DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Череполикий Катулос

В художественной литературе не так уж много по-настоящему запоминающихся злодеев. Как правило, они выстраиваются в цепочку, ожидая, когда очередной герой придёт и уничтожит их. Мало тех злодеев, которые бы имели не только непонятную тягу к власти, но и были настоящими личностями и людьми дела. Некоторые, довольно яркие персонажи, были незаслуженно забыты.

В 1929 году американский фантаст Роберт Ирвин Говард, который пару лет спустя прославится как создатель Конана-варвара, отправил в редакцию журнала «Weird Tales» свой приключенческий роман «Skull-face» (в русском переводе «Хозяин судьбы»). Как и в других произведениях Говарда, главным героем романа стал, как всегда, человек арийских кровей, с тёмным прошлым и воин до мозга костей. Однако главный злодей романа получился у Говарда куда колоритнее, об этом свидетельствовал разгоревшийся после публикации спор читателей, в котором успел засветиться сам Говард Лавкрафт.

Речь идёт о Катулосе из Атлантиды. Конечно, это не самый известный персонаж основоположника жанра фэнтези, коим давно признан Роберт Говард, однако маг из Атлантиды не менее интересен и колоритен, нежели могучие варвары и пуритане, вышедшие из-под пера мэтра. Надо полагать что одними из любимых писателей самого Говарда были Сакс Ромер, Гарольд Лэмб, Роберт Чамберс и Талбот Мэнди, манеру которых он перенял, компилировал воедино, создав совершенно особенный стиль.

Уже после публикации романа в 1929 году читателей сразу заинтересовала таинственная личность главы международного синдиката. Ещё бы: криминальный гений, собравший под своей властью огромное количество приверженцев со всего света. Однако даже самые близкие люди из его окружения не могли и предполагать, что он планирует и кто на деле скрывается за ширмой. А так он — амбициозный лидер, контролирующий опиумный рынок, работорговлю и многие другие промыслы сомнительного спроса. Он манипулировал людьми, словно являлся воплощением Хасана ибн Саббаха2: к примеру, подсаживал их на наркоту, а затем заставлял выполнять свои приказы.

«Skull-face» вполне мог бы прослыть обычным приключенческим романчиком, если бы не вышел из-под пера Говарда, сумевшего соединить героику с кошмарным воздействием жанра хоррор. Сам злодей был одним из первопроходцев в качестве персонажа-мумии, кои в те времена ещё не стали мейнстримовскими.

Многие критики до сих пор спорят, что хотел показать Говард, введя в свои произведения ещё одного известного атланта, помимо Кулла. Ведь про атлантов и Атлантиду писатель и так сказал немало, но многое покрыто завесой тайны — техасец унёс свою фантазию вместе с собой в могилу.

Первая публикация романа «Хозяин судьбы» в журнале «Weird Tales».

Пожалуй, Роберт Говард — один из немногих писателей-фантастов, которым так хорошо удалось описать цивилизацию атлантов. Конечно, нельзя просто взять один рассказ или эссе (к примеру, его знаменитую «Хайборийскую эру») и выявить всю подноготную затонувшего континента. Кое-что внимательному читателю известно из вышеупомянутого эссе, кое-что из рассказа «Луна черепов», или в изложении жреца пиктов из рассказа «Народ тени», ну, и конечно, из цикла о Кулле — короле Валузии, выходце из Атлантиды. Кулл — пожалуй, единственный из атлантов, кто активно фигурирует в рассказах своего цикла, если не считать парочку эпизодических персонажей из рассказа «Бегство из Атлантиды».

