DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

35. Финал. Отзывы Ларисы Львовой

Лариса Львова

Лариса Львова

Писатель, редактор. Представитель редакции DARKER (литературный редактор). Неоднократный финалист конкурса «Чертова дюжина».


«Вербатим»

Прочла без всякого интереса. Сначала показалось, что автор собирается написать пародию на «позднее зажигание» и продажность культуры: по всей стране идёт борьба с борщевиком, дачников штрафуют за наличие оного представителя флоры на участках, а для драматурга Киры жизненных реалий не существует – «всем параллельно». Чтобы вербатим поручили ей, она провела «медовую ночь» с минкультом и для решения насущной проблемы вообще собирается лишь «говорить с людьми», ну а ее творение автоматически «все изменит».

Затем посыпались неверные факты и противоречия: «День триффидов» причислен к описанию симбиоза; сначала сказано, что бывший губернатор пока что будущий министр, однако он предстает действующим минкультом. Отравление спорыньей, эрготизм — Кирина объяснялка плясок неверна, на самом деле эрготизм — это судороги, неукротимая диарея, неврологические нарушения и некроз тканей. Уж лучше бы героиня назвала пляску святого Витта или попытку тарантеллой преодолеть укус паука. Но самое интересное, что прошловековые лысенковцы автору аплодировали бы стоя за «порождение одного вида другим» вопреки законам генетики: дягиль (борщевик, хотя это разные растения) появляется от спорыньи, а она – из меда ящера.

Про фейклорные (псевдофольклорные) байки даже говорить не хочется в силу их чистейшей абсурдности.

Так и не поняла, почему прочитанное перед селянами слово не помогло. Что случится с героем, если он промолчит перед своим отцом? Единственная интрига – что это было за слово.

Такое количество абсурда вытесняет всякий хоррор, в его контексте не пугают судьбы зарезанных Киры, Таньки, из которой ползут восьмёрками кишки. Всё воспринимается какой-то игрой, стёбом.

Абсурд я не люблю, поэтому из всего рассказа мне понравилось мне только два выражения «пустить ленту» и «надеть галстук».

«Гошка застрял»

Прочла без интереса. И снова текст, в котором хоррор обнуляется откровенным отсутствием логики, заменённой на совпадения, гротеском в подаче образов и сюжете. Я не поверила, что профи высокого класса так отнесётся к продукту заказчика и поведёт себя как гиперсексуальный тинейджер, дорвавшийся по сексшопа. Не поверила в существование, прости хосспади, алхимика в наше время («год в коровьем дерьме, год в сперме, в лошадином нутре, в реторте»). В саму реторту не поверила — мешочек, перевязанный веревкой. Все события происходят как по заказу: голосовое сообщение пришло, когда удобно для сюжета, и те, кого можно убить, явились вовремя.

«Госька» вызвал улыбку и некое сочувствие, когда защищал хозяйку. Других эмоций ублюдочное создание не вызвало, хотя досадно, что оно не смогло выполнить заложенное в него магией и было размазано по стене. Фотограф Слава надоела со своей мантрой «Я машина», мятная холодная кровь, что сочится из её ног в финале, не изменит того, что она дура, которой ещё платить за сгоревшую студию. Подробно описанная техническая суета, тупой экшен — всего лишь мельтешение в попытках создать развитие действия. Вообще не поняла, для чего выделен зрительный образ муравья с яйцом. Чтобы подчеркнуть сходство с алхимиком? А цель-то какова?

В итоге снова словесные игрища, не связанные с жанром.

«Кастрюлище»

По всем правилам написанная крипи-стори с живыми, обаятельными мальчишескими характерами, вовремя осенившей детей догадкой, что кастрюля-то непростая. Детская неподдельная жалость, ритуальные подношения спасают мир от голодного призрака, который мог бы повести себя по-другому. То ли он наконец наелся, то ли дети выросли, но на этом истории конец. Мило, но не для конкурса хоррора.

