DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Франческа Вудман. Зигзаг разбитого зеркала

В просторной и мрачной комнате заброшенного дома раздевается девушка. Она жаждет прославиться как фотохудожник. Подруга стоит за камерой, готовая нажать кнопку затвора. Девушка мажет свое роскошное тело белой краской. Собственное тело всегда живо интересовало ее, и ему она посвятила все свое творчество. Измазавшись добела, девушка ложится на пол. Она играет в смерть. Идея фотосессии тщательно продумана, в ней нет ничего лишнего. Подруга нажимает кнопку затвора — снимок сделан. Девушка смеется. Она — Франческа Вудман, и ей суждено стать самым молодым великим фотографом в истории человечества. Она покончит с собой в возрасте 22 лет, убитая безвестностью и пренебрежением к ее особенной личности. Но сейчас она рассыпает муку по полу, чтобы сделать новую фотографию.

Франческа Вудман родилась в 1958 году в Денвере, в семье художников. Отец, Джордж, занимался живописью, а мать, Бетти, — керамикой. Брат Франчески, Чарльз, позже уйдет в видеоарт. К ним приходили гости со всего города, и все они были люди искусства. Франческа слушала разговоры об искусстве, о художниках, о необходимых переменах, и еще не понимала, что все это значит. Но идеи горячих артистических умов откладывались в ее голове. Всю ее жизнь они будут жаждать выхода.

Уже будучи взрослой, Франческа хотела оставить мир фотографии и заняться чем-нибудь другим — например, коневодством. Джордж говорил ей: не бросай фотографировать, ты лучше всего умеешь именно это. Франческа возражала, но в глубине души понимала правоту отца.

В 13 лет Франческа решила посвятить себя фотографии. Джордж подарил ей свою фотокамеру. Первые работы Франчески были скованными, бедными на идеи. Так всегда и бывает у новичков. Родители поддерживали дочку в ее новом увлечении, давали советы. В тетрадях Франчески были заметки об искусстве, написанные, когда семейство Вудман по старой традиции провело лето во Флоренции. Франческа искала свой стиль, свой язык. Делала фотографии и читала готические романы. Проникалась их героинями, эстетикой. Она могла говорить о том, чего не говорил никто, и хотела говорить не словами…

Окончив Род-Айлендскую школу дизайна, Франческа переехала в Нью-Йорк, чтобы сделать карьеру. Франческа посылала свои фотографии в модные журналы, но получала только молчаливый или явный отказ. Пришлось работать ассистентом у фотографа-итальянца. Его команда поражалась факту, что гений вынужден помогать ремесленнику. Франческу тяготила эта работа.

В альма-матер Франческа была звездой. Ее фотографии были на голову выше, чем у сокурсников, и она точно знала, чего хотела в мире искусства. Но Франческа часто прогуливала занятия и конфликтовала с преподавателями. Они просили ее подружек присматривать за ней. Тем временем Франческа делала новые фотографии. Свой стиль, выработанный в 13 лет, она будет развивать всю жизнь, в основном благодаря новым фотографическим техникам.

В Нью-Йорке Франческе пришла в голову блестящая идея: оформить альбом фотографий «Несколько образцов неупорядоченной внутренней геометрии» на 16 страницах, вырванных из школьного учебника по геометрии. Франческа наклеивала фотографии на знаки и цифры, обводила полюбившиеся ей моменты теории… Получилось очень здорово. Но альбом не имел успеха у зрителей. В другом альбоме, обращенном к фотографу моды Деборе Турбевилль, Франческа оставила текст с просьбой позвонить. Славы от этого не прибавилось.

Мечты Франчески об успехе рухнули. Ее детище не нашло широкой аудитории, и это сломало девушку. Франческа подала заявку на грант, который позволил бы ей заниматься искусством, не думая о материальном. Ее молодой человек жестоко обращался с ней, но Франческа терпела. Она все явственнее ощущала себя героиней готического романа. К ней подступила депрессия. Психиатр выписал антидепрессанты, и девушке стало легче… Казалось, все налаживается, и Франческа бросила назначенный ей курс терапии.

А потом произошло два события, которые толкнули Франческу на самоубийство. В один день ей было отказано в гранте и кто-то угнал велосипед. Это стало последней каплей. Франческу охватило смертельное отчаяние. Она не выдержала страшнейшей душевной боли и выбросилась из окна высотного дома. Джордж и Бетти опознали её тело лишь по одежде.

Могла ли Франческа принять иные решения, нежели те, которые были приняты на основе ее жизненного опыта? Могла ли судьба Франчески сложиться иначе?

Спустя 20 лет после смерти Франческа нашла путь к сердцу зрителя. Искусствоведы смотрели на то, как Франческа играет и живет в мире, созданном ею в рамках фотоснимков, и поражались новизне ее художественного видения. Они считали своим долгом рассказать о Франческе как можно большему количеству людей. У нее появились последователи. Мечты Франчески сбылись — она стала успешной. Из своего фотографического мира она влияет на сердца людей, и так будет продолжаться до тех пор, пока существует искусство.

Мир Франчески Вудмен состоит из комнат заброшенных домов, викторианской эстетики, сюрреализма и депрессии. Главная в нем — Франческа. Она предпочитает быть обнаженной, но иногда надевает одежду. Бывает, что к Франческе приходят друзья, и они играют вместе. Действие может выйти за пределы одиноких интерьеров и развернуться где-нибудь на природе.

Композиция фотографий Франчески устроена как зигзаг. Это необычное решение. Обычно фотографы выстраивают объекты на фото так, чтобы маршрут для глаза напоминал треугольник, круг, квадрат или крест, но зигзаг встречается нечасто. Данную инновацию Франческа ввела еще в ранних своих фотографиях.

Когда у Франчески появилась видеокамера, она стала делать из своих фотосессий мини-фильмы. Эти видео сюрреалистичны и депрессивны, как и фотографии Франчески. Депрессивность ее работ — естественная, природная. Франческа честно выражала свои эмоции.

Игра Франчески сюрреалистична, девушка изображает ситуации, которые невозможны в реальной жизни. Сюжеты можно объяснить разве что складом ее характера, не более. Все толкование работ Франчески Вудман неизбежно сведется к образам ее самой, предметов вокруг нее и редких гостей в ее мире. Она целенаправленно создавала чисто визуальный язык, чтобы научить людей видеть без каких-либо интерпретаций.

Такова магия работ Франчески Вудман — их нужно только видеть.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)