DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Унаги-маки из адской бяки

GetsuFumaDen: Undying Moon

Дата выхода: 17 февраля 2022

Страна: Япония

Жанр: платформер, слэшер

Разработчик: Konami

Издатель: Konami

Платформы: ПК, Nintendo Switch

Похожие игры:

  • Salt and Sanctuary (2016)
  • Blasphemous (2019)
  • Давненько японцы из Konami не радовали нас чем-нибудь примечательным. А ведь за плечамм этой легендарной компании — серии Silent Hill, Metal Gear и многие другие культовые игровые франшизы. К сожалению, в последнее время фирма движется по довольно странному вектору «развития», переключившись с интересных игровых проектов на пачинко-автоматы, слот-машины, спортивные менеджер-симуляторы сомнительного качества и «коллекционные» издания пыльных древностей с Game Boy Advanced. Одним словом, занимается чем угодно, кроме выпуска свежих и оригинальных произведений, способных вернуть былое доверие фанатов и привлечь новых игроков. Видимо, задним числом осознав, что это окончательный и бесповоротный путь в никуда, маститый издатель наконец-то представил игровой общественности (в том числе и западной) достойный продукт. Называется он GetsuFumaDen: Undying Moon. И с ним тоже не все так просто — по сути это прямое продолжение древнего hack-and-slash’а GetsuFumaDen, вышедшего аж в 1987 году и распространявшегося исключительно на территории Японии, а потому мировому сообществу практически неизвестного. А ведь для своего времени этот тридцатилетней выдержки раритет был довольно примечательным и очень крепким середнячком, сочетающим проверенные игровые механики с колоритным ориентальным сеттингом и бодрым геймплеем. Не совсем понятно, почему именно сейчас выбор пал на этого безвестного ветерана японского игропрома, но студия GuruGuru, получив отмашку боссов из Konami, начала разработку идейного продолжения c завидным энтузиазмом, и сегодня мы имеем удовольствие в полной мере насладиться детищем их трудов. При этом Undying Moon не унаследовала практически ничего от оригинала (кроме самого сеттинга), нисколько при этом не проиграв. Но обо всем по порядку.

    В оригинальной игре речь шла о древнем аристократическом клане Гетсу (яп. «луна») и трех братьях, которые должны были уберечь мир людей от посягательств подземного мира и его повелителя — гигантского короля демонов Рюкотсуки. В итоге выстоял только младший – тот самый Фума (историческая отсылка к легендарному японскому предводителю клана ниндзя Фума Котаро, сыгравшему важную роль в сражениях сэнгоку дзидай), поклявшийся отомстить за братьев и исполнить священную миссию. События Undying Moon разворачиваются много времени спустя после победы Фумы над силами Зла. Каким-то образом грань между мирами снова истончается, и демоны подземного мира близки к тому, чтобы погубить все, что поклялся оберегать главный герой. Нам предстоит спуститься и бесстрашно пройти чудовищные круги японского ада, вновь встретиться с самим скелетоподобным Рюкотсуки и массой других циклопических ёкаев и окончательно устранить потустороннюю угрозу.

    Раз уж мы коснулись сюжета, сразу оговоримся, что он здесь играет исключительно вторичную роль, являясь лишь аппетитной заправкой для основного блюда – ураганного и техничного геймплея. Сюжетные вставки подаются скудными порциями посредством небольших текстовых огрызков на экранах загрузки между уровнями или на специальных родовых монолитах, периодически попадающихся главному герою в самой игре. У многих игроков при первом знакомстве с GetsuFumaDen может вызывать смущение отсутствие локализации, но смеем успокоить: текста здесь настолько мало, а сюжет столь второстепенен, что вы можете смело погружаться в мир японской чертовщины и даже с уровнем владения английским «лет ми спик фром май харт» не упустите решительно ничего важного. А вот «Визином» рекомендуем запастись заранее: от местных захватывающих дух красот глаза будут слезиться регулярно, притом исключительно в хорошем смысле.

    Визуал — пожалуй, самая сильная составляющая этого причудливого хардкорного рогалика, которого почти никто не ждал. Вся игра целиком и полностью исполнена в невероятной стилистике классических японских гравюр укиё-э периода Эдо и заимствует многие образы, сюжеты и бестиарий непосредственно у великих мастеров направления, таких как Коцусика Хокусай и Утагава Куниёси. В динамике результат выглядит как ожившее историческое полотно и чем-то неуловимо напоминает отчасти схожие по стилистическому решению и пленяющие картинкой Okami и Child of Light. Детально проработанные локации, с каждым уровнем раскрывающие перед игроком новый «инфернальный» биом, поражают воображение и заставляют разглядывать каждую мелочь. Крутые каменистые спуски к адским вратам, заснеженные горные вершины, заброшенные и оскверненные пагоды, пенящееся «хокусаевскими» волнами морское побережье, таящие опасность роскошные дома минка с цветастыми бумажными перегородками фусума – каждый «задник» радует глаз, а порой и готовит неожиданные сюрпризы в виде оживающих на ходу интерактивных элементов, пытающихся вмешаться в игровой процесс. Не менее приятное впечатление оставляет зримое воплощение местного пестрого бестиария, в основном позаимствованного из богатой на всякую жуткую хтонь японской мифологии и ранних кайданов и состоящего из целого калейдоскопа всевозможных демонических существ-ёкаев, от сверхпопулярных они и кицунэ до совсем малоизвестных широкой публике представителей ориентального зверинца. Каждый из монстров уникален и имеет свои индивидуальные атаки и примитивные поведенческие паттерны. К примеру, могучие они вооружены огромной дубиной канабо, яростно бросаются на героя, едва его заприметив, и пытаются сделать из него форменную отбивную. Циклопические горящие головы в колесе – ванюдо – курсируют по платформе, пытаясь «переехать» и поджечь любого нарушителя их демонической зоны комфорта. А мертвые скелеты-асигару, напротив, вовсе не спешат познакомиться со смертоносными катанами нашего героя, но будут обстреливать его градом стрел в зоне своей видимости. Отдельный вид прекрасного — местные боссы, которые по масштабам вполне сопоставимы с титанами из Shadow of the Colossus, только в двухмерном эквиваленте, и способны не только вызвать восхищенное «вау», но и с пары ударов отправить персонажа к самому началу его путешествия, а изрядное количество ваших нервных клеток – к окончательному и бесповоротному уничтожению. Впрочем, об этом мы еще скажем пару ласковых чуть ниже.