«Клуб перестроечной чернухи»

Текст хорошо написан. Наконец-то вижу полноценный хоррор, с полнокровным миром и прописанными героями. Они вполне себе живые, с собственной историей. Но этой истории в тексте чересчур много. Детство друзей можно смело убирать, оно не внесёт в повествование ни нужную тональность, ни смысл. Про увлечение сказано достаточно, мотивы тоже указаны. В данном тексте «Д» — достоверность является «П» — перебором.

Очень понравилось все, связанное с фильмом «Рыба кричит от боли». Незавершённое, затерянное произведение человека, сходящего с ума от нереализованности и одиночества, не может пробиться в мир, но в состоянии втянуть часть реальности в себя. Ну замечательно же!

Но тут, блин, герой решает всё изменить. В последней части он попадает в новую реальность, и друзья снова начинают смотреть перестроечную чернуху. Превращение хоррора в сказку про белого бычка смяло все впечатления. И ещё я не люблю перестроечную чернуху, мне нравится постперестроечная мистика — «Прикосновение», «Сестрички-либерти», «Упырь».

«Литопедион»

С удовольствием взяла бы рассказ в выпуск «Даркера» по теме «Аномальные зоны». Он хорошо написан, без описалок-объяснялок-толковалок. Хоррор подан в деталях: мать, которая тащит в лес остро заточенную тяпку; подушка на её лице; ряса в ведьмином круге. И лишь в финале мы видим два тела, поглощаемых землёй. Предыстория тоже обозначена: однажды героиня оказалась в ведьмином круге, и ей «никто не помог».

О природном феномене рождения литопединов я дважды видела ролики. И вообще про разные уродства детей в странах Востока тоже смотрела. Жуть. Однако в народе к таким детям отношение благостное, их считают даром богов и полноценными членами семьи, за ними бережно ухаживают. Русскому литопедиону не повезло, его отвергают родные и батюшка. И чем больше отторжение окружающих, тем сильнее любит его мать. Она хочет, чтобы он вырос с гору, чтобы люди поклонялись ему. Он ведь действительно для нее Пуп земли. Таким образом, это текст о сумасшедшей, напрочь лишенной критического мышления матери, которая существование своего дитяти превращает в зло для людей. Ну и ещё это рассказ о дурости занимающихся поиском «мест силы», не понимающих, что эта сила всегда против них.

«Лихо»

Отличная сказочка! После первых же абзацев она становится сюжетно предсказуемой, но захватывают изящные переплетения конфликтов, которые проясняются не сразу. Жестокость захватчиков-свеев меркнет перед бесчеловечностью купца, которому не жалко своей дочери — у него ещё подрастают. Такие «купчины» не по роду занятий, а по духу, всегда ищут, как бы решить проблемы за счёт чужого горя, да желательно подешевле. Избитый, униженный отец вынужден похоронить дочь не по-человечески. И тут же собирается вешаться, ибо ему страшно представить свое дитя нечистью.

Как и положено в сказочке, каждый получает соответствующее воздаяние. Купца съели, а несчастный Богдан вместе с Бедами вливается в свиту своей дочки-нечисти.

Нечисть по своей сути враждебна человеку, реже амбивалентна. Но то, что она так яро патриотична, я никак не ожидала увидеть.

Это очень красиво написанный текст: «Лихо покорно склонило голову, мотнуло седыми паклями по глинистой земле и пошло следом на искривленных ногах. За его поступью глина ссыхалась и трескалась, трава чахла и на глазах превращалась в перегной, а лихие мертвецы, однажды захороненные на погосте, царапали землю и стонали». Спасибо автору.

