DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

С пультом по жизни

Гвенди и ее шкатулка / Gwendy's Button Box (повесть)

Авторы: Стивен Кинг, Ричард Чизмар

Жанр: социальный хоррор, магический реализм

Издательство: АСТ

Серия: Вселенная Стивена Кинга

Год издания: 2018 (в оригинале — 2017)

Перевод: Т. Покидаева

Похожие произведения:

  • Ричард Мэтисон «Кнопка, кнопка...» (рассказ)
  • Чайна Мьевиль «Посредник» (рассказ)
  • Стивен Кинг «Касл-Рок» (условный цикл)

Изначально повесть с названием «Пульт Гвенди» Стивен Кинг дописывать не хотел, никак не мог сочинить подходящую концовку. Оставлять материал на пыльный произвол в недрах стола он тоже не горел желанием, потому и отправил все, что было, Ричарду Чизмару, писателю ужасов и основателю культового издательства «Cemetery Dance». Мол, не знаю, как завершить это произведение, делай с ним что хочешь.

За два месяца Чизмар не только подобрал идеальный, на его взгляд, финал, но и на пару с Королем ужасов переписал всю фабулу кардинально.

Двенадцатилетняя Гвенди Питерсон ежедневно гоняет марафоны из Касл-Рока в Касл-Вью по зигзагообразной трехсотпятиступенчатой лестнице «Сьюзайд Стэс», известной в народе как «лестница самоубийств». Рядовая пост-школьная рутина для малышки, борющейся с лишним весом.

Пока не встречается с загадочным шляпником, мистером Ричардом Феррисом.

Педофил? Похититель детей?

Отнюдь нет. Напротив, пускай и подозрительный, но располагающий к себе дядька.

Он вручает ей шкатулку, оснащенную разноцветными тугими кнопочками и двумя рычажками. Первый выдает шоколадную конфету — настоящее произведение кондитерского искусства, а второй — серебряные монеты, оцениваемые нумизматами в несколько сотен долларов.

Но мистер Феррис предупреждает, что с кнопками, особенно с черной, стоит быть предельно аккуратной. Одно нажатие, сопровождаемое гневной мыслью, может уничтожить целую страну, если не Вселенную.

Интригующее начало, не так ли?

Сюжет развивается быстро, всего лишь 175 страниц охватывают десять лет жизни Гвенди. Нарратив, пропитанный яркими моментами отрочества, взросления и размышлениями о роли хранительницы порядка, удерживает читательский интерес, но к финалу заметно смазывается. Авторский дуэт мог выдать мощный психологический хоррор, и поначалу своего рода напряжение намекает на нечто подобное. Вместо этого Чизмар и Кинг сделали уклон в притчу об ответственности, задаваясь вопросом: «А справится ли героиня с искушением не использовать кнопки в свое благо, во благо зла?»

Заявленной фантастики ужасов как таковой ждать не стоит. Всего лишь кровавая разборка перед «эндингом» и интересное, но немного провокационное для нынешней Америки фантдопущение в виде объяснения причины массового самоубийства в Джонстауне 1978 года не сделают погоды у моря хоррор-фэнов.

Так что совет следующий: не настраивайтесь на что-то чересчур ужасное и запредельно мрачное.

Быт Гвенди, пускай и эволюционирующий, показан схематически, и многое, что осталось за кадром, отдано на дорисовку читательскому воображению.

И, увы, от Касл-Рока здесь осталась пара мест да эпизодическое появление шерифа Джорджа Баннермана, героя «Мертвой зоны».

Ах да, обратите внимание на инициалы незнакомца — приятная «кингопасхалочка», не так ли?

Что касается главной героини, то она является единственным живым персонажем в картонном ансамбле. Однако, если копнуть чуть глубже, что она собой представляет? Рядовую интерпретацию «гадкого утенка», которого чудо-шоколадки превратили в умницу, красавицу, черлидершу, обладательницу орлиного зрения (долой очки!) и осиной талии. Порой складывается впечатление, что в руках авторов она не что иное, как механизм, рупор, через который они вещают центральную мысль.

К чему не придраться, так это к стилю повествования: соавторское произведение выглядит очень органичным. Выверенность диалогов и размышлений, точность и лаконичность описаний — прекрасные катализаторы читательской фантазии, они скрашивают повесть литературной изящностью и долькой кинематографичности.

Плюс хорошее издание, компактное, с иллюстрациями Кейт Миннион - оно не может не порадовать библиофилов. Вот это заслуга Чизмара, который, проведя тридцать лет в «тусовке», знает, как издавать, привлекать и продавать.

«Пульт Гвенди» — не из тех произведений Короля, что способны порадовать закрученным сюжетом и острым, будто скальпель, психологизмом. Но все-таки эту повесть советовать можно и нужно, хотя бы из-за непринужденной легкости, очаровывающей простоты и магии слова, способной сгладить любые шероховатости и подарить приятный вечер за чтением.

 

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)