Йона Берг не отступает от традиций, устоявшихся за шесть номеров ее авторства в DARKER. В последнем в этом календарном году интервью она поговорила с лидером столичного квартета Clarity Vision, играющего «смесь современного стоунер-метала и старого доброго дума семидесятых», — композитором и гитаристом Алексеем Росляковым.
Беседа прошла под эгидой грядущего Born Again Festival, один из организаторов которого — Алексей. Мероприятие пройдет 14 января 2023 года на московской арт-площадке Peak Sound и объединит на одной сцене пять молодых команд, играющих стоунер/сладж/дум.
С чего все началось? С одного человека, который впоследствии собрал остальную группу? Или идея принадлежала нескольким музыкантам?
Идея создания принадлежала мне. В 2020 году у меня назревали две идеи создания музыкальных коллективов. Первая — сформировать команду, играющую так называемый дум-стоунер-метал; здесь я видел себя в роли ведущего гитариста. Вторая — сайкобилли-коллектив, где я планировал взяться за контрабас.
Началось все с варианта номер два. Летом-осенью 2021 года моя давняя знакомая Галя предложила поиграть в формирующемся коллективе на контрабасе. Она же пробовала себя там в качестве вокалистки. За пару репетиций стало ясно, что с большей частью группы я не на одной волне. Поэтому я уволился Спустя примерно месяц я уже точно знал, что коллективу номер один быть и что он точно начнется с Галей на вокале. Просто должна была сложиться ситуация, которая стала бы толчком для всего. Так и произошло.
Позже к нам присоединились бас-гитарист Денис и барабанщик Михаил. Сейчас все участники на одной интересной волне, чему я очень рад. Изначально группа и должна была собраться из людей, которых объединяет интерес к играемой музыке и что-то еще.
Откуда взялось такое название? Оно ведь довольно нетипично для команды, играющей стоунер. Да и логотип разительно отличается от классических волнообразных шрифтов. Кто его разрабатывал?
Варианты были разные. Мы понимали, что в названии группы точно не должно быть слов из классической подборки: bong, dope, acid, stoned, weed и так далее, потому что тематика текстов песен, которые мы играем, далека от всего этого. Идеи появлялись и исчезали, но все было не то. Произносишь вслух и понимаешь: не то.
«Clarity vision» — ясное ви́дение. Как-то зацепилось у меня в голове. Не знаю, способен ли человек ясно, без догм, воспринимать окружающий мир, но думаю, это было бы реально круто!
Что до логотипа — хотелось отразить в нем легкую мрачность (что, на мой взгляд, удалось посредством шрифта) и посыл названия. Око — vision. Образ горы в зрачке — идея чистого пространства: высоко в горах свежий и приятный воздух. Рядом с горой два небесных светила — символы, навеянные мне sci-fi-тематикой. Может быть, то место, которое отражается в зрачке, не совсем планета Земля… а может, и не отражение вовсе.
Все это я часами рисовал и перерисовывал, Галя помогала мне своим свежим ви́дением. Когда подолгу рисуешь, глаз «замыливается».
Основной шрифт — немного готический — мы с Галей подобрали еще к предыдущим, отбракованным названиям.
Почему на вокал выбрали девушку? Рассматривались ли вокалисты-мужчины?
Изначально я не знал, мужской или женский вокал нужен. В этом вопросе предпочтений нет — круто бывает по-разному. Так сложились обстоятельства: я хотел группу с вокалом, а Галя хотела петь, и ее заинтересовала моя идея.
Давайте будем честны: стоунер — не самый популярный жанр в нашей стране, да и вряд ли когда-нибудь станет коммерчески успешным. Что послужило причиной выбора направления? Как вообще стоунер пришел в вашу жизнь?
Я играю в первую очередь потому, что мне это нравится, и играю то, что цепляет. С детства меня поражали музыкальные композиции разных стилей и направлений. И вот что интересно: самые сильные впечатления произвели классическая музыка и метал, который в общем-то и произрос из классики и блюза. По крайней мере, я это так слышу Тяжелое звучание гитары, умеренный или медленный темп и некоторая психоделичность — это из рока семидесятых. Смесь современного стоунер-метала и старого доброго дума семидесятых — это про нашу музыку.
Стоунер-дум пришел в мою жизнь примерно в 2013 году, когда в поисках «чего послушать» из «гаражного» или «окологаражного» мне попалась группа Uncle Acid & The Deadbeats. Мне они понравились — эдакие новые Black Sabbath. После нашел Acid King — и меня снесло о-о-очень сильно и прямо-таки надолго. Такого я никак не ожидал услышать! Следующими были Sleep.
