DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Мошенник на защите города

Шестнадцать способов защиты при осаде / Sixteen Ways to Defend a Walled City (роман)

Автор: Паркер К. Д.

Жанр: тёмное фэнтези, военное фэнтези

Издательство: АСТ

Серия: Шедевры фэнтези

Год издания: 2022 (в оригинале — 2019)

Похожие произведения:

Что произойдёт, если командование по защите осаждённого города возьмёт на себя человек не слишком-то для этого предназначенный? Мошенник, прошедший путь от раба-деревенщины до командира инженерного корпуса Империи? Найти ответ на этот вопрос предлагает нам автор книги «Шестнадцать способов защиты при осаде» К. Д. Паркер — псевдоним довольно-таки плодовитого английского писателя Тома Холта. На родине он публикуется как под своим собственным именем с романами в юмористическом ключе, так и под псевдонимом. В русском переводе издаётся редко, поэтому «Шестнадцать способов защиты при осаде» заслуживают самого пристального внимания.

Роман написан в эпистолярном жанре. Перед нами дистиллированный Паркер с элементами блестящего юмора, необычным для фэнтези героем, описанием технических моментов (создание мостов, осадных машин, чеканка монет, плотницкое дело…). Орхан — главный герой и ненадёжный рассказчик. Сто раз подумайте, прежде чем доверять его словам. Ещё Орхан млеколиций, плебей, дослужившийся до командира инженерного войска. Империей же правят робуры, которые не очень-то любят подобных выскочек. Стоит сказать, что главный герой отвечает им той же монетой и без зазрения совести нарушает установленные робурами правила. Орхан пройдоха, а не герой. Он на короткой ноге с бандитами, фальшивомонетчиками, скупщиками краденного… Да как такого вообще назначили главным при защите города?! Только и назначение — очередной обман. За воротами крупнейшего города Империи враги, весь гарнизон уничтожен, армии практически не осталось, флот уплыл в неизвестном направлении, маяк повреждён… Что делать? Сдаться на милость победителя или выбрать осаду? Орхан предпочитает последнее.

Главный герой вышел из-под пера Паркера объёмным, человечным, местами смешным и трогательным. Его можно поставить в один ряд с такими личностями, как Мартин Пэдуэй из «Да не опустится тьма» Лайона Спрэг де Кампа, Мойст фон Липвиг из серии «Плоский мир» Терри Пратчетта. За перипетиями сюжета наблюдать интересно, поэтому роман читается влёт. Орхан смотрит на нас с хитрым прищуром с книжных страниц. Угадать, как он выкрутится из очередной передряги практически невозможно. Насколько хорош главный герой, настолько слабо и блёкло выписан сам мир. Паркер сосредоточился на осаде Города и совершенно забыл дать читателю запоминающуюся литературную вселенную. Перед нами театр одного актера, сподвижники Орхана (хозяйка «Собачьего дуэта» Айхма, капитан Нико, гладиатор Лисимах, Верховоды Тем и прочие) лишь декорация. Да и антигерой, атаковавший город, получился одномерным и напрочь убивает создаваемую ранее достоверность. После его появления роман превращается чуть ли не в фарс, так как поверить в подобные неожиданные совпадения сложно. Образ Орхана здорово теряет в правдоподобности, ведь от пройдохи и вора ожидаешь совершенно иных действий…

Сама осада выписана замечательно. Концентрация оборонных примочек придаёт роману дух нестандартности (много ли инженеров мы встретим в фэнтези?), от битв создаётся эффект присутствия. Вместе с героями мы разрушаем осадную башню, ставим паруса на барже, отправляемся отвоёвывать захваченный маяк — огонь кипит в нашей крови и, кажется, совсем чуть-чуть осталось до того, как улыбнётся защитникам изменчивая победа. Роман стоит прочитать хотя бы ради того, чтобы увидеть, насколько свежим может быть взгляд на современное фэнтези.

Бравый и юморной дух книги постепенно становится ироничным и горьким. Неожиданный твист в конце истории придаёт ей законченность, но неискушенного читателя может отпугнуть. «Шестнадцать способов защиты при осаде» — нетривиальный взгляд на тёмное (военное) фэнтези. Положительных героев здесь нет. Судьба благосклонна к Орхану-плуту, но будет ли она беречь Орхана-защитника, которого сподвижники окрестили «сердцем обороны»? Пройдохам везёт, поэтому до последних страниц мы не знаем, чем всё закончится. Когда узнаем, возмутимся: «Почему именно так?!» Неклассическому фэнтези — неклассический финал.

«Шестнадцать способов защиты при осаде» понравится не всем. Кто-то в раздражении закроет книгу, устав от вышеперечисленных минусов, а кто-то посчитает её замечательным романом с уклоном в инженерию. К какому из читательских лагерей примкнуть — решать только вам. Историю стоит прочитать хотя бы из-за её необычности, ироничности и харизматичного главного героя.

«...хочу отметить — мир меняется в мгновение ока. Так быстро, что мы не успеваем понять, что же на нас обрушилось, или так постепенно, что мы не замечаем перемен. Только позже, когда будут написаны исторические труды и ученые решат, что же имело значение, а что нет, прочертят в нужных местах красные линии — вот досюда мир был одним, а потом все изменилось. Вы можете стоять на такой черте — и не подозревать об этом. Можете спать или смотреть в другую сторону, тихонько сидеть на горшке или трахаться в переулке — рука Рока незрима, и она уже окунула свое перо в чернила. Вот здесь кончается Империя. Здесь начинаются Темные века».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)