DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Старый добрый Холмс: возвращение

Пятое сердце / The Fifth Heart (роман)

Автор: Дэн Симмонс

Жанр: детектив

Издательство: Азбука

Серия: The Big Book

Год издания: 2016 (в оригинале — 2015)

Перевод: Е. Доброхотова-Майкова

Похожие произведения:

  • Дэн Симмонс «Друд, или Человек в черном» (роман)
  • Артур Конан Дойл «Шерлок Холмс» (цикл)
  • Рассказы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе вызвали бурную шумиху уже с первых публикаций в журнале «Стрэнд». Прославленный сыщик стал своего рода городской легендой — явлением на грани реальности и вымысла: ведь тогда многие всерьез считали, что доктор Уотсон/Ватсон — настоящий автор историй, Холмс — реальный человек, а Конан Дойл — литературный агент доктора. В свое время это подлило масла в огонь популярности Холмса. Произведения о нем стали мировой литературной классикой и до сих пор не утратили привлекательности. Многие писатели — как современники Конан Дойла, так и более поздние — отдавали дань этому персонажу, причем не только в детективном жанре.

    Дальше всех, как обычно, пошел Дэн Симмонс — наш современник, один из признанных внежанровых мастеров. Если он принимает новый вызов, то обязательно делает так, что у впечатлительного читателя от удивления буквально отвисает челюсть.

    В 2013-2014 годах Симмонс работал над романом «Пятое сердце», который был опубликован в 2015 году.

    Небольшая предыстория. В романе «Террор» (2007) читатель погружается в мрачное криптоисторическое повествование с ощутимой примесью хоррора и мистики. «Друд» (2009) — смелая интерпретация биографий писателей Диккенса и Коллинза через призму помутившегося рассудка. «Черные Холмы» (2009) — неспешное и тягучее произведение о рубеже XIX и XX веков в американской истории глазами мудрого индейца. «Мерзость» (2013) — снова криптоистория, но уже без мистики, зато с откровенным издевательством над ожиданиями читателя, которое является едва ли не основным элементом общей картины.

    Роман «Пятое сердце» стал своего рода итогом всего, чего Симмонс блистательно достиг в перечисленных творениях. Здесь он свел вымышленных персонажей с реальными историческими фигурами. Шерлок Холмс, профессор Мориарти, Ирэн Адлер — все они здесь. Правда, несмотря на многократные упоминания, Ватсон так и не появляется в кадре. Второй главный герой (вместе с Холмсом) — американский литературный классик Генри Джеймс. Он втягивает в водоворот описываемых событий все свое окружение — политика Джона Хэя с супругой, историка Генри Адамса, будущего президента Теодора Рузвельта, писателя Марка Твена.

    Действие разворачивается в 1893 году, когда Холмс случайно встречает Джеймса в Париже и убеждает его отправиться в Америку для расследования обстоятельств смерти близкой знакомой писателя. Это тот период жизни Холмса, когда он считался погибшим в схватке с «Наполеоном преступного мира» — зловещим профессором Мориарти.

    Прибыв в Вашингтон, сыщик и литератор вливаются в светскую жизнь. В ходе расследования выясняется, что к смерти жены Генри Адамса причастны люди, связанные с всемирным революционным заговором анархистов. И этот преступный клубок тоже должен быть распутан. В ходе повествования масштаб событий вырастает из бытового убийства в глобальный политический теракт.

    «Пятое сердце» — добротный американский роман рубежа веков. В нем много светских бесед, званых ужинов и других признаков времени. Как и в «Друде», Симмонс настолько углубился в изучение эпохи, что можно подумать, будто автор жил в конце XIX века, причем был не рядовым американским гражданином, а человеком образованным, с богатым жизненным опытом, внимательным к деталям, скрупулезным и дотошным.

    Симмонсу удалось не просто сохранить канонического Холмса — умного, рационально мыслящего, ловкого во всех отношениях, безупречно владеющего собой, умеющего удивлять, иногда циничного, порой совершенно невыносимого. Здесь персонаж становится намного богаче, чем он прописан у Конан Дойла. У Холмса появляется прошлое, полное острых переживаний и потрясений. Становится понятно, какова на самом деле связь между ним и аферисткой Ирэн Адлер. Наконец, профессор Мориарти... он совсем не тот, кем кажется у Конан Дойла.

    Холмс интересуется тибетскими духовными практиками, у него глубокие познания в древней мифологии американских индейцев (ближе к развязке он встречается с выдуманным главным героем «Черных Холмов», от которого с большой благодарностью принимает мудрый совет индейского шамана).

    И главное — Холмс не просто сыщик. Все его приключения ведут к определенной цели: узнать, кто он — реальный человек или вымышленный персонаж. Как и в «Мерзости», Симмонс обещает (пусть и не явно) одно решение проблемы, а приводит к другому, которого никак не ожидаешь. Ответ на главный вопрос Холмса оказывается не мистическим и не фантастическим, а философским. Он постепенно вырисовывается, а затем остроумно резюмируется вечно хохмящим Сэмом Клеменсом — Марком Твеном.

    В романе есть кое-что и от фильмов Гая Ричи. В книге Холмс — настоящий мастер рукопашного боя. Бодрый «экшн» — кровавые стычки сыщика с представителями преступного мира — вносит колоритный диссонанс в чопорные светские сцены и диалоги из жизни вашингтонской богемы. Кульминация — эффектная схватка с главным злодеем на огромной высоте — на колесе обозрения Джорджа Ферриса во время Всемирной выставки в Чикаго.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)