DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Юность, зеркала и волки

Юность и красота. Они могут быть как преимуществом, так и слабостью. Могут как привлечь к себе внимание добрых людей, так и навлечь беду. Одна из самых популярных сказок на эту тему — «Белоснежка»: юной девушке приходится столкнуться с завистью мачехи, а в некоторых версиях — и вовсе собственной матери. Схожий мотив имела и оригинальная «Красная Шапочка», повествование с завуалированным посылом о наивности, неопытности девушки, которой нужно остерегаться «волков» в лесу. Проще говоря — беречь невинность и слушаться старшее поколение. Разумеется, не могли не высказаться на такую «сказочную» тему и кинематографисты, и, конечно, не могли не использовать самый очевидный материал.

Впрочем, обо всем по порядку.

Самые ранние экранизации классических волшебных историй, знакомых каждому ребенку, появились чуть ли не одними из первых, на заре кинематографа. Следует уточнить, что изначально они были именно сказками: добрыми, со счастливым концом, адаптированными для нежных натур. Но начиная с 1980-х годов истории стали куда мрачнее. Пугающие декорации «Легенды», не самые красивые существа в «Лабиринте»… Это все еще были фильмы для семейного просмотра, но уже далеко не такие светлые и радостные, как их предшественники.

В 1984 году на широких экранах появился фильм, уже заметно выделявшийся из ряда собратьев по жанру, — «В компании волков», довольно странная во многих отношениях экранизация «Красной Шапочки» (точнее, сборника «Кровавая комната» за авторством Анджелы Картер). А вышедшая в прокат в 1997 году «Белоснежка. Страшная сказка» взяла за основу именно оригинальную историю.

Оба фильма стремились не столько напугать публику, сколько показать новое прочтение старой идеи. Например, представить «злую мачеху» разбитой и несчастной женщиной или с помощью метафор переосмыслить посыл «Красной Шапочки» в соответствии с изменившимися нормами морали. Но в каждом из фильмов при этом были по-настоящему мрачные сцены.

В «Белоснежке» многие кадры были жуткими и, что самое главное, печальными. К примеру, когда королева Клаудия понимает, что все внимание теперь приковано к ее падчерице, принцессе Лили, а не к ней, у нее случается выкидыш. Обессиленная, уставшая, потная, с лужей крови под ногами, женщина садится у зеркала и пытается накраситься, плача и, наконец, даже крича на собственное отражение. Именно тогда зеркало, подаренное ей матерью, начинает отвечать и подговаривает убить падчерицу.

Образ зеркала в этой мрачной сказке вообще стоит отметить особо. Во многих фильмах про Белоснежку каждый раз, когда королева обращалась к нему, ее отражение пропадало. Вместо него появлялся некий смутный образ либо постороннее существо. Первое, что приходит на ум, — туманное лицо из классического диснеевского мультфильма. Однако в «Страшной сказке» Клаудия беседует со своим, даже не изменившимся, отражением. Из-за этого нехитрого приема кажется, будто она беседует сама с собой и на самом деле всегда желала зла Лили.

В фильме зеркало вообще играет куда большую роль, чем в сказке-первоисточнике. Ведь и сама Лили часто смотрелась в него, и именно из-за ее желания нарядиться и оказаться в центре внимания началась череда ужасных событий. По сути, зритель может обвинить Белоснежку в том, что она не желала сближаться с Клаудией, хотя мачеха и предпринимала такие попытки. Да, Лили еще совсем молода и неопытна. Но может ли это служить оправданием?

В финале Лили и вовсе попадает в комнату со множеством зеркал, которые в гневе разбивает, а Клаудия режет ее лицо, и делает это так, чтобы Лили смогла это увидеть. «Так лучше!» — теперь для королевы принцесса уже не так страшна, потому что не так красива для всех. Даже зеркало, к которому Клаудия разворачивает свою падчерицу, расколото. Что это, если не прозрачный намек: пострадала не только внешность Лили, но и ее невинность?

И раз уж речь зашла о культовых персонажах и их образах, то гномы здесь — не просто люди, а самые настоящие разбойники. Хотя позже девушка понимает, что они стали такими не по своей воле, она все же успевает сделать скоропалительные выводы, основываясь на внешности, и принять их за абсолютных злодеев.

