DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Больше, чем сказки. Часть 1

Для наших предков способность видеть астральных существ была обычным явлением. К миру духов они относились проще. А на случай бунта тех самых существ существовали заговоры и магические средства во имя их усмирения. Со временем наши навыки были утрачены, легенды и предания превратились в сказки, тогда как ранее эти истории были пересказом реальных мистических историй, случавшихся с обычными людьми.

Давайте рассмотрим некоторых сказочных персонажей.

Баба-Яга

Проводник в портал иногда выполняет двойную функцию. Например, первое побуждение Бабы-Яги — съесть Ивана-царевича. Её избушка на курьих ножках стоит на границе времен, и она обязана уничтожить каждого любопытного, который своими неосторожными действиями может нарушить Материю Времени, и тогда наш мир, мир материального, смешается с Астралом — миром тонких тел. Возникнет хаос, сущности из параллельного мира будут стремиться сожрать тела физические.

Баба-Яга, несомненно, относится к черным магам, но подобное положение вещей ей не на руку. Она первая, кто пострадает в результате слияния двух миров. Почему она не стремится сожрать Ивана-Царевича? Да потому, что он владеет тайными знаниями.

Баба-Яга говорит:

— Откуда пожаловал?

На что он отвечает:

— Сперва баньку истопи, меня накорми, потом говорить будем.

Что же заставило её сменить гнев на милость? Дело в том, что баня и еда, которую готовит колдунья гостю, не совсем обычные. Мир духов, в котором могут присутствовать и мёртвые, не должен заподозрить чужака. И баня, и еда могли быть... несколько специфическими, т. к. были рассчитаны на то, чтобы духи не учуяли «русский дух». Иначе главный герой не вернется в мир живых.

Вполне возможно, что Иван-царевич — сын влиятельных родителей и обучался эзотерическим практикам у какого-нибудь мага. Это сейчас книги по эзотерике и необходимые обрядовые элементы может приобрести любой желающий. А в те времена «высшее знание» тщательно охранялось «избранными».

Получается, образ Бабы-Яги — это синтез двух миров. Её избушка на курьих ножках стоит на границе, а сама она является постовым.

Проводник в иной мир встречает душу человека на кладбище, с ним он беседует о прошлой жизни, расспрашивает об близких и родных людях. (У древних славян считалось, что мертвые наблюдают за живыми. Считалось, если из живых кто-то сказал что-то плохое про покойника, мертвые отомстят за него. Возможно, поговорка «О мёртвых либо хорошее, либо — ничего» являет собой отголосок давнего суеверия. Смерть у славян считалась моментом перехода в иное измерение, и когда кто-либо умирал, на 40 дней открывался портал в иное измерение. Поэтому даже с приходом православия культура похоронного причета сохранялась.) Проводник также знакомит покойного с правилами этикета в ином измерении, дает ему ценные указания, как ему следует вести себя в переходном состоянии. Они нужны для защиты от низших духов, населяющих кладбище. Большая часть из них утратила человеческое сознание.

Злые низшие силы в той или иной степени могут вредить людям. Этим духам «дается» подобное состояние в нагрузку за бесцельно прожитую жизнь, т. к. и у славян, и православных деревенских жителей жизнь представляла собой круг — на каждом определенном цикле круга человек проходил инициацию на новый жизненный этап: рождение, детство, отрочество, женитьба, семья, старость, смерть.

Непрохождение данных этапов порицалось и в древности, и в средневековье, и после смерти, причем немедленно, следовало наказание за расход невосполнимого ресурса — времени.

У славян ведьмы (знахарки, «бабки») считались просто ведающими, к ним часто обращались за услугами акушерки или при переезде в новый дом. К их услугам прибегали часто, уважали и ценили, да и боялись... Обращались к ним не только простые смертные, но и купцы, и помещики.

Но Баба-Яга не присутствует в русских сказках в качестве ведьмы. Во всех сказках, где она фигурирует, например: «Василиса Премудрая», «Баба-Яга», «Баба-Яга и Заморышек», «Марья Моревна» — нет однозначной трактовки «ведьма». Не каждая ведьма является Бабой-Ягой. Например, в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» у ведьмы нет имени. И во многих сказках его нет. Баба-Яга — персонаж, несомненно, специфический, но и ворожбой занималась не только она. И если в других сказках, где злодеяние ведьмы всегда бывает наказано, как, например, в сказках: «Ведьма и Солнцева сестра», «Белая уточка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», — то Баба-Яга не умирает ни в одной из них. И даже помогает главным героям.

