DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Мрачные семейные тайны

Проклятие дома с призраками / The Creeping

Великобритания, 2022

Жанр: драма, триллер, мистика

Режиссер: Джэми Хупер

Сценарий: Джэми Хупер, Хелен Майлз

В ролях: Риэнн Стил, Софи Томпсон, Джонатан Ньяти, Дэвид Хорович, Джейн Лоу и другие

Похожие фильмы:

  • «Сын призрака» (2007)
  • «Призраки» (2018)
  • «Солнце мое» (2022)

Премьера полнометражного дебюта Джэми Хупера «Проклятие дома с призраками» (оригинальное название ленты можно поэтически перевести как «Скрытое в тени») прошла почти два года назад, и тогда же лента была удостоена нескольких наград и номинаций второстепенных жанровых кинофестивалей. Кажется, в наши дни сложно чем-то удивить зрителя в историях про привидения, однако при должном режиссерском таланте вполне может выйти крепкий хоррор, который подарит полтора часа учащенного сердцебиения.

В случае с фильмом Джэми Хупера не стоит ожидать жуткого зрелища об одиноко стоящем на холме доме, в котором по ночам в полутемных коридорах и меблированных комнатах бродят неупокоенные духи. Режиссера гораздо больше, чем мистика, занимали семейные тайны персонажей, так что тема призрака, обитающего в доме бабушки, предстает почти буквальным визуальным воплощением известного фразеологизма «скелеты в шкафу».

У ленты Хупера можно обнаружить немало общего с другим английским инди-хоррором – «Призраками» Дэвида Холройда. На первый взгляд, пересечений так много, что если бы авторы сценария «Проклятия дома с призраками» Джэми Хупер и Хелен Майлз сподобились сделать отсылки к фильму Холройда, то их творение легко бы сошло за сиквел или спин-офф. И тут, и там основное действие происходит в обычном частном доме, в котором проживает пожилой человек, требующий ухода. В обеих картинах главные героини, приехавшие ухаживать за стариками, замечают в доме немало странного, проводят собственное расследование и постепенно открывают мрачные семейные тайны. Только у Хупера за страдающей деменцией бабулей присматривает не сиделка, а ее внучка Анна. У девушки почти никого не осталось – ее мать умерла при родах, а совсем недавно скончался и отец. Бабушка долгое время жила одна, однако настал день, когда она уже не может сама о себе позаботиться. Анна так трогательно привязана к ней в первую очередь потому, что та является единственным живым членом ее некогда большой семьи.

Режиссер довольно схематично изображает настоящее героини, сосредотачиваясь на ее прошлом. Он много внимания уделяет флешбэкам, где показывает, как была счастлива девушка в детстве, когда жила вместе с любящим отцом, заменившим ей и мать, которую она знает лишь по его рассказам. Хупер стилизовал их как нечто среднее между грезами и воспоминаниями и сделал это не менее удачно, чем его коллега Шарлотта Уэллс в заметной инди-драме «Солнце мое». Но то, что происходит у Анны сейчас, скрыто от зрителя: есть ли у нее парень, где она живет, учится или работает. Этот, на первый взгляд, дефект сценария легко оборачивается его достоинством. Очевидно, что у девушки ничего нет, поэтому она так сильно цепляется за прошлое, визуальным воплощением которого как раз и служит бабушка. Медленно уходя в мир иной, та будто забирает с собой безмятежную пору детства и оставляет внучку один на один с недружелюбным взрослым миром.

Тема взросления занимает основное место в картине. Призрак же выполняет подчиненную функцию, усиливая интригу вокруг мрачной тайны. Неслучайно он так легко исчезает, как только Анна узнает правду о жизни своей семьи.

В фильме почти нет скримеров и привычных для хорроров сюжетных ходов. В некоторых сценах зритель испытает чувство тревоги, так как оператор Бен Хеккинг умеет выразительно снять внутрянку полутемного дома, делая акцент не столько на ожидании появления сверхъестественного, сколько на пустоте помещения. Вроде бы комнаты полны старинной мебели и фотографий, но это богатое убранство больше напоминает музей, чем уютное жилище.

Фильм, возможно, разочарует некоторых зрителей, ведь собственно потустороннего хоррора здесь почти нет. В то же время понятно внимание критиков и жюри кинофестивалей к этой работе. Джэми Хуперу удалось то, что не вышло у Дэвида Холройда – совместить семейную драму и мистику. У него «призрачная линия» усиливает драматический конфликт не столько между героями разных поколений, сколько в душе самой Анны.

Под руководством талантливого режиссера актеры (точнее, актрисы, ведь все основные персонажи в картине женского пола) выступают как слаженный оркестр. Никто не перетягивает одеяло на себя в совместных сценах, а, напротив, подыгрывает партнеру, составляя единую команду. Особенно стоит выделить Риэнн Стил, на плечи которой легло бремя главной роли. Она прочувствовала трагедию своей героини, лишившейся обоих родителей. Анна в ее исполнении предстает трогательно-нежной в своей заботе о бабушке, но в то же время она бесстрашна в своем стремлении узнать правду и не боится встретиться с мстительным призраком лицом к лицу.

Последняя сцена фильма символична: Анна выставляет дом на продажу и уезжает, а камера впервые показывает внутренности дома при солнечном свете. Для героини в прошлом ее семьи больше нет тайн. Она примирилась с «темными» призраками, смирилась со смертью близких и готова строить новую жизнь, создавать собственную семью, и хочется верить, что она не повторит ошибок своих родственников. Тогда, возможно, ее дом будет наполнен счастьем и весельем, а не слезами и пустотой, во тьме которой таятся хищные химеры.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)