Можно с уверенностью заявить, что Катулос немногим уступил Куллу. Да, он далеко не положительный герой, не мускулистый воин, спустившийся с гор и наводящий порядок посредством своего простодушия и крутого нрава. Напротив, Катулос — злодей, жёсткость которого давно не граничит с гранью жестокости... очень давно... Он не дикарь, выросший среди зверей и варваров (коими были соплеменники Кулла). Время, в которое родился Катулос, пришлось на самый апогей развития цивилизации атлантов. То было уже давно не время Кулла, когда атланты ещё жили в пещерах, а вершиной технологии ими считались галеры, и то захваченные у лемурийцев или моряков с Турии3. Время Катулоса пришлось на тот легендарный момент, когда катаклизм разнёс континент в пух и прах, погрузив в пучину Посейдона, которому атланты беспрестанно молились. Здесь, конечно, можно вспомнить роман нашего соотечественника Александра Беляева «Последний человек из Атлантиды» — уж очень хочется сравнить гибель Атлантиды у Говарда и Беляева. Однако атланты были высокоразвитой цивилизацией, они не могли и подумать, что вот так возьмут и исчезнут в небытие; искушённому читателю этого явно не захочется. И видимо, кто-то додумался изобрести пресловутый эликсир бессмертия, и надо было так случиться, что в числе счастливчиков оказался один из самых могущественных людей Атлантиды. Спал он себе, спал в саркофаге, находясь в состоянии, как сейчас бы сказали, анабиоза. Но что-то — то ли подводный вулкан, то ли ещё какой катализатор — затронул саркофаг, заставив сменить дислокацию и всплыть на поверхность океана. Вскоре и сам замурованный открыл ясны очи, представ в изменившемся до неузнаваемости мире, датировку которого, по непонятным ему причинам, называли двадцатым веком новой эры.

По-видимому, сконфуженность была недолгой, ибо злодей не растерялся и стал сколачивать ни шайку, ни банду, а не много ни мало международный синдикат, в котором, что интересно, по большей части были представители монголоидов и негроидов. В таком примерно виде и предстаёт он перед главным героем, за исключением того, что никому (и герою тоже) неизвестно истинное происхождение господина Катулоса.

Сразу же после выхода романа «Skull-face» читатели написали в журнал письмо, в котором настоятельно попросили прокомментировать схожесть имён Катулос и Ктулху, и разъяснить, не являются ли оба эти персонажа одним и тем же. Роберт Говард ответил отрицательно, в дальнейшем написав своему другу Лавкрафту об этом письмо. Лавкрафт ответил, что ему понравился злодей-атлант, и он использует Катулоса в дальнейших в своих произведениях. Так появился Л'Мур Катулос из рассказа «Шепчущий во тьме». В общем-то, это был не более чем лавкрафтовский приём, которым пользовались и пользуются писатели жанра хоррор до сих пор. Идея же приёма в том, чтобы, упомянув какое-нибудь интересное имя в контексте повествования, внести интригу. Так же часто и при том коротко ссылались на творения своих друзей-писателей и Роберт Говард, и Кларк Эштон Смит, ну и, разумеется, сам Лавкрафт, популяризатор интригующего приёмчика.

Дальше — больше: читатели были заинтригованы! Почему Катулос? Да ещё и Л’Мур, и что это за Л’Мур? Может, это намёк на Лемурию, другой затонувший континент, тоже часто упоминаемый Говардом? Что ж, на этот вопрос можно дискутировать и вникать сколь угодно, всё больше и больше завязая в расстеленную Лавкрафтом и Говардом ловушку интриги вокруг мага из Атлантиды.

Масла в огонь добавили последователи лавкрафтовского движения, особенно его боевого крыла — последователи Роберта Говарда. Роберт Прайс — большой поклонник и исследователь творчества Говарда, в своих многочисленных эссе и предисловиях к переизданным рассказам мэтра широко освещает то или иное возможное или конкретное влияние на создание того или иного рассказа. Прайс считает, что всё-таки на «Skull-face» Говарда оказал сильное влияние рассказ «Зов Ктулху» его друга по переписке Лавкрафта. Подумайте сами:

  • похожие имена (КатулосКтулху);

  • схожесть подводного Р’льеха и затонувшей Атлантиды;

  • и Катулос, и Ктулху стремятся завладеть миром, причём зачастую действуя через своих последователей.