Баба-Яга — существо без возраста, поддерживающая своеобразными методами баланс добра и зла. Когда она отдыхает у себя дома, то либо лежит на печи, либо прядет пряжу.

Почему избушка стоит на курьих ножках? Куриные они, что ли? Однако, если углубиться в историю захоронений древних славян, можно узнать, что ранее их хоронили в домовинах. Эдаких мини-домах, установленных на высокие столбы, либо на выкорчеванные пни. Изба Бабы-Яги окружена забором, которому Влад Цепеш позавидовал бы: в качестве забора — человеческие кости, украшают кости — черепа, вместо дверного засова — взаправдашняя нога, вместо запоров — руки, а дверной замок с успехом заменяет челюсть с острыми зубами.

Служат ей и три всадника: черный, белый и красный — символизирующие фазы солнечного дня.

Иван-царевич, когда приходит к ней, говорит:«Встань по-старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом». Почему мать? Памятуя, каким образом происходил обряд захоронения, логичным будет отметить факт кремации «человек-прах, круг пройден, и он возвращается к матери Сырой Земле». Баба-Яга не может одновременно обладать функциями проводника и матери — вечной жизни.

В некоторых сказках фигурируют даже дочери Бабы-Яги, сама Василиса Премудрая выступает в качестве её племянницы. Есть у неё и внуки...

Почему Баба-Яга прослыла пожирательницей детей? И тут корни уходят в язычество. Согласно мифологии, она путешествовала по землям Митгард и собирала детей-сирот. При этом звалась Бабой Йогой, и её образ был далек от облика старухи — у славян она воспевалась как прекрасная девушка. Был специфический обряд, согласно которому дети посвящались в жрецы Рода. Йога доставляла детей в свое жилище у подножья Алтайских гор. Обряд заключался в следующем:

В скале было углубление, из которого выдвигалась огромная каменная плита, разделенная выступом с двумя углублениями. На одну сторону клался ребенок, на другую — хворост. Ребенок укладывался в то углубление, что было поближе к печи. Со стороны могло показаться, что детей кладут прямо в печь, но якобы на самом деле была предохраняющая от огня перегородка, благодаря которой дети отделялись от огня. Когда хворост сгорал, дети выходили из пещеры с другой стороны.

Они прошли обряд очищения, и впоследствии их выращивали в качестве жрецов Рода (быть жрецом Рода означало служение всем древнеславянским Богам), а когда они взрослели, то могли продолжить свой собственный род. Эта информация тщательно охранялась, и чужестранцы продолжали играть в «испорченный телефон», что страшная уродливая Баба-Яга приносит Богам жертву в виде детей.

При анализе «Морфологии сказки» Проппа выясняется, что герою запрещается что-либо делать. Например:«Придет Баба-Яга молчи», «не покидай терема », и т. д.

Влечет за собой неприятную ситуацию в связи с нарушением запрета, а затем обрядовое действие, направленное на выход из сложившегося положения вещей. Например, герой договаривается с животными или получает волшебное снадобье, или приказ совершить некое ритуальное действие.

Мотивы природы в русских народных сказках

Здесь уже сказка переплетается с белой магией. Белая магия имеет тесную взаимосвязь с природой и берет силы у природных стихий: воды, огня, земли, солнца, растения. (У славян Мать — Сыра земля являлась божеством, и для того, чтобы взять силы у нее, либо у другой стихии, нужно выйти на природу, увидеть эту землю, сконцентрироваться и ассоциировать себя с ней, а затем вовремя перекрыть канал, иначе есть опасность взять слишком много энергии, тем самым погубив её источник.)

Мотивы природы в русских сказках несут сакральный смысл. Например: «Иван-дурак приложил ухо к земле, слышит — едет войско».

Из сказки «Ведьма и Солнцева сестра»: «Взял гребешок, кинул в чисто поле, зашумели, поднялись из земли густые дубовые леса».

