Разделитель / The Divide
США, Германия, Канада, 2011
Режиссёр: Ксавье Жанс
Сценарий: Карл Мюллер, Эрон Шиэн
Актёры: Майло Вентимилья, Майкл Бьен, Лорен Джерман, Кортни Б.Вэнс, Эштон Холмс, Розанна Аркетт, Иван Гонзалес и др.
Жанр: ужасы, фантастика, триллер, постапокалипсис
Похожие фильмы: «Дорога», «Королевская битва», «Яма».
События фильма разворачиваются в подвале одного из зданий Нью-Йорка, который стал своего рода спасательным бункером для восьмерых людей, когда город был разрушен в результате мощного взрыва неизвестного происхождения.
Первое, что хочется сделать после просмотра фильма “Разделитель” – принять душ. Зачем? Да очень просто – чтобы смыть всю ту гадость и мерзость, которые обрушивают на голову зрителя создатели этой картины.
Давайте сразу расставим все точки над “i”: “Разделитель” (оригинальное название - The Divide) – фильм очень непростой. Непростой в первую очередь для восприятия. Неподготовленный и неискушённый рядовой обыватель, видя в графе “жанр” слова “ужасы”, “фантастика” и “постапокалипсис”, настраивается на вполне конкретное и, увы, шаблонное зрелище – чудовища (зомби, радиоактивные мутанты, пришельцы etc.), орудующие и промышляющие в локациях, к примеру, “Обители зла” или “Безумного Макса ”. И вот тут наступает полный облом. Потому как “Разделитель” (а точнее сказать – “рубеж” или “граница”; привет нашим доблестным локализаторам) – это психологический триллер высшей (!) пробы, где основной акцент смещён не на яркие кричащие спецэффекты и так называемый Wow-эффект, а на взаимоотношения людей в замкнутом пространстве, в небольшом подвальчике многоквартирного дома.
Начинается всё достаточно тривиально и заурядно – шум, паника, отголоски взрывов на заднем плане (предположительно, ядерных) и массовое бегство людей чёрт знает куда, потому как никто не понимает, что происходит, кто на кого напал и что следует делать. Никто, кроме восьмерых обитателей одного из многоквартирных кондоминиумов в Нью-Йорке, которые сориентировались раньше других, и нашли убежище в подвале дома. Причём, скорее, не нашли, а ворвались силой, едва не затоптав при этом его законного владельца – странного и хмурого субъекта неопределённого возраста по имени Микки (Майкл Бьен). Микки в прошлом – спасатель, пожарный, который потерял своих жену и ребёнка во время “чёрного вторника” – 11 сентября 2001 года. С тех самых пор Микки начал потихоньку сходить с ума и готовится к повторению этих событий – в подвале он оборудует что-то наподобие спасательной капсулы. Эдакий блиндаж, бункер, где имеется практически всё, необходимое человеку для выживания в случае чрезвычайной ситуации, которая не заставила себя долго ждать.
Микки разрешает восьмерым счастливчикам остаться у него и пользоваться едой, водой, электричеством, а также простеньким санузлом при условии соблюдения ряда нехитрых правил, одно из которых запрещает вторгаться в его личные апартаменты.
Компанию Микки по “судному дню” составили следующие персонажи – молодая пара Ева (в прошлом наркоманка) и Сэм (адвокат) (до конца так и не ясно - то ли они муж и жена, то ли просто сожители); мама Мэрилин (изрядно постаревшая Розанна Аркетт) и её дочь-подросток Венди, сводные братья Эдриэн и Джош (Майло Вентимилья, знакомый по сериалу “Герои”), друг Джоша - Бобби и единственный темнокожий в столь разношерстной компании Дэлвин (по виду – обычный работяга).
Очутившись в бункере сразу после серии взрывов, люди оказываются отрезанными от внешнего мира и до поры до времени находятся в неведении относительно того, что же на самом деле произошло снаружи. Не превратился ли мир, который мы знаем и который нам знаком и привычен, в радиоактивную пустыню с останками былой цивилизации и горсточкой бедняг, что уцелели и хватаются за малейший шанс ради собственного спасения и выживания?