Список можно продолжить, разница может найдена лишь в одном факте: Катулос является человеком. Да, он бессмертен, прожил множество тысяч лет под водой (ты гляди, ещё одна схожесть с Ктулху), и всё-таки выбрался на поверхность (Ктулху всё порывается только, но у него не выходило ещё ни разу — по крайней мере в оригинале, у Лавкрафта — видать, на поверхности слишком сильная конкуренция в лице других Древних). Это обстоятельство, однако-таки, не помешало лавкрафтовцам строить более гибкие теории: мол, Катулос-то и не совсем человек, а аватар Ктулху. Дальше додумывайте сами.

Другой пример, а точнее сразу два примера, предложенных всё теми же последователями Лавкрафта и Говарда (в данном случае, скорее Говарда), что Катулос — поди-ка тот самый Тулса Дум, тоже откликающийся на прозвище Skull-face (Череполикий). Рассказ, где появляется Тулса Дум — «Кошка и череп» — это отдельная многострадальная дискуссия. Не будем вникать, скажем лишь, что Тулса Дум был лютым врагом славного короля Кулла, того самого Кулла, взращённого вначале зверьми, потом атлантами-варварами, и лишь затем воссевшего на Топазовый Трон самой могущественной на тот момент державы.

Так вот, Тулса Дум был, как бы сейчас назвали, личом, колдуном-нежитью в виде скелета, но сохранившем свою тёмную душу и после смерти, дабы служить Змею4. Рассказ под незатейливым названием «Кошка Делькарды» (второе название «Кошки и черепа») и повествует о его злодеяниях супротив Кулла — врага змеиного племени. В этом нелёгком деле Тулса воспользовался ухищрениями в области маскировки, выдав себя за придворного мудреца Кутулоса.

Чувствуете очевидно-очередную связь? Кутулос в оригинале (на английском) пишется Kuthulos, а Катулос пишется как Kathulos. Как видно, разница всего в одной букве. И что же? Да то, что в черновике романа «Skull-face» Говард назвал атланта Kuthulos, и только перед публикацией исправил одну буковку. Но всё-таки слабо верится, что Тулса Дум и есть Катулос. В романе «Хозяин судьбы» ясно обрисовывается, причём в кои-то веки честными словами самого Катулоса, что он по происхождению атлант, в отличие от Тулса Дума. И что он жил на Атлантиде в то время, когда континент стал погружаться в океан. Очевидно, что не востребованные5 в своё время рассказы и персонажи из цикла о Кулле были трансформированы Говардом в Катулоса. Впрочем, для автора было обычным делом использовать разных персонажей с похожими или даже одинаковым именами. К примеру, главный герой «Хозяина судьбы» Стивен Костиган имеет тёзку-однофамильца из одноимённого цикла рассказов про морские приключения и боксёрские забавы.

Интересные теории, конечно, но не будем на них одних останавливаться. Бросается в глаза схожесть с незабвенным доктором Фу Манчу, впервые вышедшим из-под пера Сакса Ромера и покорившего сердца любителей отрицательных персонажей. Забыть Фу Манчу не смог и Говард. Можно с лёгкостью заметить схожесть многих персонажей-злодеев Говарда с китайским доктором, провозгласившим себя новой аватарой некогда могущественного святого. Вспомним и Тугру Хотана из рассказа «Чёрный колосс», вышедшего из трёхтысячелетнего сна, дабы под именем пророк Наток собрать под свои знамёна всех дезертиров и негодяев Хайбории. И зелье он выпил схожее с зельем Катулоса, чтобы прожить тысячи лет нетленно. В критических статьях можно накопать материала довольно известных критиков, всё того же Прайса, или Лупоффа (который дописал за Говарда второй рассказ про Катулоса) и многих других, ссылающихся в качестве прообраза Тугры Хотана именно на Фу Манчу. Самое интересное, что Говард использовал Тугру Хотана в качестве прообраза для другого злодея — Ксальтотуна из романа «Час Дракона».