«Солнце! Солнце! Отвори оконце!» — так Иван спасается от сестры-ведьмы у Солнцевой сестры.

Иногда именно природные явления спасают главного героя от неминуемой гибели. А это значит, что даже самые сильные стихийные силы не могут быть негативными.

 

Животные в сказках

Перейдем к образу животного в русских сказках. Почему они там фигурируют? «Животные лучше людей»? Животные в сказках — это необязательно именно животные. Вспоминая чукотский народный эпос или эпос древних индейцев, животные, наделенные умом и речью, — на самом деле являются людьми. Каждому животному соответствует определенное человеческое качество, хорошо его характеризующее: «Cмелый, как тигр», «умный одинокий волк», «хитрая лиса».

Система персонажей в русском фольклоре не менее сложная. Животные — не просто животные. Это тотемные покровители определенного дома, конкретной семьи. Если же в сказке фигурировало животное из параллельного мира, мира мёртвых, то, вероятно, это было астральное тело, которое давало герою нужную информацию.

Сварожий Круг напрямую относится к системе образов животных в сказках. Он напоминает западную систему Зодиака, но есть и существенные отличия. Так, например, у Зодиака — 12 домов гороскопа, а у Сварожьего Круга, в свою очередь, — 16 Чертогов.

Каждый Славянин должен был знать свой Чертог. Человек, рожденный в определенное время года и суток, соответствовал своему дому гороскопа, т. е. Чертогу.

Астрология — наука неточная, не все соответствуют своим знакам полностью, для полноты картины рекомендуется обратить внимание и на лунный календарь — в какой лунной фазе был рожден человек, и на то, какие знаки Зодиака (Чертоги) находятся с ним по соседству. Но есть люди с ярко выраженными чертами своего знака, так почему же Волк не может быть реальным человеком с ярко выраженными свойствами характера, соответствующего его Чертогу?

У каждого знака Зодиака есть Бог-покровитель (Юпитер, Венера, Марс), и каждому древнеславянскому Чертогу соответствует языческий Бог-покровитель (Макошь, Сварог, Перун, Велес, Тарх, и т. д.)

Эти олицетворения 16-ти чертогов встречаются в русских сказках: дева, вепрь, щука, лебедь, змей, ворон, медведь, бусел (молодой аист), волк, лиса, тур, лось, финист, конь, орел, рас.

Остальные же персонажи, например, кот Баюн — существа скорее астральные. Это приспешник Бабы-Яги, являющейся хранителем и проводником в параллельный мир, а он живет у неё во дворе и служит верой и правдой. Кот — персонаж двойственный: он может быть и убийцей, и доктором. Иногда его мотивы идут вразрез с приказаниями Бабы-Яги.

Интересна и загадочна и фигура петуха. Скорее всего, это общий образ гордого воина или человека со вспыльчивым характером. Но в сказках его характер может быть любым, непредсказуемым, и тут нельзя дать точной оценки.

Ориентируясь на точную астрологическую систему Сварожьего Круга, неудивительно, что он отсутствует в данной системе.

 

Помня о том, что фольклор — не только песни, причет и заговоры, но и народные сказки, преобразовавшиеся из народных преданий, можно предположить, что сюжеты рождались из ритуалов.

Вы заметили, что в диалогах русских народных сказок, где фигурирует Баба-Яга нет ничего лишнего? Они же общаются, как суперагенты!

Часто ритуалы черной магии не терпели излишней болтовни. Маг и его помощник, совершая обряд, не должны были произносить какие-либо слова, кроме заговора. Уходя с перекрестка или кладбища, разговаривать ни с кем нельзя. И к Темным, и к Светлым силам не относятся пренебрежительно, когда хотят что-либо получить.

Предания передавались из уст в уста, чтобы переписанная история не теряла смысл. Но шло время, и крупицы дошли до нас в виде берестяных грамот и табличек, в виде книг в твердом переплете, онлайн-литературы и аудиозаписей. Православие постепенно вытесняло язычество, и пожилые члены общины не могли привыкнуть к новому течению времени. По воскресеньям все добропорядочные бабки шли в церковь, а приходя к себе домой, молились уже другим богам...

 


Часть вторую статьи читайте в DARKER № 6'2015 (51).

Часть третью статьи читайте в DARKER № 7'2015 (52).

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)