Исполнитель: Рабор
Название альбома: За околицей
Жанр: Neofolk, Ambient
Страна: Россия
Лейбл: Self-released
Дата выхода: 29 мая 2023
Этот костромской проект был образован в 2014 году музыкантом Евгением Новиковым, известным по Martirolog и The Ad Libitum. С самого начала существования «Рабо́ра» Евгений придерживался эмбиент- и данжеон-синт-основ. Позже это переросло в своего рода исследование корней русской народной музыки и фольклора от языческих времен до периода двоеверия. Музыка обогатилась звучанием аутентичных этнических инструментов и (в меньшей степени) атмосферного эмбиента.
Уже первый альбом, «Источник» (2014), привлекал своей чарующей лесной атмосферой. Второй студийник, «Корни» (2018), больше посвящен быту и традициям русского крестьянства XIX века. Стоит отметить, что на этом этапе «Рабор» из one-man-band-проекта превратился в полноценный коллектив, что не могло не сказаться на общей музыкальной палитре.
Третий по счету релиз, получивший название «За околицей», появился после привычной продолжительной паузы. В концептуальном плане альбом развивается в том же направлении, что и «Корни». В основе его лежат народные песни — подблюдные, свадебные, хороводные, зажиночные, а также заговоры и щедровки. Многие из них были обнаружены в ходе этнографических экспедиций. В большинстве своем материалы родом из сельской местности Костромской области («Илею»), но есть материал из Краснодарского края («На Ердани») и из Брянской области («Колосок», «Жнивная»), а также полноценные авторские композиции («Скиталец») — вокальные и инструментальные. Все они положены на оригинальную музыку и мастерски аранжированы, с сохранением заводной ритмики и удивительно слаженной полифонии.
В работе над альбомом использован внушительный арсенал инструментов: лировидные и крыловидные гусли, домра, мандолина, колесная лира, а также варган, колюка, свирели, жалейки, пастуший рожок и многое другое. Кое-где можно услышать виолончель, скрипку и даже бауран (ирландский бубен). Помимо этого, «Рабор» продолжает традиции хорового многоголосия — благодаря расширенному составу певцов обоего пола материал звучит выразительнее и масштабнее.
Альбом получился насыщенным по настроению и содержанию. Здесь можно выделить как живописные композиции-панорамы («За околицей») с поэтическими нотками, так и размашистые хороводные темы («Вьюн на воде»), завлекающие своим мажорным ритмом и безупречно стройными хоровыми напевами. Есть здесь и более мрачные, мистические песни («Полуночница»), почерпнутые из труда Б. А. Рыбакова «Язычество древних славян», обрядовые темы («Вкруг поля ходили», «Батюшка Егорий»), связанные с началом весны и первым выгоном скота на пастбища, и отрешенные созерцательные ландшафты, пронизанные ночной атмосферой («К последнему берегу»).
Особый колорит композициям добавляют вставки сэмплов и полевые записи с аутентичными речами сельских старожилов, отдельными напевами, мелодиями гармони, звуками повседневного деревенского быта. Ну а легкий эмбиентный фон окутывает все это невесомой дымкой загадочности. Кажется, он стирает грани между отдаленным прошлым и настоящим и заставляет время застыть на месте, как это часто ощущается в сельской местности.
Погружаясь в эти ритмично-цикличные мелодии, слушатель словно впитывает эту жизнь с ее незатейливой красотой и естественностью. Именно через музыкальный аспект порой приходит понимание того, как жили наши предки. Родное село с его общинным укладом, постоянным тяжелым трудом и близостью к природе было для них целой вселенной. За околицей же простирался совершенно иной мир — загадочный, порой пугающий, но будоражащий воображение и пробуждающий творческое начало.
«За околицей» — это впечатляющая живописная работа, вызывающая эффект полного присутствия и позволяющая забыть о современной цивилизации. Витиеватый, но в то же время удивительно гармоничный музыкальный узор, в котором важен каждый элемент. В совокупности же это единое полотно, способное приподнять завесу прошлого и помочь лучше понять родную культуру.
Комментариев: 0 RSS