Собрат по ремеслу Катулоса Эрлик Хан так и вовсе отчётливо похож на Фу Манчу, являясь притом монголоидом, как и знаменитый доктор. Всё это — отражение так называемой «жёлтой угрозы» — комплекса отрицательных воззрений европеоидной расы на монголоидную.

Но вернёмся всё-таки к схожести Фу Манчу и Катулоса. Не доктора ли Манчу зовут в рассказах Властителем судеб и Скорпионом, ну так и Катулоса звали, и не раз и Хозяином судьбы, и Скорпионом тоже. Различия между Фу Манчу и Катулосом в том, что атлант представлен как оппозиция китайцу (и дело не в том, что они представители различных рас), сами посудите — оба являются главарями культов, но если Манчу выдаёт себя за инкарнацию некогда могущественного Моканны, то Катулос в противовес выдаёт себя за обычного человека из Египта, хотя на деле является бессмертным магом из давно забытых эпох. Пожалуй, Катулос, будучи вымышленным персонажем, предвосхитил деяния и личность Адольфа Гитлера, которого Говард, как известно, знал и резко критиковал, в деле за права превосходства белой расы.

К тому же... да что ещё можно сказать, лучше прочитать произведения о Катулосе. Их, к сожалению, не так много, как про про Фу Манчу, но они есть. Первым, разумеется, вышел «Хозяин судьбы», что произошло за 7 лет до печальной кончины самого автора и при жизни уже прославило его. Вторым выступает незаконченный рассказ «Taverel manor», озаглавленный так Гленом Лордом и дописанный Ричардом Лупоффом уже под названием «Return of Skull-face». Второй рассказ не закончен самим Говардом, и, как это часто бывало с другими его неоконченными произведениями, получился довольно слабым и стилистически мало похожим на «Хозяина судьбы». В третьей истории, «Не рой мне могилу», Катулос лишь упоминается рядом с лавкрафтовским монстром, что наводит на мысль, что автор хотел сказать не Катулос, а именно Ктулху, иначе зачем помещать человека рядом с могущественным Древним? Издан рассказ через год после смерти автора — в 1937 году. Спустя годы комикс-концерн «Marvel» выпустил комиксы, в которых фигурирует загадочное существо, разумная планета Катулос, связанная с культом ктулхианского Шама Гората6... Как видно, влияние образа до сих пор сильно.

Судьбу же Катулоса ловким росчерком пера решил Ричард А. Лупофф, дописавший вторую историю; скажем лишь, что особо шикарным рассказ не получился, а концовка и вовсе незамысловатая7. Конечно, первая часть, полностью написанная Говардом, не походила на идеальное произведение, надо признать, что оно изобилирует литературными штампами, да и написано было с коммерческой целью, однако антагонист в романе получился настолько ярким, что к концовке читатель начинает понимать, что это только начало.

Что же касается этимологии имени Катулос, или на худой случай Кутулос, то можно вспомнить известного древнеримского поэта Катулла, современника Спартака.

Вот таким и вышел один из колоритных персонажей Роберта Говарда. Многое, к сожалению, так и осталось в воображении самого автора, ведь такие яркие персонажи как Катулос вряд ли могли быть просто уничтоженными; остаётся только предположить, сколько ещё рассказов про атланта Катулоса могло выйти из-под пера Говарда. Также жаль, что другие писатели не пытались создать новых историй про Катулоса, как в случае с Конаном, Куллом и Рыжей Соней, хотя, может, оно и к лучшему.

Катулос в представлении художника Zarono.

 


1. Основатель печально известной секты ассасинов, державших в страхе средневековый Ближний Восток и Европу.

2. Название евразийского континента около 100 000 лет назад, согласно вымышленной хронологии Роберта Говарда.

3. Змей — образ злонравного божества во многих произведениях Роберта Говарда.

4. При жизни автора были опубликованы только три рассказа про Кулла — «Королевство теней», «Зеркала Тузун Туна» и «Короли ночи».

5. Имя взято из рассказа Говарда «Проклятие золотого черепа».

6. Оригинальный текст Говарда кончается на шестой главе.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)