Подводя итог, можно сказать, что «Белоснежка. Страшная сказка» — это хороший фильм. Картина полна великолепных декораций, замков, костюмов эпохи Возрождения. Нельзя также не отметить отличный грим. Королева-старуха выглядит пугающе реалистично и отталкивающе. И все же это не настоящие ужасы, способные лишить сна. «Белоснежка» остается сказкой, только рассчитанной на повзрослевших и полюбивших мрачные истории зрителей.

Как уже было сказано, «Белоснежка», несмотря на все привнесенные кинематографистами изменения, осталась куда ближе к оригиналу, чем измененная «Красная Шапочка», но фильм «В компании волков» при этом наделен куда более глубоким смыслом. Он повествует о девушке Розалин, чья сестра недавно умерла. Как говорят взрослые — ее убили волки. Проводя время с бабушкой, Розалин слушает ее истории об этих кровожадных тварях. Назвать их животными язык едва ли повернется, потому что волки здесь — не просто звери, а люди, в которых скрываются кровожадные хищники. Причем, со всей свойственной сказкам прямотой, скрываются буквально.

Такой вот человек-волк появляется в первой же бабушкиной истории. Мужчина буквально разрывает свою плоть, его мышцы деформируются, и он превращается в мерзкое подобие волка. Выглядит это максимально отвратительно, и смотреть на экран становится очень некомфортно. В первой истории рассказывается о женихе, бросившем свою невесту. Спустя много лет он возвращается и обнаруживает, что у нее уже есть семья и дети. В ярости он становится волком, надеясь убить «потаскуху», но погибает от рук подоспевшего вовремя мужа крестьянки. Рассказ этот явно должен подталкивать Розалин к мысли о том, что такие вот «волки» безрассудны, полны злобы и потому опасны.

На протяжении всего фильма мы наблюдаем взросление героини. Поверх своей старой одежды она надевает алый плащ, делает более вычурные причёски, а в какой-то момент, скрываясь от влюбленного деревенского мальчишки, находит помаду и зеркало. Юный возраст актрисы не позволил создателям фильма продемонстрировать куда более откровенные сцены, присутствовавшие в книге-первоисточнике. Но метафоры, такие как любование собой в зеркале или все более взрослый и привлекательный вид, и без того позволяют ясно показать скрывающуюся за ними мысль.

Встреченный героиней охотник, разумеется, также оказывается волком, как и все мужчины во вселенной этой истории. Как и в оригинальной сказке, он быстрее Красной Шапочки заходит в бабушкин дом и... убивает старуху. Причем сделано это не для драмы или чтобы напугать зрителя — сцена отрубания головы куда менее эффектна, чем превращение в волка, которого охотник также не избегает. Чудовище в итоге казнит того, кто прививал страх перед ним другому человеку. Примерно так же старательно хранимые старшим поколением нормы морали, устаревая, начинают бить по тем, кто за них упорно держится.

О том, что мораль и представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном меняются, отлично говорит другая сцена: Розалин, случайно увидевшая ласки родителей, спрашивает мать, больно ли ей было, на что та отвечает, что нет и что если мужчины — волки, то и женщины — такие же звери. В «волках» нет ничего опасного. Сама Розалин, тоже став волчицей, убегает вместе с охотником подальше от людей.

В итоге вся эта история оказывается сном девушки, которая проходит важный этап взросления. В финале зрителей ждет потрясающе сюрреалистическая сцена: в комнату врывается стая волков. Последняя и самая яркая метафора, указывающая, что Розалин — больше не ребенок.

«В компании волков» — поистине необычный фильм. Эффекты с превращением человека в волка пугают и завораживают. Последняя метаморфоза, когда волк буквально появляется изнутри, сбрасывая с себя человеческую кожу, и вовсе запоминается надолго. При этом лента не концентрируется сугубо на визуале, иносказательно донося до внимательного зрителя важные и глубокие мысли о людях и взаимоотношениях между ними. А не для того ли и были придуманы сказки?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)