«Лювлю»

Скорее всего, я поняла вроде бы немудреную работу неверно. Просто смотрела на нее глазами человека, ознакомившегося с неким явлением — появлением тульп. Вот мне и показалось, что Элька — просто тульпа, созданная героем в возрасте, когда остро пробуждается потребность в любви противоположного пола. Она становится его вторым «я», каждый день уверяет в любви — то, в чем нуждается подросток. Но наступает момент, когда тульпа перестает устраивать героя, у него появляются естественные чувства к Кате. И тульпа для своего хозяина создает еще одну — ту Катю, которая ответит на его чувства. Сама она изменяется, начинает неверно произносить слова. И тут происходит что-то новенькое: тульпа атакует хозяина, а потом и мир, в котором он живет. Теперь она — хищник с единственным желанием — поглотить, «жрать». Меняющиеся руки героя как раз утвердили меня в мысли, что это рассказ о хищной тульпе, ибо читала, что между хозяином и тульпой возможен обмен телами. Вот из Википедии, хотя много материала и позанимательнее: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BF%D0%B0

Создание всякого рода заменителей друзей/любимых/собеседников разрушительно для человека, ведь он рожден ради жизни среди других людей.

Если же рассматривать Эльку просто как девушку с паранормальными способностями/ведьму, рассказ теряет для меня всякий интерес. Столько уже читано про ведьм и их штучки, что вытворяемое ею слишком простенько. Обычная-то отвергнутая девушка способна на многое, а уж ведьма тем более.

«Мать»

Прочла без интереса, хотя тема-то остро актуальная. Картина погружения в безумие подана хорошо: семейный ад отодвигается на задворки сознания; становится соседским, а потом и вовсе исчезает. Остаются только эксперименты с ножницами.

«Нули и единицы»

Ищете инопланетный разум, контакт с ним? Вот, пожалуйста, получите отраженные Солнцем сигналы со стороны созвездия Змеелова. Код-послание, распространяемое по всей планете, заставит землян убивать или самоубиваться. Аутентичные, хорошо и емко прописанные картинки показывают масштабы катастрофы. Объяснение происходящего хитро спрятано в финальную сценку.

«Пробка»

Написано хорошо, колоритно. Погуглила всё о перевозках заключённых, авось пригодится самой (для текста). Претензий по содержанию много: 1) Сферичная какая-то пробка, которую за десять часов никто не взял под контроль, и все действия ограничились переноской трупов. Я вообще приняла Чернова за мертвеца, который стремится занять место другого покойника. Один добрый человек помог вникнуть в содержание. 2) Все это время женщина, которой названивает чужой человек от лица мужа, почему-то не обращается в полицию. Другие тоже бездействуют 3) Подгорелое до корочки мясо отвратно пахнет. Сама забывала не раз сковородку с мясом на плите, вспоминала о ней, учуяв смрад. 4) Больничных автозаков нет. Если зэка на грани жизни и смерти помещают в гражданское медучреждение для экстренной помощи, то используют скорую с конвоем, помирающего фиксируют наручниками. 5) Женщин и мужчин этапируют отдельно, кроме вагонзаков. А шмара утверждает, что ехали все вместе. 6) Странные зэки занялись каннибализмом вместо того, чтобы удрать хотя бы пешком через поле. 7) Переодевание не спасет новоявленного Чернова от разоблачения. Если это чисто символическое действие, тогда ладно.

И вообще, что происходит в тексте? Чернов описал, что видит, поговорил с чужой женой, отволок настоящего Чернова в автозак. И все… Причём каждое из этих событий основано на рассыпающихся логике и матчасти. А ведь автор «косил» под реал.

«Скуф, скам и бутор»

Отлично написанный рассказ! Несмотря на то, что за годы участия в «Чертовой дюжине» я прочла 100500 способов сойти с ума и на этой почве устроить мочилово, происходящее с Ларисой Кузминичной показалось интересным. Автор, наверное, изучил матчасть, как происходит манифестация шизофрении с видениями и голосами, и подробно все воспроизвел. Жаль, что все это не вызвало сочувствие к больному одинокому человеку. Уж очень воинственна и антисоциальна ее позиция. Идею я поняла так: «застревание» в определенном культурном пространстве, неумение приспособиться к изменениям, интегрировать свою личность в общество, может привести к трагедии. Более того, классика, распирающая мозги Ларисы, совсем не делает ее чеховским прекрасным человеком. «Почитки» — да это же лютый кринж!