Первый звоночек раздаётся в тот самый момент, когда на дверь убежища обрушивается град ударов, а затем её разрезают газовой горелкой. В приют врывается группа вооружённых людей в белых футуристических костюмах.
Изначально принятые обитателями бункера за команду спасателей, они силой похищают Венди. Однако во время отступления начинается потасовка, во время которой трое солдат гибнут, а оставшиеся спешно ретируются.
Со временем, когда на поиски Венди отправляется Джош, переодетый в один из костюмов, на свет всплывает нелицеприятная правда о нынешнем положении вещей и новом мировом порядке…
Заканчивается всё тем, что выживших предоставляют самим себе, а дверь подвала наглухо заваривают. С этого самого момента начинается последний отсчёт – постепенная трансформация (как внешняя, так и внутренняя) и деградация. Налёт цивилизованности, моральные принципы и ценности, которым учат по мере нашего взросления и становления – всё это отходит на второй план. На смену Человеку приходит Зверь. Приходит кровожадное Чудовище, которое глубоко сидит в каждом из нас и прячется во тьме, затаившись до поры до времени за благопристойным внешним обликом.
Весьма интересно, а вместе с тем и весьма неприятно наблюдать, как бал правят конформизм и грубая животная сила, похоть, зубы и клыки. Ты невольно начинаешь ассоциировать себя с персонажами, а также думать и задавать себе многочисленные вопросы: “А как поступил бы я, окажись (не дай Бог) в подобной ситуации? Так ли далеко я отошёл от животного, как мне порой кажется? Стал бы я, подобно Джошу и Бобби, всеми правдами и неправдами, добиваться своего – вкусной еды, выпивки, мягкой постели и того, с кем можно разделить эту самую постель? Либо, как Микки, стал бы я “крысой”, что прячет еду от прочих, когда стало совсем уж невмоготу? А разве не стал бы я закрывать глаза, подобно Эдриену, глядя на все бесчинства, что творит мой брат (пусть и сводный)? А возможно, мне, как и Сэму, просто не хватит мужества принять всё происходящее, и я попытаюсь самоустраниться от происходящего вокруг?”.
“Разделитель” – это наглядное доказательство того, что лишь малая толика рода людского будет продолжать оставаться homo sapiens, людьми разумными, несмотря ни на что – ни на голод, ни на отсутствие еды и элементарных условий для нормальной жизни. Все прочие скатываются вниз по эволюционной лестнице и деградируют. А возможно, всё как раз наоборот – в силу вступают основные механизмы эволюции: естественный отбор и адаптация.
Кроме того, “Разделитель” – это живое воплощение всех наших страхов, связанных с возможным концом света и множественными угрозами со стороны других наших собратьев. Правда (та, которая показана в фильме), весьма отталкивающая и неприятная, однако такой сценарий вполне имеет место быть. Фильм можно смело рекомендовать к просмотру, однако следует быть готовым к тому, что на свет будет извлечена вся человеческая грязь (а это может понравиться далеко не всем, отсюда и такие достаточно низкие оценки у фильма на Кинопоиске и IMDb).
“The Divide” – фильм страшный, более того, даже неприятный, но в нём показана жизнь такая, какая есть, и этим он ценен, ведь реальность никогда не бывает белой, пушистой и деликатной. Она такая, какая есть.
1 Аноним 09-07-2021 14:28
Посмотрел из за Майкла Бина
2 Hanterdd 28-06-2012 14:53
Спасибо автору, рецензия мотивировала на просмотр!
3 Мельник 21-06-2012 20:54
Люблю психологические триллеры. И от "Разделителя" тоже получил удовольствие. Согласен с автором, такой фильм не каждому понравится, но получился он качественным, жестким и порой отталкивающим. Запомнились также актеры, отлично сыграли. В общем, таким и должно быть хорошее кино о людях в замкнутом пространстве.