DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Кинонаследие Брэдбери

Рэй Брэдбери — писатель, чье влияние на научную фантастику сложно переоценить. За свою долгую жизнь автор написал множество произведений, часть из которых обрела новую жизнь на экранах телевизоров. 22 августа 2020 года Рэю Брэдбери исполнилось бы ровно 100 лет, и это хороший повод вспомнить самые яркие и интересные фильмы, созданные по его произведениям.

Мал, да удал

Брэдбери — мастер малой формы. В его библиографии множество рассказов, которые по своей наполненности сравнимы с полноценными романами. Рэй умел буквально двумя-тремя предложениями создать атмосферу, перенося читателя в совершенно иную вселенную. Первая слава пришла к писателю благодаря «Марсианским хроникам», опубликованным в 1950 году. Литературные критики до сих пор спорят, что это: роман или сборник рассказов. Сам автор в шутку называл свое творение «сборник рассказов, который делает вид, что он — роман». Но спор о форме никак не влияет на содержимое. Оно потрясающее, магическое и самобытное.

Впервые «Хроники» материализовались на экране в виде мини-сериала в 1980 году. Три серии — три попытки человечества колонизировать четвертую от Солнца планету, и каждая по-своему трагична. Творение NBC вышло в целом неплохим, но вялым и поверхностным. Сам Брэдбери после премьерного показа охарактеризовал сериал как «скучный».

Позже еще не единожды экранизировались отдельные истории с Марса. Причем особенно любили их в Советском Союзе. В восьмидесятых в нашей стране вышло сразу несколько работ по мотивам рассказов Брэдбери. Короткометражка «Восьмой день творения» (1980) повествовала о бесплодных попытках человека заменить утраченную семью бездушными роботами. Фильм «Вельд» (1987) — сложно переплетенное сочетание одноименного рассказа о детях, которые скармливают своих родителей африканским львам, с множеством других произведений автора, в том числе с одной из глав «Хроник».

«Тринадцатый апостол» (1988) — экранизация одной из самых пугающих историй с Марса. Спустя много лет инспектор расследует трагические события космической экспедиции, члены которой погибли при невыясненных обстоятельствах, а единственный выживший хранит ужасную тайну.

Сюжеты Брэдбери привлекали не только кинематографистов, но и мультипликаторов. Так, в 1984 году режиссер Назим Туляходжаев снял очень печальный мультфильм «Будет ласковый дождь», где нарисовал утро мира после ужасной войны, мира, где от человека осталась лишь горстка пепла, но роботы продолжают свою службу, будто ничего и не случилось. Несмотря на массу отступлений от оригинального текста, создателям удалось самое главное — в точности передать атмосферу тоски и безнадежности, которой Брэдбери до краев наполнил свой сюжет. Работа получила множество наград на различных фестивалях.

Вечный огонь

«451 градус по Фаренгейту» — самый известный роман Брэдбери, с которого у многих начинается знакомство с автором. Научно-фантастическая антиутопия была впервые издана в 1953 году и рисовала читателю угрюмый и жестокий мир, где книги, как и само чтение, под запретом. Так называемые пожарные сжигали дома всех, кто решался пойти против системы, кто был настолько дерзок, чтобы нарушить запрет и хранить дома любую литературу. Диссидентов выслеживали, а по следу беглецов, не зная усталости, шел электрический пес, вооруженный парализующей иглой. За свою долгую «книжную» жизнь роман получил две полнометражные экранизации. К сожалению, ни одна из них не обрела широкого признания ни у критиков, ни у зрителей, в очередной раз подтвердив тот факт, что экранизировать глубокую серьезную литературу — дело непростое.

Первым нелегкое бремя на себя взвалил французский режиссер Франсуа Трюффо в 1966 году. Его адаптация довольно близка к оригиналу, но все же отходит от первоисточника в некоторых местах, пусть и не слишком далеко. Так, например, фигура Фабера, одного из ключевых персонажей романа, который сильно влияет на мировоззрение главного героя и помогает ему спастись от преследования, в киноадаптации сведена до эпизодической роли и мимолетного знакомства в парке.

На протяжении сорока двух лет никто так и не решился перенести историю Гая Монтэга на большой экран, и лишь в 2018-м эстафетную палочку у французов перехватил американский телеканал НВО. Режиссером проекта выступил Рамин Бахрани, имеющий за плечами немало работ, но ни одной настолько яркой, чтобы надолго задержаться на слуху. Он готовился к проекту на протяжении нескольких лет и за это время успел значительно перекроить оригинальную историю, в большей степени увязав ее с современностью. Не секрет, что сейчас люди массу времени проводят в Интернете, где, собственно, и читают все подряд, так что потребность в книгах как в источнике информации значительно нивелируется. Бахрани внедряет в мир Брэдбери свою вариацию Интернета, где есть только «правильная» литература: например, сильно урезанная Библия или «Моби Дик» Германа Мелвилла. Чтение чего-то другого официально признается преступной патологией. Пожарные по-прежнему сжигают библиотеки и преследуют всех инакомыслящих. Значительным отличием от первоисточника становится способ, которым книгофилы пытаются спасти литературные произведения искусства. Если у Брэдбери кладезем выступала естественная память человека, то Бахрани все очень сильно усложнил: его персонажи кодируют книги… в ДНК птиц. Звучит немного безумно, но на деле образ улетающего на свободу скворца, уносящего с собой Слово, очень даже символичный.

