DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Анархия — мать порядка

Судная ночь 2 / The Purge: Anarchy

США, Франция, 2014

Жанр: триллер

Режиссер: Джеймс ДеМонако

Сценарий: Джеймс ДеМонако

В ролях: Фрэнк Грилло, Кармен Эджого, Зак Гилфорд, Киле Санчес

Похожие фильмы:

И снова наступает самая долгожданная ночь в году… Нет, не Рождество. Это ночь, когда все законы отменяются, и каждый может выплеснуть агрессию и ненависть — или забиться в укрытие и молиться, чтобы дожить до утра. В сиквеле «Судной ночи» переплетаются сразу три истории: отец погибшего мальчика жаждет отомстить убийце; семейная пара оказалась в эту ночь на улице из-за сломавшегося автомобиля; мать и дочь заперлись в своей квартире, но неожиданно исчезает отец семейства, а вовнутрь уже проник похотливый домовладелец…

Что нужно для того, чтобы оригинальный фильм получил сиквел, а то и превратился в «долгоиграющую франшизу»? Понятное дело, кассовые сборы (в идеале — при маленьком бюджете). Полезно, если хоть кто-то из героев оригинала останется в живых (хотя бывают и исключения — «300 спартанцев: Расцвет империи», например). Но главное — тиражируемый сюжет. Зубастики в городке, много зубастиков в городке, зубастики в мегаполисе, зубастики в космосе. Фредди Крюгер убил подростков, Фредди Крюгер убил других подростков, Фредди Крюгер убил пациентов в психушке, и так далее… А попробуйте «продолжить», например, «Титаник» или «Меланхолию»?

В этом смысле «Судной ночи» повезло. Многократно окупив свои скромные вложения, она использовала универсальный сюжет, создав не просто одну историю, а настоящую «альтернативку»: мир, где раз в году можно все — убивать, грабить, насиловать… Праздник непослушания  — чернушная версия. Тут можно каждый раз начинать заново — и будут получаться новые фильмы, потому что количество потенциальных сюжетных и социальных коллизий — огромно. Если вы смотрели оригинал, то помните, что речь там шла о семье «торговца защитным оборудованием», которая подверглась нападению «охотников» — тех, кто не прячется в Судную ночь, а целенаправленно идет убивать. История получилась в меру клаустрофобная, в духе «Комнаты страха», с яркими актерскими работами Итана Хоука, Лины Хиди и Риза Уэйкфилда.

Обычно сиквелы делаются по принципу «дайте того же самого, только в два раза больше». «Судная ночь 2», к чести режиссера и сценариста Джеймса ДеМонако, не замыкается в еще более большом и защищенном особняке, а напротив — выталкивает своих героев на пустые опасные улицы. Теперь вместо того, чтобы бегать по дому, герои целенаправленно двигаются из пункта А в пункт Б, сталкиваясь с самыми различными угрозами: бандой молодчиков в жутких масках, вооруженными до зубов военными в грузовиках, одиночками-маньяками, обиженными домочадцами… При этом жанрово картина становится ближе к таким фильмам, как «Бегущий человек», а местами — и к «Хостелу 3» (сцены аукциона за «живой товар»). И это хорошо. А вот что плохо, так это то, что в фильме основательно провисает вступление — пока все три сюжетные линии завяжутся в один узел, проходит едва ли не треть фильма. При этом герои, как на грех, никуда не торопятся — в прямом смысле слова. В одной только сцене закрытия кафе фраза «Береги себя» звучит раз десять — дежавю, да и только!

Стоит предъявить претензии и к образу главного героя: если в оригинале герой Хоука и не был «совсем правильным» (все-таки поставлял клиентам туфту вместо защиты), то он хотя бы вызывал сочувствие, потому что защищал свою семью. В сиквеле основной сюжет крутится вокруг отца-мстителя, который хочет убить человека, принесшего ему горе. Причем убить он его мог бы в любой момент — но ведь тогда его ждало бы суровое наказание! Получается, он «приберегал» месть на Судную ночь, чтобы защитить свою шкуру? Как-то не складывается образ рыцаря в белых доспехах.

Концовка оригинала также намного сильнее малоубедительной концовки сиквела. Но худшие проблемы «Судной ночи 2» еще впереди.

Трудно поверить, что режиссером и сценаристом обоих лент был один и тот же человек. Уж слишком много недостоверностей и логических дыр в сюжете сиквела, в поведении героев, в их мотивации. Например, в самом начале фильма мать и дочь теряют своего деда — единственного мужчину в семье. Причем теряют довольно драматично. И что? Дед просто выпадает из сюжета, и героини полностью «забывают» о нем через пять минут. Крайне недостоверно — хоть бы всплакнули по дороге… А почему нужно устраивать такой сложный план, чтобы добыть машину? Вокруг полно припаркованных машин, которые можно безнаказанно угнать! Трудновато с логикой и у нехороших полицейских — зачем им гоняться за вполне определенными жертвами, когда для их целей сгодились бы любые люди? Нет же  — они будут вламываться только в заранее запланированные дома, разбросанные по всему городу! Странной получилась и сцена визита героини к подруге — мы уже видели из оригинала, как коварны могут быть в Судную ночь самые близкие люди. Что уж говорить о знакомых по работе в забегаловке? Неужели так легко поверить и открыть дверь коллеге (а вдруг она с ножом!), которая еще и привела с собой кучу народу (и все наверняка с ножами!)

А еще «Судной ночи 2» отчаянно не хватает «злодея»-антигероя. В оригинальном фильме Риз Уэйкфилд сыграл небольшую, но крайне яркую роль лидера банды психопатов, атакующих дом. В сиквеле «злодеев» слишком много, при этом они выглядят мелковато — как те парни с пугающими масками, на деле оказывающиеся мелкими «шестерками».

Кроме того, по законам сиквелов, теперь знакомых лиц в касте не найдешь. Да, Фрэнк Грилло играл в «Первом мстителе 2», «Схватке» (которая про волков), «Забери мою душу» и «Дне матери», но ни имя, ни лицо его не запомнилось. Зак Гилфорд запомнился по слабому «Пришествию дьявола» - и то из-за комического сходства с героем франшизы «Очень страшное кино». А вот кто такие Кармен Эджого, Киле Санчес и другие — тут уже надо лезть в кинобазы и смотреть, что это за люди (ой! Киле Санчес играла в «Остаться в живых». Ну ладно…)

И хотя в «Судной ночи 2» найдется немало отличных кусочков — сцена «продажи» пожилого человека на заклание, фрагмент с заглохшей машиной перед самым началом Судной ночи, несколько экшн-сцен — в целом она оставляет ощущение классического «сиквел хуже оригинала». А то, что в прокате идет лучше, чем первый фильм — так как раз зачастую и бывает — и «Фантазм 2», и «Пила 2», например, стали самыми кассовыми фильмами своих франшиз, но получили они их «по инерции» первого фильма, а не за собственные заслуги.

Хватит ли «Судной ночи» запала превратиться в полноценную франшизу, выдав на-гора третью серию и так далее? Шансы неплохие — все-таки сборы сейчас решают все. Но обходиться с этим материалом надо бережнее. Потому что сюжеты, где кровавое насилие соседствует с мощным социальным подтекстом, надо еще поискать. Так что продолжится ли «Ночь» в третий раз — судить вам, дорогие зрители!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)