DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Путешествующий в вечности прибывает сегодня

Этернавт 1969 / El Eternauta

Жанр: фантастика, постапокалипсис

Художник: Альберто Бреччиа

Сценарист: Эктор Оэстерхельд

Переводчик: Евгения Чуднова

Год издания: 2022 (в оригинале — 1969)

Издательство: Питер

Похожие произведения:

  • Нил Гейман «The Sandman. Песочный человек» (комикс)
  • Кормак МакКарти «Дорога» (повесть)
  • «Нити» (фильм)

Неудивительно, что у того, кто путешествует в вечности, было два рождения. Этернавт — бороздящий вечность. Он мог бы назвать сотни имен, и каждое было бы верным для него. Но если читатель хочет конкретики, то мог бы назваться Хуаном Сальво: игроком в труко, владельцем фабрики по сборке телевизоров, отцом десятилетней Мартиты и мужем красавицы Елены. Тем, кто выжил в инциденте, уничтожившем большую часть населения Латинской Америки, а может, и всего земного шара. Он сражался с инопланетными жуками и стрелял в людей, чей взгляд был безжизненным — их разум контролировали через передатчики, впившиеся в мозг длинными гибкими иглами. И видел хлопья жгучего черного снега, что нес с небес смерть всему живому. Но все это было, есть и будет когда–то. Пока же он путешествует сквозь время и пространство. Наблюдает, как гибнут империи, как люди раз за разом предают друг друга, бросают слабых на растерзание сильному в надежде отсрочить его кровавую поступь. Сколько бы имен ни носил он сам, важны для него лишь два: Мартита и Елена. Он жив лишь надеждой встретиться с ними вновь.

Переиздание оригинальной серии «Этернавт»

Впервые комикс «Этернавт» увидел свет в 1957 году в журнале Hora Cero, основанном братьями Хорхе и Эктором Оэстерхельдами — аргентинскими писателями и сценаристами. В первой версии, которая с тех пор завоевала титул классики аргентинского комикса, наметили основные черты: смертоносный черный снег, укрывший Буэнос-Айрес, могущественный враг, небольшие группы выживших и персонаж Этернавт — главный герой, неаккуратно воспользовавшийся машиной времени. Количество сюжетных допущений и интригующих поворотов велико. А внимательный читатель заметит, что тема с путешественником во времени, любима Оэстерхельдом.

Второе рождение комикса произошло в 1969 году. Сценарий доработали. Фантастическое приключение обернулось пугающим политическим триллером–притчей. А ясный рисунок Франсиско Солано Лопеса сменился на чернильный экспрессионизм Альберто Бреччиа. Последнее меньше всего понравилось читателям. В редакцию писали: не разобрать, что изображено. Издатель комикса опубликовал письмо с извинениями. Он разом и объяснял, что стоит дать шанс молодым авторам–авангардистам, и сетовал, что увлечение формой не должно идти во вред содержанию.

Публикация продержалась меньше полугода — с мая по сентябрь 1969-го. И в скомканном виде история была завершена. Последние серии — это попытка авторов впихнуть в трехстраничный выпуск события, которые растянулись бы на целую арку. Поэтому читать их действительно не очень удобно: не только избыток текста, но и слишком резво скачущие повороты сюжета. А рассказанной осталась лишь основная завязка: смертоносный снег, вторжение и то, как в период кризиса власть захватывают те, кто не раздумывая спустит курок.

В обновленном «Этернавте» фантастическая составляющая оказалась не самой важной. Гнетущее ожидание встречи с врагом длится и длится. В какой-то момент кажется, что нет никакой внешней разрушительной силы. Есть только панический страх выживающих и моральные дилеммы, которые они сами же создают и по-разному разрешают. Страх — главный враг героев «Этернавта». Но и робкая надежда на то, чтобы вверить свою судьбу тому, кто громко отдает приказы и бряцает оружием, — тоже не друг.

«Этернавт 1969» печатали порциями по три странички в журнале Gente (исп. «Люди»). Остальные страницы заполняли светская хроника, откровения телезвезд и интервью с аргентинскими генералами, которые всячески игнорировали те вопросы, которые в действительности стоило им задать: о политической борьбе, о жестокости, с которой подавлялись гражданские выступления, о грязных деньгах, об исчезновении людей.

Чернильно-черные, мрачные страницы «Этернавта 1969» выделялись слишком резким контрастом с прочими публикациями журнала. Как контрастировала сама действительность с тем, как ее пытались отобразить. И 1969 год постепенно превращался в 1976 — утвердивший военную диктатуру.

Всякий раз, рассказывая о творческом тандеме Оэстерхельда и Бреччиа, невозможно избежать контекста. Не упомянуть об участии Оэстерхельда в социалистическом движении и его борьбе, не только с пером, но и с винтовкой в руках, в составе партизан «Монтонерос». О том, что он сам, и его дочери, и их семьи исчезли в молохе революционной борьбы. А его верный соратник по комиксам Альберто Бреччиа и через десять лет после падения хунты отказывался отвечать на многие вопросы о старом друге. Все это наложило на их выдающиеся комиксы (в России изданы «Че», «Морт Синдер» и «Этернавт») особую черную печать.

Читать «Этернавта 1969» сегодня, в России 2022 года, тоже нелегко. Слишком ощутима его атмосфера липкого страха и ужаса будущего. В воздухе не вьются смертоносные черные снежинки. Но, кажется, они уже просыпались.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)