Когда этот проект был еще на стадии разработки, то в режиссерское кресло метил Мэл Гибсон, который, в свою очередь, планировал пригласить на главную роль Тома Круза. Вполне возможно, с такой звездой на передовой фильм вышел бы в лучших голливудских традициях. Ведь в романе Брэдбери, помимо глубокой философии, есть место и экшену. Но из-за занятости в других проектах — не сложилось, и каким бы был Круз в образе пожарного Гая, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Предвестник Кайдзю

С грустным и проникновенным рассказом Брэдбери «Ревун» произошла разительная метаморфоза. В оригинале это скромного объема история об одиноком морском существе, приплывающем к далекому маяку в поисках себе подобного. Всего несколько страниц текста, но какая невероятная атмосфера, буквально парализующая читателя своей тоской и безнадежностью. Кто бы мог подумать, что рассказ такого рода трансформируется в практически полную свою противоположность — экшен и грандиозную битву за жизнь!

В 1953 году по мотивам «Ревуна» американский режиссер Эжен Лурье снял «Чудовище с глубины 20 000 морских саженей». Собственно, от самого рассказа здесь остался только монстр — редозавр — доисторическая рептилия, которая долгое время была скована льдами Антарктиды. Ядерные испытания топят вечную мерзлоту и освобождают могучее создание, которое, недолго думая, отправляется крушить все вокруг. Человечество, которое буквально застали врасплох, вынуждено защищаться всеми средствами. Как видите, на выходе мы имеем историю в духе современного «Годзиллы», который, в свою очередь, был создан японцами, в том числе и под впечатлением от динозавра Лурье. Для современного зрителя сюжет о монстре из бездны — до боли знакомая песня, но в середине прошлого века эта тема только зарождалась. От царившей в книге густой атмосферы одиночества в фильме не осталось и следа. «Чудовище с глубины 20 морских 000 саженей» — типичное развлекательное кино, нацеленное на прибыль — и своего добившееся. Затраченные на производство картины тысячи долларов принесли ее создателям миллионы.

В гостях у Брэдбери

Короткие сюжеты Брэдбери, емкие, целостные и оригинальные, как нельзя лучше подходили под формат телевизионного сериала. Так в середине восьмидесятых появляется проект под названием «Театр Рэя Брэдбери», в котором сам автор выступил не только в роли одного из сценаристов, но и держал вступительное слово в начале каждой серии. Это создавало особую «домашнюю» атмосферу, будто бы ты гость великого мастера и он устроил это представление специально для тебя.

Сериал оказался довольно успешным и просуществовал целых шесть сезонов, закончившись в 1992 году. Фактически «Театр» представлял собой густую солянку из всего подряд: отдельных самостоятельных рассказов Брэдбери, глав из «Марсианских хроник» и отрывков из автобиографичной повести «Вино из одуванчиков». Жанровая принадлежность скачет от серии к серии: здесь есть и фантастика, и мистика, иногда истории вызывали щемящую в сердце тоску, а иной раз мы смеялись словно дети. Естественно, что при таком раскладе у каждого зрителя были свои любимые серии и были те, которые не страшно и пропустить. Вместе с героями Брэдбери мы отправлялись на Марс, чтобы в очередной раз попытаться наладить контакт с местными жителями, или делали грандиозный скачок во времени, чтобы увидеть, какие технические новшества стали доступны человеку в будущем.

Хоть сериал и устарел с технической точки зрения, все же не стоит списывать его со счетов. Это раритет, который предоставляет зрителю уникальную возможность: провести время в компании великого писателя.

Ужас из космоса

Не всегда фильмы создавались на основе готовых и опубликованных историй от мастера. Когда Брэдбери уже осветили первые лучи национальной и мировой славы, им заинтересовался Голливуд. Боссы из Лос-Анджелеса заказали у писателя сценарий о злобных инопланетных существах, прибывших поработить землю. Рэй выполнил заказ, но одновременно с этим предложил другой, альтернативный вариант истории, в которой пришельцы выступали не чистым злом, а более гуманными созданиями. В итоге в работу взяли второй вариант. Так в 1953 году появился фильм «Это прибыло из космоса».

Астроном-любитель Джон Патнам становится свидетелем падения НЛО. Прибыв на место аварии, он убеждается, что на землю прибыли существа из космоса, но никто из местных жителей ему не верит. События принимают угрожающий оборот, когда Джон замечает, что люди вокруг него начинают себя очень странно вести, словно их подменили. По беглому описанию можно подумать, что эта история — родной брат «Похитителей тел», но в действительности это не так. Пришельцы Брэдбери преследуют совершенно иные цели, да и мораль самой истории в корне другая.

Несмотря на причастность такого талантливого писателя, как Брэдбери, фильм получился довольно посредственным. Проблем у него много: здесь и вялая режиссура, и слабая актерская игра. Особенно удивительными кажутся логические дыры в повествовании, которые наводят на мысль, что слово Рэя в отношении сценария все же было не решающим. Тем не менее ничего из вышеперечисленного не помешало картине Джека Арнольда в свое время произвести разительное впечатление на юного Стивена Кинга.

* * *

После себя Рэй Брэдбери оставил грандиозное наследие, которое будет актуально еще долгое время. Не одно поколение «землян» еще вырастет на его глубокой, философской и символичной прозе, которая, мы уверены, со временем еще глубже проникнет в мир кино и порадует нас свежими экранизациями. Так что не откладывайте на потом. Читайте Брэдбери! Смотрите Брэдбери!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)