DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Оборотень в Норвегии

Волк-викинг / Vikingulven

Норвегия, 2022

Жанр: ужасы, триллер, драма

Режиссер: Стиг Свендсен

Сценарий: Эспен Эукан, Стиг Свендсен

В ролях: Лив Мяенес, Элли Рианнон Мюллер Осборн, Артур Хакалахти, Каспер Антонсен, Сьюр Ватне Бреан

Похожие фильмы:

  • «Вой» (1980)
  • «Добыча» (2016)
  • «Оборотень» (2000)

Вервольф-хорроры, популярные в эпоху «Золотого Голливуда», в последующие десятилетия были практически забыты, уступив пальму первенства другим «страшным» темам. Правда, в рейгановскую пору, на волне утраты интереса продюсеров к художественным экспериментам «Нового Голливуда», строгие жанровые каноны вновь вернулись в американское кино, а вместе с ними и подзабытые оборотни. Друг за другом вышли такие ныне культовые ленты, как «Вой» (1980), «Американский оборотень в Лондоне» (1981) и «Серебряная пуля» (1985), ставшие одновременно развитием и переосмыслением темы человека-волка.

С тех пор оборотни периодически появлялись на больших экранах и дожили до наших дней, так что этой хоррор-темой заинтересовался Netflix. «Волк-викинг» — это фильм норвежского режиссера Стига Свендсена, который работал в США над триллером «Лифт» (2012). Однако свой новый фильм он снял в родной Норвегии по заказу Netflix, так что благодаря этой коллаборации широкий зритель может познакомиться с норвежской киношколой. В этой северной стране фильмов снимается немало, однако большинство из них не попадает в широкий прокат. И хотя Голливуд оказал большое влияние на кинопроизводство многих стран, тем не менее в «Волке-викинге» есть отличия от типичного американского вервольф-хоррора.

Режиссер несколько видоизменяет традиции хорроров про оборотней, возводя родословную человека-волка к некоему псу из ада (возможно, Гарму, который, согласно германо-скандинавской мифологии, охранял мир мертвых). Это существо, по мысли режиссера, и было первым оборотнем.

Если в большинстве фильмов про вервольфов люди превращаются в двуногих или четвероногих волков лишь в полнолуние, а утром вновь возвращаются в изначальную человеческую форму, то в «Волке-викинге» превращение человека в волка происходит лишь раз, после чего человек навсегда остается в обличии волка.

Обращает на себя внимание и двойственность сюжета. После интригующего пролога с рассказом об адском псе зритель вправе ожидать встречи с этим древним чудовищем в современных реалиях, но в середине фильма происходит неожиданный поворот — главная героиня, сотрудник полиции, не только находит логово монстра, но и убивает его серебряной пулей, которую ей оставил эксцентричный охотник на оборотней.

Однако если кто-то подумает, что дальше будет все традиционно — например, объявится второй монстр, то такое предположение станет ошибочным. Возможно, другие оборотни и существуют, но скорее всего волк, становясь старым, просто кусает случайную жертву, дабы его род не прервался. В ленте Стига Свендсена не повезло старшей дочери главной героини, Тали Берг. Тут и пригодился драматический талант Элли Рианнон Мюллер Осборн, исполнительницы главной женской роли в подростковой драме Мартина Лунда «Психопатка». Ее 17-летняя героиня Тали — такой же трудный тинейджер, как и персонаж «Психопатки». Она недовольна разводом родителей, переездом матери в другой город, даже своим потенциальным отчимом Артуром, несмотря на то, что он старается заботиться о дочерях своей подруги. Постепенное превращение Тали в волка даже можно трактовать как раскрытие затаенных звериных инстинктов, резкий протест трудного подростка против правил поведения во взрослом обществе. Укус оборотня усилил в Тали агрессию, которая найдет выход наружу в день полнолуния, когда девушка окончательно превратится в волка.

Оборотень Стига Свендсена, конечно, не чета своим американским собратьям. Внешне он мало чем отличается от обычного волка, разве что чуть больше размером. Однако режиссер умело создает саспенс, долгое время не показывая таинственного обитателя леса, используя резкий монтаж или же вид от лица зверя. Отдельно стоит выделить сцену в пещере — по великолепно снятому нападению оборотня сразу на несколько человек она едва ли уступает похожей сцене из «Людоеда», пусть хоррор-вестерн Антонии Берд несколько на другую тему.

Если поначалу нападения оборотня происходят в уединенных местах, то ближе к финалу лесное чудовище будет убивать людей прямо на улице, у всех на виду, не боясь быть схваченным. Молодой оборотень, бывший когда-то дочерью главной героини, ведет себя нагло, как подросток, открыто бросая вызов людям. Дилемма, стоящая перед ее матерью Лив Берг, непростая: убить собственное дитя, дабы спасти многих других людей, или же оставить его в живых. Конечно, до переосмысления библейской авраамовой жертвы режиссер Стиг Свендсен не поднялся (это скорее характерно для «Фанатика» Генри Бина), однако осложнил свое повествование еще одним конфликтом — между долгом полицейского и материнским инстинктом. Ведь убить своего ребенка, ставшего зверем, фактически означает убить оборотня в себе. Сможет ли Лив Берг сделать правильный выбор? И кто знает, как правильно поступить в этих непростых обстоятельствах, дабы в будущем не сожалеть о принятом решении? Фильм стоит посмотреть уже ради того, чтобы узнать ответы на эти вопросы!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)