DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Кровавый выпускной

Кэрри/Carrie

США, 1976

Жанр: ужасы, драма

Режиссер: Брайан Де Пальма

Сценарий: Лоуренс Д. Коэн, Стивен Кинг

В ролях: Сисси Спейсек, Пайпер Лори, Эми Ирвинг, Уильям Кэтт, Джон Траволта, Нэнси Аллен, Бетти Бакли

Похожие фильмы:

  • «Телекинез» (фильм, 2013)
  • «Порождающая огонь» (фильм, 1984)
  • «Тельма» (фильм, 2017)

В 1974 году в свет вышел дебютный роман Стивена Кинга «Кэрри». Критика приняла книгу прохладно, однако продажи не подвели, в результате права на экранизацию приобрела студия 20th Century Fox. За работу взялся режиссер Брайан Де Пальма, снимавший до этого в основном низкобюджетные триллеры под сильным влиянием Хичкока. В ноябре 1976 года в широкий прокат вышел фильм «Кэрри», сразу завоевавший признание и зрителей, и критиков. При бюджете в 1,8 миллионов долларов картина собрала 30, а убедительная игра Сисси Спейсек и Пайпер Лори принесла им номинации на «Оскар» за лучшую женскую роль первого и второго планов соответственно. Но как смотрится «Кэрри» спустя почти полвека?

Сюжет повествует о старшекласснице Кэрри Уайт, тихой и забитой девушке. Ее не уважают одноклассницы, на нее не обращают внимания мальчики, и даже директор школы постоянно называет ее чужим именем. Причина ее поведения – деспотичная мать, одержимая фанатичной религиозной верой. Та считает, что необходимо жить аскетично, не предаваться страстям, да и о банальной физиологии ребенка просвещать необязательно.

Актуальность сюжета сложно переоценить, так как за прошедшие 43 года мало что поменялось: травля подростков в школах жива и по сей день, да и религиозный фундаментализм никуда не делся. А табуирование темы секса и всего, что с ним связано, – одно из самых слабых мест современного общества.

Фильм начинается с эмоционально сильной сцены первой менструации Кэрри, свидетелями которой становятся ее одноклассницы. Девушка напугана, так как не имеет понятия, что с ней и что делать. Одноклассницы же, знакомые с ситуацией, не придумывают ничего лучше, чем начать издеваться над героиней. Вследствие этого у Кэрри происходит выброс телекинетических сил.

Далее фильм демонстрирует классическую историю Золушки. Сью – одна из девушек, что издевались над Кэрри, – раскаивается и вместе с преподавательницей мисс Коллинз становится «крестной феей», косвенно помогая главной героине попасть на выпускной бал. Томми – парень Сью – становится принцем. Конечно, в истории не обошлось без злодеев: это мать Кэрри, которая ни под каким предлогом не хочет отпускать дочь в «мир порока и разврата», и Крис – первая девушка в школе, которую не пустили на бал за издевательства над главной героиней.

Исследование необычных способностей Кэрри – не что иное, как аллюзия на исследование ее собственной сексуальности. Она понимает, что вовсе не такая, какой ее представляют окружающие. И в третьем акте фильма зритель наблюдает итог ее исследований – Кэрри стала совершенно другой, и окружающим придется с этим считаться. Только вместо хэппи-энда аудитория получает катарсис (само)разрушения.

Команда, работавшая над фильмом, – самая сильная его часть. Де Пальма здесь раскрылся как талантливейший режиссер. Оператор Марио Този великолепно передал визуальную часть: двойной фокус в кадре, цветовая гамма и, конечно, головокружительная (в прямом смысле) сцена танца главных героев. Композитор Пино Донаджо подчеркивает каждый момент потрясающим музыкальным сопровождением, особенно моменты «срывов» Кэрри под скрипичные звуки, отсылающие нас к культовому «Психо» А. Хичкока. Да и вообще в визуале фильма четко ощущается влияние итальянского джалло.

Ну и, конечно, хороша главная героиня в исполнении блистательной Сисси Спейсек. Актриса превосходно отыгрывает каждую свою сцену. Зрителю искренне жаль ее в начале. Затем он искренне радуется за нее в кульминации. И в конце он так же искренне сожалеет. Сама актриса не пошла по легкому пути и всегда выбирала хардкор: пришла на кастинг с испачканным лицом и с волосами, вымазанными вазелином, просила режиссера облить ее настоящей кровью, а в финале была сама закопана в землю вместо дублера.

Вообще, процесс съемки фильма был интересным, со множеством занимательных моментов. Например, во время съемок сцены в душевой Спейсек спросила режиссера, как ей лучше сыграть эмоции героини, на что Де Пальма ответил: «Представь, что тебя сбил грузовик». Тогда актриса пришла к своему мужу Джеку Фиску, одному из художников в фильме, которого в детстве действительно сбила машина. По его впечатлениям Сисси и играла этот эпизод. Или сцена со «стигматизацией» матери Кэрри. Она снималась в обратном порядке: сперва Пайпер Лори «приделали» к стене, а затем, «воткнув» в нее ножи и привязав к их ручкам лески, дергали. После пленку прокручивали в обратном порядке. На это ушел целый день.

«Кэрри» внесла существенный вклад как в жанр ужасов, так и в кинематограф в целом. Применение различных эффектов во время съемки (таких, как big-little) получило имя «спецэффект» именно на съемочной площадке «Кэрри». Ремейки культовой картины лишь доказывают, что поднимаемые в ней вопросы не теряют своей актуальности. А множество отсылок, цитирований и оммажей в других произведениях дают понять, что труд создателей фильма не забыт и ценится до сих пор.

В итоге зрителю остается сказать спасибо потрясающему писателю за великолепную историю и потрясающей команде под руководством Брайана Де Пальмы за не менее великолепное воплощение ее на экране.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)