Именно так, с явным и богохульным намеком на евангельские блаженства, назвали свой альбом великие Morbid Angel – но, среди музыкантов, разумеется, не они первые и не они последние посвятили теме болезни (реальной или метафорической) часть своего творчества. О нескольких примерах мы сегодня и поговорим…
Отдельные болезненные нотки…
Несколько наиболее ярких примеров можно выудить из копилки индастриэл и сопредельных ему стилей. Здесь и The Moon Lay Hidden Beneath the Clouds, одна из самых ярких композиций которых могла бы называться «Антонов огонь» и посвящена средневековым эпидемиям эрготизма, отравления спорыньей. Пример более жуткой песни еще поискать – особенно если понимать, о чем поет Альсбет. Найти ее можно на втором альбоме группы «Amara Tanta Tyri», это четвертый трек – как известно, названий своим композициям этот коллектив не давал принципиально.
Если уж говорить об отдельных песнях, то нельзя не пройти мимо Coil с их легендарным альбомом «Love's Secret Domain»: в одноименной песне звучит цитата из знаменитого стихотворения Блэйка – «О, роза, ты чахнешь…», но в самом тексте песни образы уносит в совсем другом, еще более зловещем направлении. Там же, к слову, есть композиция с забавным названием «Диско госпиталь». Ну и в целом, альбом
Диаманда Галас тоже не могла пройти мимо этой темы: один из ее концертных альбомов называется «Plague Mass», то есть «Месса чумы» – и посвящен он «чуме XX века» – СПИДу. Опять же – звучит это на редкость жутко: то, что на диске записан, по сути, только голос певицы и ее игра на фортепьяно, не помешало знаменитому метал-журналу «Terrorizer» включить альбом в список «100 самых важных альбомов 90-х».
Канадская индустриальная группа «Skinny Puppy», название которой переводится как «Тощий щенок», намеревалась описывать жизнь с точки зрения собаки – и не могла не затронуть и интересующие нас темы: среди названий альбомов не трудно обнаружить этакую трилогию – «Укусы», «Бешенство», «Ремиссия». Для тех, кто вообще не знаком с творчеством группы, нельзя не порекомендовать компиляцию, объединяющую два из этих альбомов – «Remission & Bites». Это типичные ранние SP, еще играющие EBM, но уже закрученный и в хорошем смысле слова «больной» – и на этих альбомах были представлены легендарные хиты: «Smothered Hope», «Solvent», «Sleeping Beast» и, конечно, великая «Assimilate». Для тех, кому эти песни покажутся слишком резкими и безумными, группа позднее выпустила релиз под названием «Spasmolytic» - то еще обезболивающее, надо сказать.
Гром тяжелого металла
С самого первого появления дэт-метал и, тем более, грайндкор, просто не могли пройти мимо темы различных заболеваний, разной степени отвратительности: шутка ли – уже второй альбом группы Death назывался «Проказа».
Отдельных песен, так или иначе посвященных этой теме, вообще не перечесть, но некоторые нельзя не упомянуть: к примеру, Pungent Stench, словно подшучивая над вышеупомянутым треком Coil, записали композицию «Klyster Boogie» – название можно перевести как «Буги-вуги клизма», хотя написание немного изменено.
Ну и, конечно, говоря об этой теме, нельзя не пройти мимо Morbid Angel и их грандиозного шедевра «Blessed Are The Sick», тем более что в прошлом году вышло его ремастированное переиздание.
Это напористый, свирепый дэт-метал альбом, в котором иногда проскальзывают нотки грайнда – и буквально пропитанный атмосферой по-настоящему больного оккультизма: образы из произведений Лавкрафта, Великие Древние и Безумный бог Азагтот возникают и в текстах песен и в воображении слушателя. Собственно – именно атмосфера этой пластинки и позволяет ее отнести к нашей теме: даже соло здесь звучат как-то по особенному болезненно – не говоря уж о том, что мало кому удавалось заставить звучать настолько угрожающе… обычную флейту.
Понятно, что они – далеко не единственные металлисты, вдохновлявшиеся темой болезней: в экстремальных направлениях «тяжеляка», куда ни плюнь – не в Pestilence, так в Haemorrhage попадешь. В гор-грайнде, опять-таки, что названия групп, что треков, зачастую, похоже, берутся из «справочника молодого патологоанатома». С другой стороны, как задумчиво сказали в свое время участники Cannibal Corpse: «Ну, в самом деле, сколько еще отвратительных процессов может протекать в человеческом теле?». Гораздо интереснее поискать музыку, которая сама по себе воспринимается как «больная».
Диагноз каждый ставит сам
На самом деле какую музыку считать больной – дело вашего вкуса, воспитания, эрудиции. Поклонники классики, скорее всего, запросто посчитают «больной» японскую или китайскую традиционную музыку, почти любого неподготовленного слушателя вгонит в ступор индийская рага… В современном мире то и дело возникает вражда между поклонниками разных стилей: к примеру, в свое время металлисты чуть не в драку лезли на рэперов, потом дэтстеры плохо переваривали блэкарей, даром, что корни у этих направлений общие.
Есть тем не менее и весьма… красочные примеры. Простой американский еврей берет альт-саксофон и начинает играть такое, что металлисты бледнеют и крестятся: Джон Зорн и его эксперименты начала 90-х… Аккуратный, интеллигентного вида японец в очках садится за ноутбук и извергает потоки такого, кхм… звука, что выдержать его – нужно особое мужество и подготовка. Merzbow – в свое время, кстати, приглашенный в нашу страну, выступить на… джазовом фестивале.
С другой стороны, многие сами ставят подобный «диагноз» себе и свой музыке, а потом несут его с гордостью – возьмите панков или сайкобиллов. К примеру, в Японии действует группа Tokyo Cramps: как не трудно заподозрить, это кавер-группа, исполняющая песни The Cramps и даже подражающая им по имиджу. Один из альбомов так и назывался «Sick Baby Sick» (2010). Сама, правда, группа, довольно-таки на любителя: по сути, их подражание звучит более-менее близко к незабвенному оригиналу, но перегрузкой гитар они все же злоупотребляют. С другой стороны, какой поклонник хоррора откажется послушать новые версии таких песен, как «Я был подростком-оборотнем», «Большой черный ведьмовской рок» или «Чудовище из лагуны черной кожи»? Вторую и третью из перечисленных песен, кстати, можно искренне рекомендовать: эти «коврики», безусловно, удались, есть в них тот самый дух безумного сайко и его же угрюмая размеренность. Есть сайко-группа «Sick Sick Sinners» («Больные-больные грешники»), в дискографию которых входит мини-альбом «Hospital Hell» («Больница Ад»). Тоже довольно своеобразные парни: нечто похожее, наверное, получилось бы, если бы Лемми решил поиграть сайко. Ритмика и мелодика – да, та самая, но с тяжестью и свирепостью вокала, кажется, немного переборщили. В результате возникает забавное ощущение: по отдельности песни воспринимаются неплохо, но в большом количестве кажутся однообразными и несколько утомительными. Впрочем, наверное, такими записями неплохо подсаживать правоверных металлеров на сайко.
В общем, болезни и музыка – темы не такие далекие, как может показаться на первый взгляд, и пересекаются они под разными, не всегда предсказуемыми углами. Так что – удачно вам поболеть, если возникнет такое желание.
Комментариев: 0 RSS