К слову, на мой взгляд, первый в истории стоунер-альбом — «Master of Reality» Black Sabbath (1971). Можете прослушать основную гитарную тему песни «Lord of This World» оттуда, а затем включить «Dragonaut» Sleep (1992). Интересно, как через двадцать лет стиль преобразовался в иную, самобытную подачу. В общем-то и сами Sleep не отрицают, что «выросли» музыкально в том числе из Black Sabbath.
Сейчас у группы несколько демозаписей. Планируете ли полноформатный альбом? Будете выпускаться на лейбле или своими силами?
Сейчас записываемся в студии и планируем сначала выпустить две песни. После — запись остального материала, которого уже достаточно для альбома. А вопрос сотрудничества с лейблом пока не решен. Хотим максимально перенести в запись наше живое звучание. Большую роль играет не только то, как записать материал, но и сведе́ние, мастеринг. Думаю, в ближайшие пару месяцев с этим будет больше ясности.
В планах — релиз ограниченным тиражом на виниловых пластинках.
Дебютное выступление Clarity Vision состоялось 5 ноября. Поделитесь ощущениями. Было ли страшно? Что запомнилось больше всего?
Было круто! Я уже не раз выступал на сцене, однако это всегда по-новому и интересно. Запомнилось, что после выступления подходили люди и делились, какие песни им понравились. Это очень интересно!
Продолжая тему дебюта: это ваша первая группа? Если нет, то расскажите подробнее о ранних коллективах. В каких направлениях играли? Почему все заглохло?
Первую группу, взяв на себя роль лидер-гитариста, я собрал с барабанщиком в старших классах школы. Начинали с каверов Korn и Sepultura, а свой материал был в стиле мелодик-метала — вроде того, что играет группа As I Lay Dying. Финальный состав — пять человек.
После, учась в университете, участвовал в паре метал-проектов. В одном — как ритм-гитарист, в другом — как бас-гитарист. Далее был большой перерыв в музыкальном творчестве.
В предпоследнем коллективе играл на контрабасе сайкобилли с крутым барабанщиком Павлом и гитаристом-вокалистом Леоном. Насколько знаю, Паша сейчас продолжает играть сайкобилли в коллективе The Squidbillys и дэт-метал в Grond.
Со всеми группами расставался по одной причине — из-за невозможности или нежелания развиваться в заданном направлении.
Clarity Vision сейчас единственная группа, где вы играете? Как считаете, если музыкант играет сразу в нескольких коллективах, насколько сильно это отражается на качестве исполнения? Ведь остается меньше времени на отработку программы каждой из групп.
Clarity Vision — мой основной коллектив. Думаю, таким и останется. Есть идеи и небольшие «наброски» на сторонние проекты, но их реализация однозначно не в приоритете. Даже не знаю, когда захочу и захочу ли вообще тратить силы на воплощение этих задумок.
Относительно творчества в нескольких коллективах — думаю, возможно вообще все что угодно. Вопрос в поставленных задачах и целях. И, конечно, насколько адекватно музыкант оценивает свой внутренний потенциал — на что он способен и готов.
Можно бесцельно распыляться и создавать «имитацию кипучей деятельности», а можно полноценно и продуктивно вести более одного проекта в разных стилях. Все требует ресурсов разного характера.
Может ли группа прожить без клипов на свои композиции? Планируете ли в будущем снимать что-то на свой материал?
Клипы, как и записи, — часть медиа-составляющей музыкального коллектива. Группа, конечно, может «прожить» без клипов. Но, на мой взгляд, видео — это интересное и приятное дополнение к творческой презентации коллектива. В будущем мы планируем выпустить как минимум два клипа.
Каким образом у вас в группе разграничены обязанности? Есть ли такое, что кто-то пишет только тексты, кто-то — партии для определенных инструментов? Или ваше творчество — плод коллективной работы?
Сейчас песни создаются так: я пишу партии гитары и тексты песен, делюсь с коллегами материалом и тем, как слышу звучание песни. Бас-гитарист Денис и барабанщик Михаил сами пишут свои партии. С вокалисткой Галей мы разбираем текст и то, как я слышу основу исполнения. На репетициях материал наигрывается, формируется общее монолитное звучание.
Я задаю общий «вектор движения», а финальный, готовый материал — плод сотворчества всех участников.
Изначально одним из основных принципов коллектива было то, что каждый музыкант вносит свой творческий вклад в создаваемый материал. А состав формировался только из тех людей, которым комфортно, приятно и интересно играть вместе.
Чем вдохновляетесь при создании материала? Что хотите донести до слушателя?
