Исполнитель: Сруб
Название альбома: Веры Пиры
Жанр: Post-Punk, Folk
Страна: Россия
Лейбл: Self-released
Дата выхода: 22 мая 2022
Много по сибирской тайге забытых деревень, домов да неприметных срубов. Но есть один, который нельзя не приметить, — и это новосибирский «Сруб». В почти зеркальную дату — 22.05.22 — группа выпустила очередной полноформатный альбом. Спустя год, стоит заметить. И такая продуктивность ничуть не повредила качеству материала, который все так же радует разнообразием.
Главная особенность песен всего творчества группы — сочетание пост-панка и готик-рока в музыке с голосом вокалиста, который раскрывает всю суть слова «народный». Если спросят, есть ли музыкант, в которого можно без раздумий ткнуть пальцем и сказать, что вот он — представитель русской культуры, то одним из таких будет Игорь Шапранский, лидер и голос формации «Сруб».
Говорят, магия существует только на страницах книг. Но это не так. Вся музыка «Сруба» пропитана волшебством, а голос вокалиста… Сложно дать исчерпывающее описание тому, какое действие он оказывает на слушателя. Есть группы, заигрывающие с демонизмом, религиозными мистериями, древними хтоническими силами и мифологией, которая уходит корнями в глубину веков задолго до era vulgaris. Чтобы понять, о чем поют такие музыканты, хорошо бы иметь хоть какой-то литературный багаж.
«Сруб» же идет по другому пути. Их творчество будет понятно большинству, хотя тематика песен и лежит в мистике. За каждым деревом, среди густой травы, под каждым пнем или на заросшем речном берегу можно увидеть образы из песен группы. А что может быть ближе к народу, чем его сказы и родные места?
Укрой меня, ведьма-мать,
Я готов танцевать под луной
Пьяный и голый.
Я боюсь вспомнить путь домой.
Забудь меня, хворый лес,
Я кричу бегу дней: «Постой,
Черное поле,
Я вернусь догореть с тобой!»
«Сруб», «Окрест»
Можно не понимать посыл, не находить сюжета в текстах, но видеть самое действие — при прослушивании альбома картины в голове возникают сами собой. Потому что эти словесные образы нам всем хорошо знакомы. В этом смысле «Сруб» чем-то похож на раннее творчество группы «Алиса» — та же изнанка привычного мира, тот же темный фольклор.
Пробежимся по наиболее сильным композициям альбома.
«Запивали росой». Песня-открывашка похожа на начало какого-то праздника: все легко и непринужденно, весело и задорно. Ощущение — словно вышел на весеннюю поляну, когда вроде и солнышко греет, но и костер надо бы разжечь.
Второй трек — «Бесы» — по смыслу уже ближе к названию и обложке альбома. Музыка здесь — как будто все тот же фолковый пост-панк, но от этой песни, в отличие от предыдущей, куда больше веет мистикой. И в то же время, если «Запивали росой» хорошо подходит для хоровода, то под «Бесов» больше тянет устроить застолье в какой-нибудь корчме с последующими плясками на столах. Наверное, именно так и отдыхают настоящие бесы.
Третья по списку и первая по впечатлению песня называется «Погосты». Она безусловно претендует на звание фаворита благодаря своей энергетике. Возможно, дело в грамотной раскачке слушателя. Сначала музыканты вводят в легкий транс простым и четким ритмом и чарующим вокалом. Затем сбавляют темп, приучают к новому мироощущению и… повторяют все это еще раз. После чего врывается припев… Нет. Не так. Он ВЫРЫВАЕТСЯ, как пламя из печи — пинком вышибает душу из тела, и та растворяется в новой свободе.
Песня «Веры Пиры» начинается с глубоких ударных и горлового пения… Постепенно подключается гитара… И вместе с басом вступает привычный нам вокал, хотя горловое пение продолжает звучать на заднем фоне. Интересный момент: с начала куплета темп ускоряется, а ритмический рисунок немного меняется, — но! — это совершенно не меняет настроения самой песни и ее восприятия, как обычно бывает. Здесь вступление не просто подготавливает слушателя к основной части «повествования», а незаметно, но сразу вводит в песню.
«Молитвы злых цветов». Баллада вобрала в себя дух всех предыдущих альбомов. Влияние двух последних опусов ощущается наиболее сильно, но здесь можно услышать и шепоты из куда более ранних работ. Хоть в названии и есть слово «молитва», сам трек больше напоминает лебединую песню, в каждом слове которой слышно сожаление.
«В местный лес» — самая готично-постпанковская песня в альбоме. А может — и во всем творчестве группы. Музыка не слишком отличается от того, что обычно выдает коллектив. Разве что появился синтезатор, придав музыке что-то… советское. А вот вокальная партия все время придерживается канонов готик-рока, без фирменных фолковых распевов. И в тексте встречаются строки не только про лес, но и про городской пейзаж, что добавляет песне колорита.
Оставшиеся композиции нельзя назвать проходными, они не утомляют. Просто в них не нашлось того, что задевало бы за живое так, как это делают перечисленные треки. Альбом, вероятно, в какой-то степени однообразен, но тем не менее самобытен. Поэтому его можно рекомендовать не только любителям жанра, но и всем, кто не гнушается слушать русскоязычные песни. Да и просто для расширения кругозора ознакомиться полезно.
Комментариев: 0 RSS