Мастер и Маргарита
Россия, 2024
Жанр: драма, фэнтези, триллер
Режиссер: Михаил Локшин
Сценарий: Михаил Локшин, Роман Кантор
В ролях: Аугуст Диль, Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Клас Банг, Юрий Колокольников, Алексей Розин, Полина Ауг и другие
Похожие фильмы:
- «Мастер и Маргарита» (1994)
- «Мастер и Маргарита» (2005)
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах появились два гражданина», чей теологический диспут привел к мистическим последствиям небывалого размаха, в центре которого встала романтическая и трагическая история. И Аннушка уже разлила масло, а некий Мастер оказался в немилости у советской власти из-за своей пьесы о Понтии Пилате и Иисусе. Таинственные темные силы подыскали место для ежегодного бала, и кот по имени Бегемот уже принялся починять примус.
Киноадаптация романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», едва выйдя на экраны, уже обзавелась массой противоречивых отзывов. Причем ругают и хвалят, по сути, за одно и то же. В частности, многим не нравится, что фильм получился слишком мрачным, визуально ближе к хоррору, чем к фэнтези. Многие же, наоборот, видят в этом большой плюс и следование атмосфере оригинала.
Еще одной спорной стороной фильма называют сюжет, который стараниями режиссера Михаила Локшина и сценариста Романа Кантора приобрел третью линию, помимо двух классических. Теперь история ведется от лица самого Мастера и рассказывает, помимо известных всем событий, о гонениях, которым он подвергся за пьесу о Понтии Пилате, что явно отсылает к биографии самого Булгакова. Да и сам Мастер приобрел черты своего «родителя»: актер Евгений Цыганов достаточно убедительно сыграл рассеянного, максимально далекого от политических и социальных волнений интеллигента, погруженного в свое творчество. Кстати, если вспомнить британский сериал по другому произведению Булгакова – «Записки юного врача» с Дэниелом Рэдклиффом и Джоном Хэммом, то можно увидеть много схожих черт у персонажей последнего и Цыганова как в их обликах, так и в поведенческих моментах, включая даже тембр голоса.
Режиссер Михаил Локшин – фигура для отечественного кинематографа новая, пока малоизвестная. Ранее он снимал в основном рекламу и клипы, некоторые из них получали награды, в том числе на Каннском кинофестивале (в частности, рекламный ролик для «Сибирской короны» с Дэвидом Духовны стал вирусным по всему миру). Лишь в 2020 году Локшин вышел в прокат с полнометражной исторической драмой «Серебряные коньки».
Москва в «Мастере и Маргарите» – это «город, которого никогда не было». В первой половине фильма она подчеркнуто театральная: не город, а декорации, наспех построенные вокруг стремительно развивающегося сюжета; во второй – мрачно-готическая, скорее даже мрачно-комиксная, и совершенно неузнаваемая. С тем же успехом это мог быть Готэм или какой-то условный Н-ск федерального значения.
Некоторые обвиняют фильм в том, что он порочит память СССР. Но ведь и сам Булгаков писал роман, среди прочего, как сатиру на окружающую его действительность. Так что можно смело заявлять, что в этом смысле фильм продолжает идею автора о психологической изоляции русского интеллигента времен раннего СССР и общей абсурдистской антиутопичности тех времен. По сути, это именно те составляющие, в которых фильм приблизился к вайбу оригинала больше, чем прочие киноадаптации.
Прочие аспекты, например местами слишком вольное отступление от оригинала, временной сумбур в повествовании, подчеркнутое безумие и клоунада Фагота, очень уж напоминающего Джокера из комиксовселенной DC, некоторая клиповость визуального ряда, в совокупности и создают ту атмосферу безуминки и мрачности, за которую любят творчество Булгакова.
Достаточно убедительна в своей роли Юлия Снигирь («Последний забой», «Вакцина», «Глянец»). Ее Маргарита получилась по-настоящему колдовским и одновременно трагичным персонажем. Не менее хороша и Полина Ауг, сыгравшая Геллу: есть в ней что-то такое, что так и просится назвать «вампирским».
Отдельно хочется упомянуть находку режиссера, взявшего на роль Воланда Аугуста Диля, уроженца Западного Берлина. Очевидная внешняя «ненашесть» прибавляет фильму какого-то особенного не реализма, но правдоподобности. Кажется, что очевидное и видимое непопадание актера в озвучку в эпизоде дискуссии с Берлиозом было намеренным, как бы подчеркивающим сверхъестественную сущность Воланда.
Единственный серьезный минус фильма в том, что человек, не знакомый с романом Булгакова или хотя бы одной из его киноадаптаций, может местами не понять поворотов сюжета. С другой стороны, чем не повод познакомиться со знаковым произведением XX века либо обновить впечатления, перечитав его заново?
1 Аноним 19-03-2024 20:24
Чувствую, что начинаю ненавидеть этот роман. Нескончаемая круговерть вокруг чего-либо вызывает ненависть и злость. У меня. Смотреть бредню не буду. Я не овца, которая несется в толпе, сломя голову, за хозяином. Не хочу смотреть новоделы, не хочу видеть скучающую физиономию Цыганова, одинакового во всех ролях, не хочу Снигиря с губами- гузкой. Спаси и сохрани!
2 Аноним 20-03-2024 00:10
Аноним, понимаю ваши чувства
3 Аноним 20-03-2024 07:19
Аноним, спасибо, всегда приятно встретить единомышленников. Видите, атмосфэра Готэма! новое прочтение, ишь!
4 Марго Ругар 19-03-2024 19:08
Мрачная атмосфера хоррора, декорации Готэма и легкое безумие - звучит очень хорошо! Надо обязательно посмотреть! В свои школьные годы меня очень удивил этот роман в том числе и этими еле уловимыми нотками комиксов, которые так выделяли его на фоне классической русской литературы. Беру билеты в кино, спасибо за напоминание и рецензию)