Вдохновляюсь тем, что наблюдаю, вижу и слушаю: картины, музыка, архитектура, литература, события. У меня нет цели что-то до кого-то доносить. Просто слушайте, смотрите и наблюдайте!
Что повлияло на выбор инструмента, на котором вы сейчас играете? Почему, например, не ударная установка? Ну и как вообще начали заниматься музыкой?
С детства меня привлекали струнные и клавишные инструменты. Струнные просто оказались доступнее. Первую гитару мне купили родители, за что я всегда буду им благодарен, как и за многое другое. А первые мои занятия начались с изучения гитарных аккордов и техник игры. Я изначально старался подбирать мелодии, а позже композиции целиком на слух. Нотной грамоты я не знаю
Вы уже думали о небольшом (или большом) туре? Если да, то какие места хотели бы посетить?
Про турне по городам пока не думали и не говорили. Сейчас все внимание направлено на наработку нового материала, запись в студии и подготовку к запланированным мероприятиям.
Согласны ли вы, что андеграундная музыка не может быть коммерчески успешной? Как относитесь к музыкантам, которые хотят зарабатывать на своем творчестве?
Успех, каким бы он ни был, — понятие размытое. Я считаю, что получать вознаграждение за выступление — это замечательно! Важно быть реалистом — тем более когда дело касается андеграунд-сцены.
Как думаете, в рамках текущих реалий способен ли «отечественный музпром» выбраться из сумрака? Покуда количество выступлений зарубежных исполнителей в нашей стране стремительно приближается к нулю, есть ли у местных команд шанс обратить на себя внимание аудитории?
О, это зависит не только от количества местных коллективов и качества их материала, но и от того, насколько сами слушатели расположены к этим группам. Думаю, сейчас отличное время для формирования новой музыкальной сцены — независимо от стиля музыки.
Как возникла идея организовать Born Again Festival? Почему именно «Born Again»? Ведь мероприятие проводится впервые. Верно ли, что это не одноразовый гиг и в планах у вас прогреметь еще не единожды?
Идея возникла легко и непринужденно! После телефонного разговора с гитаристом группы Sacrifuzz (ex-Fuzzthrone) Святославом мелькнула мысль о совместном мероприятии с названием, которое отразило бы сразу начало «новой страницы» в их творчестве, нас как новую группу и дало бы отсылку к корням направления, в котором мы играем. И вот оно, название — «Born Again». Так называется песня из одноименного альбома Black Sabbath (1983).
Следующая мысль: не просто мероприятие, а фестиваль. И, скорее всего, не разовый. Как говорится, поживем — увидим.
Почему решили проводить ивент зимой? Все-таки фестивали — это больше летняя тема. Открытые площадки, тепло, палатки, пивко. В чем его принципиальное отличие от, скажем, вашего первого лайва, где вы играли с несколькими другими командами?
Посчитали, что не стоит откладывать идею в долгий ящик. Плюс это отличное время, чтобы взбодриться всем — и музыкантам, и слушателям.
Принципиальная разница, отличающая Born Again Festival от других мероприятий, — это сама идея. И еще на будущее мы планируем сделать мероприятие с большим количеством команд — возможно, на пару дней и с разными интересностями для посетителей. Всех задумок и планов раскрывать не буду.
Чем занимаетесь помимо музыки? Не возникает чувства, что повседневная рутина не оставляет достаточно времени для творчества?
То, чем я занимаюсь, — по большей части и есть творчество в разных проявлениях. Практически каждый день.
Конец года не за горами. Довольны ли вы тем, чего удалось добиться за эти 365 дней? Есть что-то, что реализовать не удалось или, наоборот, удалось с неожиданным для вас самого размахом? Есть ли у вас привычка составлять список «я обязательно сделаю это в следующем году»?
Сейчас могу сказать с полной уверенностью, что год был по-своему очень необычным и интересным. Много произошло событий в моей жизни, и все они продолжают меня формировать и менять.
Что касается списка, я каждый месяц составляю «плавающий» чек-лист того, что нужно сделать. И есть более масштабные планы на будущее.
Назовите лучший стоунер-альбом, который довелось услышать в 2022 году.
Это инструментальный стоунер-дум — «Mount Doom» от коллектива Death Trip.
Классическое напоследок — пожелайте что-нибудь читателям DARKER в последнем выпуске за этот год.
Разрешайте себе меняться, но при этом оставайтесь собой. Слушайте разную музыку. Берите для себя лучшее.
Ознакомиться с творчеством коллектива и графиком выступлений можно здесь.
Комментариев: 0 RSS