георг Нэй разбирает автомат, сложно отделаться от мысли, что читаешь художественное переложение наставлений по стрелковому делу XVIII и XX веков соответственно.

Во-вторых, монстры. Уж кому как не хоррорщикам уметь творить чудовищ! Вот жуткий рыбак с огромным крюком, вот гигантский спрутоподобный тролльвал, вот духи мертвых, чьи внутренности кишат угрями, вот призраки, похожие на слизней с человеческими лицами, вот упыри, таящиеся в ущелье в окрестностях Калькутты, вот мерзкие лярвы, невидимые взгляду простого смертного, но всегда появляющиеся там, где кровь и погибель… Тем, кого не впечатляют чудовища, предлагаются описания убийств, смертей в бою (скажем, путем отрывания головы ядром) и пыток — словом, все то, что ценят поклонники жестокого натурализма.

В-третьих, аллюзии. Начнем с того, что само название произведения — «Мокрый мир» — и, собственно, сама картина затопленной Земли вызывают однозначные ассоциации с фильмом «Водный мир». Или вот буквально на первых же страницах появляется фамильяр главного героя — дух в образе ласки. И такое мистическое «животное» есть у каждого уважающего себя колдуна — чем не деймоны «Темных начал» Филипа Пулмана?! Плавучий город Лингбакр заставит читателя вспомнить жюльверновский плавучий остров из одноименного романа, а знатоков «weird fiction» — Армаду из «Шрама» Чайны Мьевиля. Поклонникам Мьевиля наверняка вспомнится и другое его творение, «Кракен», когда они будут читать описание жутковатой Церкви Чрева Кита и ее адептов, поклоняющихся полуразложившемуся трупу колоссального моллюска. А уж когда перед мысленным взором появляется зловещий пиратский флагман, разгрызающий и пожирающий другие корабли, всякий поклонник знаменитой франшизы о приключениях Джека Воробья вспомнит судно капитана Салазара. Есть даже эпизод, напрямую отсылающий к «Властелину колец» (какой именно — читатель поймет сам).

Причем эти отсылки настолько очевидны, насколько очевидны тем, кто знаком с творчеством и Кабира, и Костюкевича, талант и сила воображения каждого. Это означает лишь одно: данные «заимствования» носят преднамеренный характер и ненавязчиво втягивают читателя в игру «Угадай, откуда?».

Вот чего малость не хватает книге, так это глубины проработки мира. Как сосуществуют общества с очень разным уровнем технического развития? Где человечество берет ресурсы? Из чего делают ткани? Ведь на островах не так много земли для посевов. А как изменился климат планеты? Океан — мощнейший климатический фактор. И когда водой покрыто 70% поверхности Земли — это одно, а когда почти 100% — совсем другое. Чуточку недостает ощущения всепроникновения моря во все сферы жизни.

Недостает глобального Зла. Чего-то глобально зловещего. Герцог Руа, конечно, мерзкий тип, но фактически лишь жалкий властолюбец, которому, увы, далеко до масштабов толкиновского Саурона. Это не делает его менее опасным, учитывая обладание плавучим городом и армадой кораблей, команды которых — пираты и подонки всех мастей, включая рептилоподобных тварей. Именно с этой силой предстоит сразиться флоту Полиса и его союзников, а Георг и Лита неизбежно окажутся втянуты в мясорубку войны.

Да, «Мокрый мир» нельзя назвать эталоном жанра, но это по-настоящему увлекательное, динамичное произведение. Его можно смело рекомендовать всем любителям морской тематики (недаром среди своих вдохновителей Максим с Дмитрием называют и Мелвилла, и Стивенсона, и Лондона, и Жюля Верна с Сабатини), адептам литературы «меча и магии», поклонникам постапа (они тоже найдут в тексте немало любопытных деталей — один амулет с изображением человеко-мыши чего стоит!) и, конечно же, ценителям таланта Кабира и Костюкевича.

Вообще, чтение романа можно сравнить с походом в новый парк развлечений с привычными аттракционами: вот колесо обозрения, вот американские горки, вот высоченная карусель с сиденьями на цепях… Казалось бы, все знакомо, а сердце по-прежнему замирает и жутко, и весело, как в первый раз.


Роман «Мокрый мир» можно приобрести здесь:

Book24

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)