DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Обрывок классики

Спираль / Uzumaki

Япония, 2000

Жанр: ужасы

Режиссер: Акихиро Хигути

Сценарий: Кэнго Кадзи, Такао Нитта, Тика Ясуо (по манге Дзюндзи Ито)

В ролях: Хинако Саэки, Эрико Хацунэ, Фи Фан, Кэйко Такахаси

Похожие фильмы:

  • «Звонок» (1998)
  • «Твин Пикс» (1990)

В 1998 году издательство Shogakukan в Японии выпустило в свет первые страницы новой манги культового писателя и художника Дзюндзи Ито. Данный мангака на сегодняшний день занимает почетное звание японского короля ужасов. Хотя стоп! Королей в Японии нет — значит, может именоваться императором. К успеху манги захотели присоединиться сценарист Кэнго Кадзи и режиссер-дебютант Акихиро Хигути, до этого работавший над телевизионным сериалом “Eko Eko Azarak”. Хигути, ранее известный под псевдонимом «Хигучински», будучи фанатом первоисточника, вообще изъявил желание поставить полнометражный фильм, когда продюсеры картины были в процессе поиска постановщика.

Бюджет «Спирали», по голливудским меркам, ничтожный — 1 000 000 американских долларов. Экранизация ранее вышедшего культового фильма «Звонок» (1998), снятая по роману Кодзи Судзуки и срежиссированная хоррор-ветераном Хидео Накатой, обошлась в 1 200 000 долларов. При этом масштабы первоисточников значительно отличаются друг от друга. Первая часть серии «Звонок» — достаточно камерная и скромная история про девочку-призрака. Эта скромность позволила режиссеру более точно перенести на экран вечно мокрую и гниющую Садако из колодца. А вот финал «Спирали» Дзюндзи Ито раздувается до масштабов «космического хоррора» (отчего автора временами любят сравнивать с великим Говардом Лавкрафтом). Повторить успех «Звонка» и при этом попытаться соответствовать оригиналу за еще меньший бюджет не представляется возможным. Зритель, знакомый с мангой-первоисточником, зная, на какие скромные средства была снята экранизация, сразу же поймет, что на экране его будет ожидать в лучшем случае качественный обрывок первоисточника. И будет прав.

Фильм начинается, как и в оригинале с вида на городок, который в скором времени наполнится страшными мистическими событиями. Их свидетелями станут главная героиня Кириэ и ее молодой человек Сюити. Отец Сюити начинает страдать маниакальным влечением ко всему, что имеет форму спирали. Фанатичное поведение главы семьи в итоге приводит к пугающим последствиям, в ходе которых, распространяющийся вирус безумия охватит весь город. У Кириэ тем временем появляется навязчивый поклонник, который не знает, как еще привлечь внимание своей возлюбленной, и приходит к неожиданному решению. Не отстают и школьники этого городка. Загадочные смерти, уродливые трансформации тела и маниакальный нарциссизм становятся обитателями коридоров школы, где учится Кириэ. Разрешается эта история, если можно так сказать, в лучших традициях творчества Лавкрафта и Кинга, чьим поклонником, является и сам Ито. На счастливый финал зрителю лучше не надеяться.

Можно простить создателям внешнее несоответствие актеров героям первоисточника, особенно если речь заходит об анимации, книге или комиксах. Однако зритель всегда будет ожидать, что актеры смогут либо воспроизвести те же самые ощущения, что появлялись при чтении оригинала, либо преподнести что-то свое, незаурядное и свежее.

Здесь, как это часто бывает, поклоннику первоисточника лучше ни на что не надеяться. Особенно разочаровывают актеры, сыгравшие Сюити и его отца. Стоит отметить, насколько важная роль отведена Тосиэ Сайто, отцу Сюити, который является одним из самых запоминающихся героев манги. Именно он становится первой жертвой того безумного кошмара, который с каждой главой удивляет и все больше шокирует читателя. Реакцию от экспрессии героев Сюити и Тосиэ Сайто в оригинальной манге можно сравнить с воем сирены скорой помощи. В фильме же их эмоции больше напоминают велосипедный звонок. Подобным образом можно высказаться обо всех актерах, задействованных в экранизации.

Самые жуткие и запоминающиеся моменты из манги режиссер также попытался перенести на экран. В некоторых случаях это вышло удачно и очень близко к оригиналу. Но для самых мерзких и неожиданных эпизодов, которые прямиком относятся к жанру боди-хоррора, бюджета уже не осталось. Перенести суровую, качественную прорисовку деталей из манги Ито — процесс не из легких. В этом винить создателей уже не хочется, так как даже Голливуду было бы непросто показать весь ужасный мир, который нарисовала рука Дзюндзи.

Путь минимализма также приводит создателей «Спирали» к необычным, головокружительным операторским приемам. Пусть это и соответствует общей идее бесконечной спирали, но становится не по себе оттого, что режиссер слишком буквально воспринял заразительную идею фильма. Да, язык статичных картинок дарит совсем другое впечатление, порой более пугающее. Однако сам Ито говорил, что комиксы в жанре хоррора более ограничены в повествовании и создании саспенса, в отличие от кино. Поверхностное понимание изначальных идей создает и более поверхностное впечатление, лишенное какой-либо двусмысленности или многослойности.

Поведение героев, даже принимая во внимание порой причудливую азиатскую ментальность, выглядит откровенно мультяшным во многих моментах. Актеры или же сам режиссер словно пытаются воспроизвести персонажей аниме, которые, как знает зритель, при переносе на экран буквально, становятся картонными, неправдоподобными и порой даже нелепыми.

Разумеется, никакого финала, наполненного вселенским ужасом Лавкрафта, зрителю ждать не стоит. В этом нет вины создателей. Почитателю комикса Ито остается лишь гадать, в какой момент закончится эта история, где авторы фильма поставят точку. В результате точка ставится в довольно неожиданном предложении — создатели попытались удивить неожиданном твистом даже тех, кто знаком с оригиналом.

Тем не менее все вышесказанное, безусловно, можно принять во внимание лишь зрителям, знакомым с оригинальной мангой. Обычный почитатель хоррора, не бравший ее в руки, сочтет фильм Хигути довольно интересным и необычным. Здесь в меню будет предложены и призрачная мистика, и боди-хоррор, и щедрые порции паранойи, и достаточно саспенса. Новый зритель, разумеется, не станет осуждать создателей за глумление над оригиналом и сможет посмотреть «Спираль» как самостоятельное произведение. И на выходе получит фильм, отличающийся от современных фильмов ужасов. В первую очередь — полным отсутствием скримеров.

Что точно удалось перенести на экран — это необъяснимое безумие, от которого никто не сможет убежать. Обреченность, которую зритель или читатель никогда не сможет принять, пока не поймет ее природу. А природа безумия Ито, как и лавкрафтианских кошмаров, непостижима.

В итоге мы имеем скорее обрывок той истории, которую выдало издательство Shogakukan 25 лет назад. Истории, которая шокирует при первом знакомстве всех любителей хоррора. Чего хотелось бы пожелать тем, кто когда-нибудь возьмется за новую экранизацию «Спирали»? В первую очередь подходящий бюджет, чтобы иметь возможность полноценно рассказать историю о шокирующих событиях в городке, где живут главные герои истории — обычные влюбленные школьники Кириэ Госима и Сюити Сайто.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)