DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Символизм картины Босха «Сад земных наслаждений»

Триптих Босха «Сад земных наслаждений» – это не просто картина или произведение искусства. Это криптоживопись, которую можно и нужно читать через образы, изображенные на ней. Именно они рассказывают о том, как художник видел мир. И о том, каким он хотел, чтобы его видели мы, другие люди.

Сама картина имеет не только уникальное художественное содержание, но и внушительные размеры: почти четыре метра в длину и чуть более двух метров в высоту. При этом почти каждый сантиметр полотна заполнен смыслом и рассказывает о предметах, действиях, желаниях, которые так или иначе крадут и портят жизнь человека. То есть становятся своего рода «хищными вещами» для нас.

Чтобы полностью осознать посыл полотна Босха, надо внимательно изучить каждый его элемент по отдельности и в совокупности с другими. Начинать исследование стоит с центральной части, после этого можно перейти к боковым створкам.

Центральная часть триптиха и обнаженка на ней

Середина картины Иеронима Босха почти полностью заполнена обнаженными телами. Исследователи картины говорят, что этому есть два адекватных объяснения. В соответствии с первой версией Босх заполнил центральную часть картины голыми людьми, потому как пропагандировал деятельность членов секты адамитов.

Адамиты – сектанты, которые проповедовали свободные отношения и распространяли соответствующее учение. Также они проводили свои обряды голышом, что, возможно, и изобразил Иероним на своей картине.

Эта версия может показаться вполне адекватной, если не учитывать информацию о периоде, в который Босх писал картину. Если же познакомиться поближе с историческим контекстом, то станет понятно, что, скорее всего, дело не в сектантах, ведь их преследовала инквизиция. Босх, видимо, изобразил обилие голых человеческих тел исключительно для того, чтобы наглядно показать человеческие пороки, которые обычно скрываются под одеждами.

Ягодные плоды

Изображение ягод на картине можно толковать по-разному (в зависимости от культурного контекста). При этом существуют транскультурные символы, которые в разных традициях трактуются примерно одинаково. Так, земляника – это символ трудолюбия и праведности, а ежевика – прообраз чистоты и невинности. Гигантская клубника же, изображенная на полотне среди обилия голых людей, видимо, является прообразом распущенности и сексуальной свободы.

В соответствии с альтернативной версией ягодные плоды, изображенные на центральной части, – это просто ягоды, которые в период Золотого века (видимо, его и изображал Босх) в действительности росли под ногами даже на необработанной земле. Ведь в те времена люди жили в праздности и не заботились ни о поиске пищи, ни о состоянии и без того плодородных земель.

Фонтан молодости вечной

Расположенный в центре картины фонтан – это эзотерический символ вечной молодости, прообраз источника вечной жизни. Разбросанные вокруг фонтана четыре странных сооружения – это прообразы четырех сторон света, по которым, видимо, «растекается» вечная молодость, «вытекающая» из фонтана.

Разбросанные вокруг огромные плоды клубники и яичная скорлупа – символы ложной веры, распущенности и греха, в которых живет человек. Исследователи говорят, что Босх разбросал их по картине для того, чтобы показать отношение к алхимии (и другим греховным элементам культуры) как к ереси.

Звериное «кольцо»

Расположенное под фонтаном молодости плотное «кольцо» из зверей и восседающих на них всадников – это выраженное на холсте представление Иеронима Босха об астрологии (очередной нелюбимой им лженауки). Об этом говорит совокупность символов: круг животных, который в переводе на греческий звучит как «зодиак», и его движение против часовой стрелки (против естественного хода, ассоциирующегося с движением по часовой).

Птицы

Расположенные левее «зодиака» птицы – это прообраз зла в перьях. Через них Босх рассказывает о пороках человека. Так, удод, носящий красивые перья, но поедающий свои испражнения, указывает на избыточную греховность, превосходящую даже самого дьявола. Сова, которая видит все и везде, в этот раз выступает в качестве фаллического символа.

Прозрачные сферы

Изображенная под птицами прозрачная сфера – это алхимическая аллегория любви. Она рассказывает о том, как любовники реагируют друг на друга (наподобие химической реакции, происходящей в колбах). Некоторые исследователи говорят о том, что прозрачные сферы – это прообраз эгоизма, символ отгородившихся от остального мира людей, получивших взамен друг друга.

Возможно также, что Босх, изображая этот элемент, рассказывал о том, как недолговечны любовь и стекло. Так он иллюстрировал знаменитую нидерландскую поговорку, рассказывающую об этом.

Рассохшееся красное дерево и прозрачный зонт-полусфера

Пустое и рассохшееся дерево, расположенное в центре полотна, является символом смерти, безверия. Имеющее форму воронки, оно рассказывает о мошенничестве, ложной мудрости, а исполненное в красном цвете, оно разоблачает служителей веры (намекает на красное кардинальское платье). Босх как будто говорит о смерти веры, утраченной мудрости ее.

Расположившиеся внутри растрескавшегося и иссохшего красного дерева голые священники ничего не видят, не слышат, но обладают должной силой. Они уже давно погрязли во грехах. Именно поэтому религия стала такой же ложью, как алхимия.

Стоящие недалеко от прячущихся в трухлявом пне священников «правильные католики» укрываются прозрачным зонтом-полусферой. Так Босх рассказывает о том, что они все еще существуют и несут в мир истинную веру, прообразом которой является прозрачный зонт.

Рыба

Важным элементом картины Босха является рыба. Она располагается в разных частях полотна и может нести разное значение. К сожалению, определить, о чем художник хотел сказать, изображая ту или иную рыбину, не представляется возможным, но это может быть указанием на знак зодиака, прообразом Христа, атрибутом любострастия, символом поста и чего-нибудь другого.

