Идзо / Izo
Япония, 2004
Жанр: ужасы, фантастика, триллер
Режиссер: Такаши Миике
В ролях: Кадзуя Накаяма, Каори Момои, Рюхэй Мацуда, Рёсукэ Микки, Юя Утида
Похожие фильмы:
- «Убийца» (1964)
- «Город потерянных душ» (2000)
- «Живым или мертвым» (1999)
Японское кино славится своей экстремальностью и склонностью к весьма необычным жанровым экспериментам – но Такаши Мике выделяется даже среди соотечественников. Его лучшие работы – взрывные, вызывающие, непредсказуемые: в одном из его фильмов был кадр, в котором в лицо зрителю летела лапша из простреленного брюха. Это – неплохой визуальный эпиграф ко значительной части его творчества. Но «Идзо» выделяется даже среди других работ мастера: это отличный претендент на звание самого тяжелого для просмотра и безумного фильма во всей истории кино.
Итак, некий Идзо умирает на кресте в самых первых кадрах фильма – причем его не просто убивают, но еще и глумятся, мучают. После этого наш герой становится своего рода «мстящим духом», странствует по пространству и времени, убивая всех, кого встречает на пути. Многие из тех, кто падает от его меча, так или иначе уже сталкивались с ним в прошлой жизни.
Это тягучее при всей его свирепости, кровавое и на редкость психоделичное зрелище, фильм-лабиринт, в котором запросто можно заблудиться. Чтобы получить шанс понять, что вообще происходит на экране, нужно знать, кто такой Идзо и какое место занимает эта работа Миике в истории кино.
Окада Идзо – историческое лицо, самурай и ассасин, который жил в XIX веке. Он стал героем или просто источником вдохновения для многих авторов манги и аниме, а еще его судьбе посвящен фильм «Убийца» (1964), режиссера Хидео Гося. В этой картине наш герой выведен как человек простой и, по-своему, хороший, но поддавшийся на манипуляции. Более того – единственный раз, когда в нем поднялось нечто вроде человеческого достоинства, и стал причиной его падения. Главную роль, к слову, сыграл Шинтаро Катсу, культовая звезда японских «самурайских фильмов» и, в частности, исполнитель роли Затойчи. Фильм Такаши Миике «Идзо» - прямое продолжение этой картины, по сути описывающее посмертное странствие этого героя.
Тут возникает еще один ключ к сюрреалистической фантазии Миике: как-никак, образ мстящего духа – классика японского фольклора. Вспомните хотя бы новомодную вариацию этого мотива: Садако из цикла фильмов «Звонок». С ней сурово обходились в жизни и, в конце концов, просто убили – и теперь она мстит не только тем, кто виновен в ее несчастьях, но и всем, кто вообще попался под руку. Примерно так же поступает и Идзо… Впрочем, его странствия напоминают и еще один фольклорный источник: разнообразные «Книги мертвых», которые описывали путь души в загробном мире, на котором умершему могли повстречаться как демоны, так и боги. Ну и, наконец, неукротимая жажда крови, которую демонстрирует Идзо, напоминает знаменитые строки «Риндзай-року»: «Встретишь отца и мать – убей отца и мать. Встретишь родича – убей и родича, встретишь патриарха – убей патриарха»… И так далее – вплоть до Будды, весьма экстремальный способ избавиться от привязанностей к мирскому. Эти строки, в частности, цитировались в классическом романе Юкио Мисимы «Золотой храм» - и это тоже любопытная рифма к фильму Миике. Дело в том, что в «Убийце» Гося одного из противников главного героя играл… Юкио Мисима. Классик и хулиган японской литературы снялся и в нескольких фильмах, как известно.
Напоследок нельзя не отметить, что в «Идзо» снялся, возможно, самый известный японский кинематографист наших дней: Такаши Китано сыграл небольшую роль в фильме Такаши Миике. И, если уж говорить о рифмах, то вы же помните, что он поставил свою версию фильмов о Затойчи, где и исполнил главную роль?
Ну и, наконец, говоря об «Идзо» нельзя не упомянуть о саундтреке: безумный, извращенно красивый и рвущий нервы в клочья «эйсид-фолк» в исполнении Кадзуки Томокавы – причем песни, для пущего воздействия, сопровождает нарезка хроникальных кадров Второй мировой войны. Этого японского барда, сыгравшего в «Идзо» самого себя, сравнивают с Высоцким и Летовым.
Словом, странный, ни на что не похожий фильм, который очень непросто смотреть и о котором еще сложнее говорить. Но все-таки, время от времени, рука так и тянется за диском – чтобы еще раз окунуться в его безумие и попытаться разгадать тайны этой кровавой мистерии.
Комментариев: 0 RSS