DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

В логове скорби

Исполнитель: Intra Spelaeum

Название альбома: Intra Spelaeum

Жанр: Doom Death Metal

Страна: Россия

Лейбл: SvaSound Records

Дата выхода: 2 декабря 2011

Проект Intra Spelaeum (лат. «в пещере», в «логове») из г. Электросталь возник в 2010 году по инициативе Михаила Kron’a (Empty Shell) и Ильи Wolfenhirt'a («Сварга»). Так получилось, что эти музыканты из, казалось бы, достаточно разных по стилю команд сошлись на общей привязанности к классическому дум-дэт-металу, который получил широкое распространение в 1990-е.

My Dying Bride, Paradise Lost, ранние Tiamat, Decomposed и даже отечественная формация Deceptive, скоропостижно канувшая в Лету, — все эти имена послужили источниками вдохновения для Intra Spelaeum. С самого начала полноправным сонграйтером, гитаристом и дизайнером выступил Kron, Wolfenhirt же занял место вокалиста и автора лирики. В качестве пробы пера были выпущены синглы «Твое имя, твоя память…» и «Я выдержу все», которые получили более чем благосклонные отзывы. Таким образом, было решено продолжить работу над полноценным лонгплеем.

Вскоре к Михаилу и Илье присоединились музыканты-единомышленники: басист Игорь «Geralt» Степанов (Empty Shell) и барабанщик Сергей «Zahaar» Захаров («Сварга»). С этого момента Intra Spelaeum представляет собой полноценную группу. В таком составе в 2011 году музыканты презентовали свой дебютный одноименный альбом, о котором и пойдет речь. Финальное сведение и мастеринг прошли в белорусской DRYGVA Studio, продюсирование взяли на себя непосредственно основатели коллектива.

Хотя это творение произрастает прямиком из культовой классики дум-дэта, его создателями руководило желание не просто воздать должное кумирам юности, а сделать по-настоящему оригинальную и проникновенную вещь. И им это определенно удалось.

«Intra Spelaeum» — это хтоническое, беспросветно-мрачное, озлобленное, но вместе с тем необычайно трогательное и чувственное произведение, которое захватывает с первых же нот и не отпускает даже после финала. Пластинка не перегружена материалом, все семь треков уложились в сорок с небольшим минут, но за это время можно почувствовать, будто прожил целую жизнь.

Эти угрюмые и будоражащие сознание полотна обладают гнетущей «тленной» атмосферой, что достигается не только за счет брутальных раскатистых риффов и тяжелой ритм-секции, но и благодаря частому присутствию клавишных. Партии альта и скрипки, за которые отвечала Анна «Alruna» Оклеевич, и виолончели в исполнении Ирины «Risha» Львовой добавили в палитру альбома тонкого драматизма.

Особое место здесь отводится лирике. Еще в составе «Сварги» Илья Wolfenhirt показал себя чрезвычайно одаренным поэтом, но в формате Intra Spelaeum он погрузился в такие недра отчаяния, одиночества и застарелой боли, что результат не перестает восхищать и по сей день — тексты альбома получились мощными, надрывными, напитанными горечью. Чередуя чистый вокал (точнее — нарратив) и гроулинг, Илья тем самым ставит необходимый акцент в своих исповедях.

Минорные струнные пассажи, от которых веет глубокой осенью, открывают трек «Твое имя, твоя память…». Само же повествование проходит через вздымающиеся и опадающие волны риффов, меланхолические соло-пассажи и эмоциональные сбивки и в целом настраивает на отстраненно-созерцательный лад.

Композиция «За тающим солнцем» продолжает эту депрессивную линию, но уже с добавлением элементов эмбиента и струнных инструментов с легким этническим оттенком. Здесь злость сменяется поэтической меланхолией, но эмоциональный предел ее очень высок:

Снова бежать мне за тающим солнцем,

Глотая ветра воспаленной гортанью,

По обугленным трупам, по обрубленным жизням

К бескрайним просторам чумы и насилья.

