DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Мрачные тайны на борту

Глубина / The Deep (роман)

Автор: Алма Катсу

Жанр: мистика, драма, триллер

Издательство: Эксмо: Inspiria

Год издания: 2022 (в оригинале — 2020)

Перевод: К. Гусакова

Похожие произведения:

Алма Катсу — американская писательница с японскими корнями по матери, книги которой сравнивают с «Террором» Дэна Симмонса, произведениями Стивена Кинга и его сына Джо Хилла. В своем творчестве она сплетает историю, психологизм, мифологию и мистику. Дебютную книгу Катсу написала в 2011 году — ей стала первая часть трилогии «Употребитель». Это фэнтезийно-любовный роман о чувствах и вечной жизни, перемещающий читателя из века в век. В трилогию также входят «Расплата» и «Спуск».

Прорывным произведением, после которого о Катсу заговорили, стал «Голод». В его основе лежит история Джеймса Доннера. Группа американских пионеров (люди, которые в разные периоды истории США переселялись глубже на запад, осваивая новые земли) в 1846 году отправилась в Калифорнию, но вынуждена была провести зиму в горах Сьерра-Невада. Для того чтобы выжить, им пришлось есть друг друга.

И вот пятый и пока последний роман — «Глубина».

События разворачиваются сразу в двух временных отрезках — в 1912 и 1916 годах. Места действия — знаменитый «Титаник» и его собрат, госпитальное судно Ее Величества «Британник». Два самых непотопляемых и безопасных корабля в истории, как утверждали их создатели. Оба потерпели крушение и утонули.

Если о «Титанике» знают практически все, во многом благодаря одноименному фильму Джэймса Кэмерона, то о «Британнике» мало, кто слышал.

Судно стало третьим и последним, которое компания «Уайт Стар Лайн» заказало у «Харланд энд Вольф». После гибели «Титаника» в проект «Британника» внесли множество изменений, которые касались требований безопасности. Однако спасти корабль от крушения они не помогли.

Лайнер подорвался на немецких минах между островами Кея и Макронисас в Средиземном море во время госпитальной миссии по сбору раненых. На борту находилось 1066 человек, из которых 1036 были спасены.

Ключевой персонаж истории Алмы Катсу — Энни Хеббли, девушка из небольшой ирландской деревушки. Она работала стюардессой первого класса на «Титанике», потом — сестрой милосердия на «Британнике». Девушку словно преследует злой рок: жестокий отец, внезапный роман с человеком, с которым крутить любовь ну никак нельзя, беременность, выкидыш, «Титаник», снова запретная любовь, несколько лет в психиатрической больнице, «Британник». Такой судьбе не позавидуешь.

Энни верит, что на судах водятся призраки и что сама морская ведьма, дубеса, по каким-то причинам, прогневалась на пассажиров. Ей предстоит узнать, что за чертовщина творится на обоих кораблях и как со всем этим связана она сама.

Роман наполнен разными персонажами, и у каждого из них своя история, темное прошлое, тайны, пагубные пристрастия. Их судьбы, чувства, мысли, желания и мечты раскрываются на страницах романа неспешно и постепенно, превращая персонажей в настоящих людей. Поначалу кажется, что запомнить, кто есть кто, нереально, но потом, встречая героев снова и снова, начинаешь отличать важных от второстепенных — многочисленных пассажиров первого класса «Титаника», слуг, стюардесс и стюардов, капитана и офицеров. «Глубина» — очень многолюдный роман.

Когда привыкаешь к героям, узнавая их ближе и проникаясь ими (или нет), становится действительно страшно читать эту книгу. И не потому, что происходит что-то странное, а оно определенно происходит — это чувствуют все на борту. А потому, что знаешь: «Титаник» (именно на этом корабле разворачивается основная сюжетная линия; «Британник» — это, скорее, длинное послесловие) потерпит крушение и герои погибнут. Кто выживет — неизвестно. Безысходность окутывает практически с первых страниц романа и не отпускает до самого конца. Читать «Глубину» тяжело и местами даже болезненно. Но ничего не поделаешь: желание узнать, чем все закончится, даже сильнее желания, чтобы все выжили.

«11 апреля 1912 г. 10:30

Внесено в журнал доктора Элис Лидер

Строго конфиденциально

Назначила разведенную настойку опиума с дальнейшим разведением в соотношении 1:20, принимать по четверти стакана каждые два часа…»

Богатые пассажиры «Титаника» употребляли опиум и кокаин как лекарство от стресса и нервов. При чтении романа не раз ловишь себя на мысли: а не наркотический ли бред то, что происходит на борту? Пассажиры на самом деле видят призраков и морских ведьм или это всего лишь фантазии одурманенных наркотиками людей? Бывали ведь случаи группового помешательства. Вспоминается спиритический сеанс, который вышеназванные герои почти в полном составе провели в первую же ночь плавания, — мало ли чего они могли нанюхаться в процессе.

Версия о наркотическом дурмане сменяется другой — истерией из-за замкнутого пространства, пусть и огромного. Когда плывешь по океану и осознаешь, что ты находишься посреди безграничного пространства, глубокого и темного, мозг может повести себя совершенно неожиданно и пугающе.

Читается роман легко и быстро. Он будто скользит, рассекая океанские волны своим объёмом, и постепенно засасывает читателя в водоворот событий, как «Титаник» утягивал за собой пассажиров, которым не досталось места в спасательных шлюпках.

Пролог кажется непонятным — он туманный и запутанный. Кто-то тонет... Но по мере приближения к финалу все чаще мысленно возвращаешься к прологу, чтобы понять, кого же автор имела в виду. И когда наконец понимаешь, история собирается по кусочкам.

Алма Катсу говорила, что во время работы над «Глубиной» изучила огромное количество материалов про знаменитые корабли. Однако исторических вставок как таковых романе мало, рассказано только об общеизвестных фактах, которые легко можно найти в «Википедии». Хотелось бы чуть больше истории, раз уж «Глубина» заявлена как произведение с реальными корнями. Например, упомянутая в романе Вайолет Джессоп действительно работала на обоих кораблях. Она спаслась и написала мемуары «Выжившая на "Титанике"», которые Катсу изучила вдоль и поперек. Но в ее собственной книге Вайолет — проходящий персонаж, всего лишь подруга Энни Хеббли. С другой стороны, возможно, благодаря изученным фактам Алме Катсу удалось рельефно и атмосферно передать настроение, царившее во время плавания на обоих кораблях.

«Глубина» оставляет двоякое чувство. Вроде бы и интересно, и интрига держит мертвой хваткой за горло, и герои эмпатичные и непростые. А вроде бы и чего-то не хватает — это чувствуется на подсознательном уровне. Когда переворачиваешь последнюю страницу, вздыхаешь с некоторым облегчением оттого, что это плавание наконец-то завершилось.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)