В тексте полно каламбуров, аллюзий, цитат, глубоких интересных обобщений. Но и они (для меня лично) не могли скрыть сатирический контекст.

Другая проблема — литературный язык и новояз. В языке всегда была лексика ограниченного употребления, обусловленная социальным расслоением общества. Карамзина возмущало слово «парень», но скоро оно прижилось, а через век стало общеупотребительным. Русский «водомёт» заменили иноязычным «фонтаном». «Живой как жизнь» (с) язык всегда будет меняться, ограничения в нем будут появляться и исчезать, но это не повод устраивать персональные войнушки с жизнью.

Удивительно, что те же самые события можно толковать совсем по-другому, стоит только изменить угол зрения. Я прокомментировала текст со своей позиции.

Автор красавчик.

«Сопливых никто не любит»

Неплохой мальчишечий хоррор, прочла с умеренным интересом. Очень раздражали варваризмы, непонятно с какой целью использованные. Для обозначения локации? Однако нет нужды обозначать ее столько раз.

«Спичечки»

Прочла с умилением. К такому благостному восприятию подготовила работа с текстами по темам выпусков «Даркера» — «Квартирный вопрос» и «Лиминальные пространства». Один добрый человек задал мне вопрос: «А что происходит в «Спичечках»? Увы, у меня мельтешение действий, как в «Гошке» (чвак — админ на полу; чвак — заказчику фотоаппаратом по башке; чвак — гомункула в кашу) не вызывает интереса. Любопытным представляется все, что происходит в сознании человека, особенно когда он погружается в мир аномалий/безумия, которые всегда пострашнее всяких «чвак».

Студент снимает практически пустую квартиру, как бы застывшую в безвременье и безлюдье: вместо обычного мира многоквартирного дома — странный стикер, банки с полуотклеившимися надписями, пожухлые объявления. Спички, которыми сейчас почти никто в городах не пользуется, приобретают какое-то странное значение. А чего стоит настоятельное требование заглянуть в почтовый ящик и сам рисунок рыбы-удильщика! Подъездного удильщика! Пугает ведь все, что не может объяснить разум, поэтому особенности безлюдного дома жутковаты.

Автор умело нагнетает напряжение с зажигающимися спичками, устраивает игрища с пространствами: описывает переход с попаданием в старухину квартиру, а затем «как бы в свою». Он и сам не осознает, что стал новым хозяином-удильщиком, который будет втягивать людей в безумный мир.

Недоумение – желание разобраться — осознание опасности — попытки спастись — перерождение и есть каноничное для работ такого жанра действие.

Спасибо автору.

Комментариев: 12 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Дмитрий 10-06-2024 20:54

    С таким дотошным разбором полётов можно классиков свергать! Вот это силища! Вот это реальный хоррор!

    Учитываю...
  • 5 Ух 10-06-2024 10:11

    После этого обзора окончательно запуталась и не понимаю распределение мест, даже относительное. Кажется один и тот же рассказ от судьи получает 10-13 баллов, а от следующего сразу 1-3. Интрига растёт. И есть ощущение, что нас в конце ждёт сюрприз.

    Учитываю...
    • 6 Джесси Пинкман 10-06-2024 12:22

      Ух, по-моему, победитель начинает очерчивается более явно. За остальные места будет свалка...

      Учитываю...
      • 7 Аноним 10-06-2024 12:30

        Джесси Пинкман, мне кажется, что пока в таблице итоговой плотность адская, все вплотную друг к другу.

        Учитываю...
      • 8 Аноним 10-06-2024 14:06

        Джесси Пинкман, это какой победитель очерчивается более явно?

        Учитываю...
        • 9 Германий 10-06-2024 16:36

          Аноним, клуб перестроечной чернухи

          Учитываю...
  • 12 Один из 10-06-2024 09:36

    Спасибо за обзор!

    Учитываю...