    Музыкальное сопровождение нисколько не уступает выразительной картинке, гармонично дополняя ее атмосферными традиционными мелодиями, обрамляющими звучные крики демонов и свист мечей. Отдельной неожиданностью для кого-то может стать внезапное рэгги в местном хабе, где можно затариться новым модным самурайским шмотом и прокачать навыки владения оружием. Впрочем, игра не стесняется порой показывать некоторую самоиронию и забавный гротескный юмор, присущий скорее современной японской поп-культуре.

    Впрочем, пора от пространного описания местных экзотических красот резко, как бросок заточенного кунаи, перейти ко второму жирному плюсу в копилке GetsuFumaDen – геймплею. А он представляет собой самый что ни на есть классический roguelike-платформер с динамичной 2D-анимацией и до боли напоминает лучших современных представителей жанра в лице Dead Cells или относительно недавнего Blasphemous. При этом герой нашего обзора практически не отличается какими-либо сверхоригинальными механиками и инновационными приемами. Главный плюс: всё, то что мы тут имеем, работает! И притом отменно, как японские часы. Наш героический ниндзя-аватар прыгает-бегает-перекатывается в сторону выхода с очередного процедурно генерируемого уровня (для перемещения по карте, к слову, предусмотрена весьма удобная система телепортаторов), истребляя по пути орды враждебно настроенных демонов самыми жестокими способами. Для этого у него в арсенале имеется аж четыре свободных слота для орудий умерщвления — два под вундервафли условно ближнего боя и, соответственно, два для дальних атак. Арсенал весьма обширен — от традиционных катан и лука со стрелами до экзотических стальных вееров, парящих бумажных зонтиков и мощных многозарядных мушкетов. Кроме того, каждое оружие ближнего боя имеет два режима, порой разительно отличающихся друг от друга по «функционалу» – от парирования, быстрого добивания и веерных атак до того самого медленного парения на дырявом антикварном зонтике через яму с кольями. Каждая единица вооружения хороша по-своему и может быть более или менее успешна против различных порождений местного ада. Кроме того, все их можно прокачивать, повышая урон и усиливая дополнительными характеристиками, а также прокачивать и особые перки нашего альтер-эго. Для этого по всем законам жанра необходимо лутать поверженных противников и щедро разбросанные по карте сундуки. Пожалуй, главной особенностью и изюминкой новой GetsuFumaDen является специфическая система прогресса: прокачивая оружие, вы будете находить уже усовершенствованные его версии после каждой гибели. А тут сразу возникает и вторая вишенка на торте – хардкорный в целом подход к прогрессу прохождения а-ля Hades. Умирает наш герой с пары крепких пинков, склянки со здоровьем попадаются чудовщно редко и восполняют не столь много, а почти каждый поединок с боссом — вызов в стиле Dark Souls. Поэтому даже на «легком» уровне сложности (а всего их тут два) вам скорее всего придется отдать душу Аматэрасу не раз и, возможно, даже не один десяток раз, прежде чем придет нужный скилл и четкое понимание, как вести себя в той или иной ситуации. А еще, завершая разговор об оружии, хочется отметить, что оно здесь отлично «чувствуется»: почти каждым экземпляром удобно и приятно управляться, оно функционально и полностью соответствует своему назначению, что можно встретить далеко не в каждом представителе жанра. А какие здесь смачные и брутальные добивания…

    Вот, в общем-то, и весь нехитрый аттракцион, но работает он так качественно, что за уши не оттянешь. Впрочем, без минусов тоже не обошлось. Во-первых, местная процедурная генерация, которая сделана довольно примитивно и раз за разом заполняет пространство уровня предметами и элементами окружения в крайне схожих комбинациях и местах, что через некоторое время начинает раздражать и вгонять в легкое уныние. Во-вторых, необоснованно завышенная сложность — что, впрочем, для хардкорных игроков может, наоборот, обернуться жирным плюсом. В любом случае порог вхождения тут довольно высокий, что автоматически делает Undying Moon проектом не для всех. Ко всему прочему, в игре отсутствует какая-либо особая «глубина» и претенциозность, она совершенно не стремится показать нечто инновационное или прыгнуть выше головы. Это прямой, как рельса, рогалик, который честно отрабатывает заявленную программу, а подкупает он необычным визуальным стилем и приятным медитативным игровым процессом. На несколько бередящих душу настоящего самурая холодных дождливых вечеров – самое то.

    Резюмируя все вышесказанное: GetsuFumaDen:Undying Moon — это сочно, мощно, восточно, немного хардкорно и очень-очень красиво и зрелищно. Без намека на новое слово в геймдеве или претензий на культовость, но в целом настоятельно рекомендуется всем поклонникам жанра, любителем японских средневековых ужасов и оригинального аудиовизуального опыта. Как говорят у нас в префектуре: «Зонтик поднял самурай – плачет в ужасе ёкай. На потеху ниндзям всем – нате GetsuFumaDen!»

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)