Левая створка картины и фонтан жизни

В центре левой створки произведения Босха располагается фонтан жизни – источник жизни для всего. В нижней его части располагается сова, которая компрометирует чистый образ фонтана. Она – символ слепоты, темноты, ереси. Расположенная у основания фонтана, сова говорит о греховности начала любой жизни.

Некоторые исследователи утверждают, что фонтан и сова в совокупности – это вообще символ Судного дня, спрогнозированного астрологией и астрологами.

Лебеди и утки

Слева от фонтана в водоеме плавают утки, которых во времена Босха считали низшими тварями (потому как они погружаются в грязь по самые глаза). Справа от фонтана (в противовес уткам) располагается лебедь – символ непорочности. И хотя создается впечатление, будто это антагонисты, их присутствие в одном водоеме говорит о том, что фонтан дарит жизнь всему.

Адам, Ева и их Творец

Ниже фонтана Босх расположил Господа, Адама и Еву. По сюжету Бог как бы венчает Адама и Еву, держа голую женщину за руку. Он повелевает им как своим детям размножаться и плодиться, обращая внимание зрителя на окружающих их кроликов – символ плодовитости.

Адам и Ева реагируют на указания Бога по-разному. Мужчина смотрит на женщину открыто и уверенно, с энтузиазмом. Ева же смотрит вниз, как будто пряча глаза от стыда. Это значит, что она постигла добро и зло, употребив запретный плод. Так Босх указывает на изначально порочную натуру женщины.

Хищные твари и их жертвы

Левая створка заполнена хищниками и жертвами. Это указывает на то, что Сад земных наслаждений – это полная противоположность Эдемского сада, не блюдущая библейских канонов.

Птицы

В верхней части левой створки картины изображены черные птицы – символ греха. Очередь из других черных птиц, ведущая к полому яйцу, – прообраз ложной веры, пустой души безбожника.

Полумесяц

Образ полумесяца располагается в верхней части левой створки, справа от черных птиц. Он вроде как ничего конкретного не обозначает, кроме, разве что, враждебного отношения к христианской вере.

Правая створка и музыкальный ад

Во времена Босха музыка была грехом, легкомысленным развлечением, которое предваряет плотские утехи. Музыка в полифоническом исполнении – несомненный грех, а прозвучавшая в церкви – абсолютная ересь. На картине видно, что Босх придерживался этих взглядов и поэтому сделал из инструментов пыточные орудия.

Игральные карты

Участок картины, на котором располагаются карты и игроки, говорит о том, что грешникам после смерти придется на Страшном Суде бросить кости и определить этим свою судьбу.

Чудовище-меланхолик

Одним из центральных персонажей правой створки можно назвать чудовище с невозмутимым и меланхоличным выражением лица. Полое яйцо и растрескавшееся мертвое дерево, из которых чудовище состоит, являются изобличителями пьянства, символами смерти и греха.

Разоблачая пьянство, Босх обувает чудовище в ботинки-лодки, на которых его все же штормит и качает, но которые помогают ему не утонуть.

Монстр с головой птицы

Птицеголовый монстр – общепринятый прообраз пожирающего души грешников дьявола. У Босха он не просто присутствует на картине. Он сидит на стуле позора и проводит акт дефекации, отправляя съеденных грешников в выгребную яму Ада.

Горшок, изображенный на голове чудовища, является символом безверия. Кувшины на его ногах – прообраз приобретенной при падении с небес хромоты, символ падения во грехе.

Существует и альтернативная версия, в соответствии с которой птицеголовое чудовище – это Кронос, прообраз времени, которое безжалостно относится к человеку и миру.

«Пятая точка» (или просто зад) в творчестве Босха

Об этом участке тела в Средние века в нидерландском фольклоре писали постоянно. Не остался в стороне и Иероним Босх. Он подхватил эту тенденцию, подтверждая своим творчеством, что каждый «готовит сам прут для своей задницы». Также он подтвердил, что при длительном любовании своим отражением в зеркале можно увидеть «задницу черта». Стрела, расположившаяся в «пятой точке» на картине, является символом кары Господа за грехи. Не забыл об этом Иероним и на картине с Садом.

Лестницы

В Саду наслаждений Босха присутствуют лестницы. Они – символ познания и следующего обычно за ним грехопадения. У Иеронима они находятся в одной группе с птицами, рассохшимися пнями, пустыми кувшинам, что только лишь углубляет описанное выше значение.

Ножи

На картине есть и ножи с маркировкой (буква «М»). Они указывают на смерть мучеников, пытки, воздаяние за грехи. Буква «М» указывает на слово «мир» или имя Антихриста.

Коньки

В середине правой створки картины художник расположил коньки на льду. Это отсылка к идее о том, что часть Ада есть замерзшее озеро. Также коньки есть прообраз праздности. В совокупности получается, что обитатели Ада проводят свое существование в пустоте и безделии. Об этом хотел рассказать через свою картину Босх.

Свинья

На картине с Садом наслаждений присутствует свинья в головном уборе монахини. Это сатирический выпад Иеронима Босха в сторону католической церкви, жадной и распущенной. Документы же с печатями, расположенные на колене у одного и у головы другого персонажа этой мини-сцены, рассказывают о праве на прощение грехов за деньги – индульгенции. Босх и в картине, и в жизни критиковал эту практику, считал мошенничеством.

На картине «Сад земных наслаждений» можно отыскать много других объектов, которые содержат в себе определенные смыслы. Также важны и комбинации этих объектов, привносящих новые значения прежним предметам, изображенным на холсте. Но в целом полотно Босха является отражением всевозможных пороков человеческих, которые крадут у человека его время и жизнь. Об этом написано это полотно…

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)