Следующая тема, «Яд вечного древа», несколько выбивается из заданного контекста, но лишь в музыкальном плане — минималистский акустический номер с таинственными партиями виолончели, полный темных философских дум о том временном отрезке, что нам отпущен.

Эпичная панихида «Не поспеть зиме» неспешно окутывает и зачаровывает своим сверкающим облачением, прежде чем перейти к основному действу. Здесь мастерски переплетаются непреодолимые, словно надгробие, думовые пласты и отчаянные порывы в попытке прочувствовать последние мгновения жизни:

Память хоронил средь горьких трав,

Боль свою зажав в пальцах старика.

Эхом хрипа звал, сватал саму смерть,

На пустых холмах обнимал закат.

«Я выдержу все» стоит отнести к самым выразительным главам альбома — скорбный, но монументальный трек, погружающий в атмосферу дремучих стылых лесов, грызущего одиночества и отчаянной злости. Завлекая в свои мертвенные объятия рельефными гитарными мелодиями и гипнотическими декламациями, номер разверзается поистине сокрушительным и грозным манифестом:

Никаких утешений,

Никаких больше слез.

Только годы забвений,

Только вечный мороз.

Я вырежу сердце,

Я выжгу глаза,

Я останусь во мраке,

Я пойду до конца!

«Где восход променял свою тень» в некоторой степени тяготеет к типичному готик-думу в стиле Draconian. К тому располагают утонченные меланхолические мелодии, завораживающая секция классических струнных, положенных на гитарно-барабаннный остов, и два вида вокала. Но тематически композиция осталась верна философскому вектору Intra Spelaeum.

Завершает альбом еще одно нехарактерное произведение, «Темная мать» — спокойная, в чем-то умиротворенная, но неизменно берущая за живое акустическая баллада с душераздирающей лирикой, которая мало кого может оставить равнодушным. В основе ее — размышления о сущности смерти, ее неизбежности и о том, как преодолеть тяжесть потери:

Ты знаешь, как будет на той стороне?

Вдруг мы больше никогда не узнаем себя?

Словно тени, волчий след на песке,

Мы уходим, как будто нас не было здесь…

Одно из главных достоинств альбома — его продуманная структура, выверенный баланс между суровой думовой тяжестью и старательно, но ненавязчиво выписанными аранжировками. Композиции не стараются погрузиться в монотонную рефлексию, но предстают в виде полноценных рассказов или притч, где есть свой «пролог», «сюжет», нарастающая «кульминация» и «эпилог». Повествуют они о разном: о потерянном крове, о былых страстях, о войне, о смерти, старости и цикличности времен.

Это тот редкий случай, когда лирика и музыка безупречно дополняют друг друга. Обладая невероятно сильным воздействием, вызывающим порой дрожь возбуждения, благодаря правильно расставленным акцентам, альбом без особых усилий завладевает слушателем. Заставляет узнать самого себя в лирическом герое, примерить на себя и сопоставить его переживания со своими. То он погружается в застарелую скорбь посреди пожарищ, то тяготится одиночеством в стенах ветшающего жилища, а то бесплотным призраком скитается среди чащоб и урочищ, созерцая смены времен года, умирая и возрождаясь вновь.

Даже спустя годы «Intra Spelaeum» можно назвать настоящей жемчужиной жанра — хотя бы потому, что повторить такое практически невозможно. Его художественную и эстетическую ценность оказались не в силах затмить ни последующие релизы группы, ни прочие работы представителей отечественной дум-метал-сцены.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Старком 21-06-2023 17:26

    К сожалению, парни не только не смогли повторить этот уровень, но и сильно занизили планку на следующих альбомах. Этот же будто создан по вспышке вдохновения свыше.

    Учитываю...
    • 2 Аноним 04-07-2023 16:03

      Старком, к сожалению, так и есть. Дебютник оказался непревзойденным.

      Учитываю...